ВЗЩА: большие перемены

Опубликовано: 27 октября 2014 г. в 14:31, 142 просмотраКомментировать

Сегодня отечественная электрохимическая энергетика, являясь одной из стратегически важных и наукоемких отраслей, переживает далеко не самые лучшие времена. Рост тарифов естественных монополий, отсутствие господдержки, непомерные кредитные ставки, занижение импортерами декларируемой стоимости ввозимых импортных аккумуляторных батарей с целью минимизации таможенных платежей — все это уже поставило российских аккумуляторщиков на грань вымирания. Тем не менее, даже в таких суровых условиях Великолукский завод щелочных аккумуляторов сумел не только выжить, но и запустить производство промышленных свинцово-кислотных аккумуляторов. О реализации нового инвестиционного проекта «Электротехническому рынку» рассказал заместитель генерального директора ЗАО «ВЗЩА» Е. К. Сиротин.

Евгений Константинович, предприятие начинало свою деятельность с выпуска никель-железных аккумуляторов с ламельными электродами для электропогрузчиков. Что представляет собой номенклатура продукции в настоящее время?

ЗАО «ВЗЩА»
Компрессор Atlas Cocpo GA 30+-90 / GA 37-90 VSD

За 35 лет своего существования завод вместе со страной пережил множество событий. Сегодня в номенклатуре доминируют качественные и долговечные никель-кадмиевые аккумуляторы для пассажирских вагонов, тепловозов и электровозов, морского и речного транспорта, шахтных электровозов и электрофицированного наземного транспорта. Естественно, внедрена и успешно работает система менеджмента качества ИСО 9001, сертифицированная авторитетным немецким органом TUV-Nord. Продукция имеет сертификаты Морского и Речного Регистров судоходства, РЖД. ЗАО «ВЗЩА» сегодня обеспечивает около 40% российского сегмента рынка щелочных аккумуляторов, успешно экспортирует тепловозные и шахтные аккумуляторы. В целом, это нетипичный пример того, что российские производители уверенно чувствуют себя в высокотехнологичной отрасли промышленности. А вот в области промышленной безопасности, а конкретно резервировании электроснабжения, картина совсем другая. Ввоз промышленных свинцово-кислотных аккумуляторов превышает 95% потребности страны, и зависимость от импорта близка к критической.

Это учитывалось на подготовительной стадии организации производства свинцово-кислотных аккумуляторов?

Когда в 2008–09 гг. разрабатывалась стратегия развития предприятия, это обстоятельство серьезно повлияло на принятие решения о создании соответствующего производства в ЗАО «ВЗЩА». Другим важным фактором было наличие свободной технической инфраструктуры на промплощадке предприятия (площади, энергетика, санитарно-защитная зона).

В чем особенность проекта?

Сегодня инвестиционный проект практически завершен, с августа 2013 года работает первое в России производство промышленных свинцово-кислотных аккумуляторов по полному технологическому циклу. Его главная особенность — наличие добротной, классической, проверенной временем технологии производства панцирных и намазных аккумуляторов с ресурсом 20–25 лет, применением максимально чистых материалов (свинец С0-С1, серная кислота х.ч.), современной спектральной лаборатории, комплекса испытательного оборудования. Все оборудование новое, европейского производства.

Где применяется продукция, серийный выпуск которой уже налажен?

Серийно производятся и поставляются тяговые аккумуляторные батареи типа PzS для электропогрузчиков и штабелеров емкостью 165-1000 амперчасов, а также стационарные аккумуляторы OPzS. Все они с гибкими перемычками, с применением положительного панцирного электрода на основе малосурьмянистых сплавов, что обеспечивает малоуходность (увеличенные интервалы доливки воды) на уровне новых серий аккумуляторов E-PzS/E-OPzS Exide и Enersys.

Собственное производство батарейных ящиков с покрытием из негорючего электроизоляционного материала дает возможность выполнить любые заказы потребителей на тяговые батареи. Здесь же будут делаться долговечные стеллажи для стационарных аккумуляторов.

Поскольку часть потребителей ориентируется на, так называемые, аккумуляторы VRLA (герметизированные, необслуживаемые в течение всего срока службы), которые могут находиться рядом с электронной аппаратурой, в нашей номенклатуре есть и такие аккумуляторы (OPzV, OGiV) с загущенным или адсорбированном в стеклосепараторе электролитом. Первые опытно-промышленные партии аккумуляторов OPzV и фронтальных 12В батарей находятся на испытаниях.

Чем обеспечивается контроль качества продукции?

В России традиционно проводится много самых разных испытаний (приемосдаточные, периодические, квалификационные и т.д.), количество которых значительно превышает практику, принятую на Западе. Поэтому для соответствия российской нормативной базе в требуемых объемах закуплено четыре автоматических стенда, термоклиматокамера и ванны-термостаты для испытания батарей на ресурс при повышенной температуре. Оборудование передано в аренду в независимую «Испытательную лабораторию химических источников тока «ЭЛАС», расположенную на территории завода. Эта некоммерческая организация проводит все наши испытания, даже приемо-сдаточные. Репутация и техническая база «ЭЛАС» такова, что с ней сотрудничают как потребители — например, операторы мобильной и дальней связи, так и известные производители аккумуляторов SAFT, Enersys, Coslight и др.

Качественный продукт требует наличия квалифицированного персонала. Как решается кадровый вопрос?

На новом производстве будет работать 210 человек, на данном этапе трудится 92. Так вот, кадровый потенциал в Великих Луках оказался на удивление неплохим, мы набрали много молодых людей, хорошо разбирающихся в технике и восприимчивых к сложным технологиям. Также мы нашли замечательных наладчиков и киповцев, которым приходится работать со сложным высокотехнологичным оборудованием. Так что на начальном этапе нам удалось успешно решить кадровые вопросы. Я бывал на заводах ведущих корпораций и скажу, что наши люди лучше разбираются в технике и с интересом относятся к делу.

Возникают ли трудности, выходящие за рамки производства?

Когда акционеры начинали инвестиционный проект за собственные и заемные средства, ориентировались на собственные силы. А вот конкурировать на рынке получается с неравными условиями. Наши коллеги в Тюмени и Казахстане имеют возможность компенсировать до 80% банковской ставки по кредитам, без которых развивать производство невозможно. Стоимость обслуживания кредитов сильно влияет и ограничивает возможности по оборотным средствам, особенно в период наращивания производства.

Или, скажем, природоохранная часть затрат: у нас очистка воздуха и воды сделана как в Европе (где заводы часто в черте города), то есть очень недешево. Известно, что в некоторых странах на этом можно экономить. Нам же никакие преференции не положены.

А там, где государственные компании могли бы напрямую поддержать импортозамещение, мы месяцами преодолеваем барьеры ведомственной сертификации и одобрения, хотя производство аккумуляторов для них полностью готово.

Коснулась ли изменений сбытовая политика ВЗЩА?

Сбыт, как и прежде, осуществляется через систему официальных торговых представителей. Здесь упомяну ЗАО «Курс», которое территориально, как и мы, находится в Великих Луках, что позволяет менеджерам оперативно знакомиться с новой продукцией и дальше предлагать ее рынку. В нашем лице торговые представители получают одни из лучших сроков поставки на рынке. Например, импортные тяговые аккумуляторные батареи идут к потребителю 4–8 недель, стационарные могут и через двадцать — такова сложившаяся практика. А наши представители озвучивают заказчику от семи дней на изготовление тяговых батарей и до месяца на стационарные, мы обладаем такими возможностями. Экспортом занимаются заводские службы. Интерес к продукции заметно растет, что подтверждается и посещаемостью заводского сайта — с запуском нового производства она возросла в десятки раз.

Стационарные малообслуживаемые аккумуляторы с электролитом, типа OPzS, ЗАО «ВЗЩА»

Стационарные малообслуживаемые, с электролитом аккумуляторы, типа OPzS, изготавливаемые на ЗАО «ВЗЩА» имеют ряд преимуществ:

  • Проверенная временем конструкция положительного электрода, панцирного типа (сухая набивка и тканый карман).
  • Срок службы 20-25 лет.
  • Доливка воды (корректировка уровня электролита) один раз в 3-5 лет.
  • Низкое газовыделение благодаря применению сплавов с низким (менее 2%) содержанием сурьмя.
  • Корпус изготовлен из прозрачного сополимера SAN, позволяющего контролировать состояние электродов и уровень электролита на протяжении всего срока эксплуатации аккумуляторов.
  • Простой и удобный монтаж с использованием выводов под болт и межэлементных гибких изолированных перемычек, исключающих короткие замыкания.

По техническому уровню аккумуляторы соответствуют современным классическим сериям ведущих европейских производителей (например, малообслуживаемая серия E-OPzS компании Exide).

Тимур ЖЕМЛИХАНОВ

Источник: журнал «Электротехнический рынок», № 4 (58)

Информация о компании

Великолукский завод щелочных аккумуляторов, ЗАО
ЗАО «Великолукский завод щелочных аккумуляторов» расположен в Северо-Западной части России, городе Великие Луки, связанным прямыми железнодорожными и автомобильными магистралями с важнейшими промышленными ценрами: Москва-500 км, Санкт-Петербург-600 км, граница со странами Балтии-60 км. ЗАО «Великолукский завод щелочных аккумуляторов» специализируется на разработке и производстве: щелочных аккумуляторных батарей ёмкостью 250, 300, 350, 400, 450, 500 А/ч., герметичных никель-кадмиевых…

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.