Завтра начинается сегодня

Опубликовано: 13 декабря 2013 г. в 15:10, 50 просмотровКомментировать

Недостаток квалифицированных кадров — одна из причин неудачи в осуществлении тех амбициозных задач по модернизации страны, которые на протяжении последних лет неоднократно ставило Правительство России. Сегодняшний материал посвящен тому, какие пути выхода из образовательного кризиса способно найти современное предприятие. Наш собеседник — Алексей Евгеньевич Романов, доктор физико-математических наук, профессор кафедры Светодиодных технологий Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, руководитель научного отдела группы компаний «Оптоган», одного из лидеров отечественной оптотехнической промышленности.

Алексей Евгеньевич, проблема нехватки высококвалифицированных кадров признанный факт. Насколько уровень подготовки специалиста «на выходе» из вуза соответствует тем реалиям, которые существуют сегодня в светодиодной промышленности?

Уровень подготовки выпускников вузов нас не вполне устраивает. В сегодняшних условиях нужны хорошо подготовленные специалисты, обладающие после обучения теми навыками, которые мы ожидаем от них.
Специалисты должны быть компетентны в самых разных областях: и в физике, и в технологии. Конечно, те специалисты, которых мы принимали на завод на инженерные должности за последние годы, имеют определенный, базовый уровень подготовки, но способы решения более конкретных задач им пока незнакомы, а это очень важно для нас.

Видимо, именно стремление изменить ситуацию с подготовкой специалистов привело к тому, что в октябре 2011 года компания «Оптоган» совместно с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) участвовала в создании кафедры Светодиодных технологий в составе факультета Оптико-Информационных систем и технологий института?

Да, это так. Создание кафедры было обусловлено нашим желанием, чтобы выпускаемые специалисты обладали более широким кругом знаний и умений. Наша кафедра — магистерская, то есть поступают учиться те, кто уже окончил бакалавриат или специалитет и хочет продолжить получение образования. Обучение на кафедре продолжается два года и состоит из трех учебных и заключительного четвертого семестра, во время которого студенты должны подготовить выпускную дипломную работу. Учащиеся проходят подготовку по направлению «Оптотехника» по разным специализациям.

В сентябре 2012 года состоялся первый набор из шести человек. Во время обучения все студенты проходят обязательные практические занятия на нашем предприятии, здесь же они выполняют лабораторные работы, осваивают сложную технику.

В сентябре 2013 года будет новый набор на кафедру, мы планируем принять 10–15 человек. Вероятно, путем конкурсного отбора, который позволит выявить лучших из числа претендующих на продолжение обучения. Мы ищем хороших и талантливых студентов для поступления к нам. Не важно, какой вуз закончил студент, желающий продолжить образование на нашей кафедре.

Для создания вузовской кафедры, «патронируемой» коммерческим предприятием, необходимо взаимное встречное движение: и со стороны вуза, и со стороны компании. Как осуществлялся этот процесс?

Дело в том, что продукция, выпускаемая компанией «Оптоган», находится в сфере интересов ИТМО, поэтому взаимный интерес наших организаций друг к другу был вполне логичен. Кроме того, многие специалисты «Оптогана», причем самого высокого звена, являются выпускниками ИТМО, сохранившими добрую память о своей альма-матер. Так что большую роль здесь сыграли и личные связи.

У нас выстраиваются хорошие отношения с другими подразделениями института, например, кафедрой теплофизики, кафедрой оптического материаловедения. Происходит активное взаимодействие не только с другими кафедрами, но и другими факультетами вуза. Большую помощь нам оказывает руководство ИТМО, ректор университета Владимир Николаевич Васильев всегда с большим интересом следит за работой нашей кафедры.

С момента создания кафедры прошло всего полтора года, поэтому, вероятно, еще рано говорить о результатах ее деятельности. И все же — можно ли считать достигнутыми первоначальные цели и задачи, осуществились ли ваши ожидания?

На самом деле уже при создании кафедры мы столкнулись с некоторыми трудностями, связанными, в частности, с тем, что ИТМО позиционирует себя как ведущий вуз в своей образовательной нише, соответственно, старается поддерживать самые высокие стандарты образовательного процесса. Так, вся документация должна быть максимально полной, поставленные задачи выполняться в срок, активно рекомендуется электронная форма обучения. Так же ИТМО старается следовать в русле всех новых тенденций, например, студенты при сдаче экзаменов получают вместо привычных «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» баллы: А, B, С и так далее, что позволяет более объективно контролировать качество подготовки учащихся.

Стремление заставить студентов больше работать самостоятельно приводит к необходимости создания дополнительных материалов для этой самостоятельной работы, а это также относится к обязанностям сотрудников кафедры. Все это — дополнительная большая нагрузка, которую мы изначально не предполагали.

И в то же время в качестве одного из наших достижений мы можем назвать то, что именно наша кафедра по заказу компании «Роснано» осуществляет разработку образовательного стандарта по специализации «Светодиодные технологии». Это сложная и ответственная задача, на выполнение которой отводится 3 года, ведь необходимо подготовить огромное количество материалов, описывающих, что должен знать, уметь и какими навыками обладать выпускник данной специализации. Причем все документы должны быть подготовлены в соответствии со стандартами не только Министерства образования, но и компании «Роснано». Результатом же обучения в рамках подготавливаемого нами стандарта должно стать создание компетентностной модели выпускника. Когда образовательный стандарт будет готов, им смогут воспользоваться все вузы нашей страны.

ИТМО — не единственный петербургский технический вуз. Насколько активно «Оптоган» сотрудничает с другими техническими вузами нашей страны?

Мы сотрудничаем с такими петербургскими вузами, как СПбГУ, на физическом факультете которого студенты получают фундаментальные знания в области полупроводников, с ЛЭТИ, Политехническим университетом, Академическим физико-техническим университетом.

Со всеми этими вузами мы поддерживаем широкие связи, с их сотрудниками у нас хорошие отношения. Знаем преподавателей этих вузов, знаем, какие научные исследования они проводят, периодически встречаемся, в том числе на научных конференциях. Выпускники всех этих институтов и университетов успешно работают на «Оптогане».

Кроме того, у нас очень хорошие связи с Физико-техническим институтом им. А. Ф. Иоффе Российской Академии наук, и наши студенты имеют возможность проходить практику в этом институте и частично осуществлять там же лабораторные работы.

Развивается сотрудничество и с Московским государственным университетом, в частности, с кафедрой физики твердого тела физического факультета, с МИФИ, томскими вузами.

Производственные мощности компании «Оптоган» находятся не только в России, но и в других странах. Способствует ли это налаживанию диалога в сфере образования с иностранными вузами и научно-исследовательскими центрами?

Мы находимся в тесном контакте с иностранными учебными заведениями и исследовательскими центрами. Нам удается сохранять и развивать контакты, установившиеся еще в 90-е годы, когда многие российские преподаватели и ученые работали за рубежом. Прочные, установившиеся связи с Тартуским университетом, финским университетом Аalto, Калифорнийским университетом.

Преподаватели нашей кафедры проводят научные исследования совместно со своими зарубежными коллегами. Осуществляется широкое международное сотрудничество, позволяющее обмениваться самыми последними научными достижениями, с которыми мы знакомим и своих студентов. Любая деятельность важна конечным результатом. Могут ли те образовательные усилия, научный поиск, широкая международная исследовательская деятельность, о которых мы сегодня так подробно говорили, привести к революционным изменениям в опто- и светотехнической промышленности в ближайшие годы? К направлениям деятельности, где можно ожидать появления интересных результатов, я бы отнес исследования в области ультрафиолетовых (УФ) твердотельных источников излучения, которые способны привести к увеличению эффективности их использования в качестве источников УФ при снижении затрат на производство и эксплуатацию. В итоге можно использовать полезные для нас качества ультрафиолета: к примеру, поместив УФ светодиод в стакан воды, набранной из лужи в любой точке Земного шара, можно полностью обеззаразить жидкость, сделав ее пригодной для питья. Другое направление, которое активно развивается в настоящее время и где можно ожидать появления новых интересных решений — твердотельные лазеры, используемые как источники видимого света. Уже сейчас они существуют в виде опытных научных разработок, но до широкого промышленного производства дело еще не дошло. Осталось множество научно-технических преград, которые нужно преодолевать. Что касается светодиодов, то здесь в результате развития технологий в ближайшие годы можно ожидать дальнейшего уменьшения себестоимости продукции, что приведет к удешевлению использования светодиодов, в том числе и в оптотехнике. Именно на это направлена основная деятельность нашей компании — разработать такие решения, которые позволят резко уменьшить себестоимость продукции и, соответственно, цену для конечного потребителя, сделав технику на основе светодиодов доступной каждому.

Даниил ВИНОГРАДОВ
Интервью опубликовано в журнале «Электротехнический рынок», № 3 (51), 2013

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.