В 2001 году НТЦ «Механотроника» первым в России приступил к изготовлению микропроцессорных устройств защиты и автоматики типа БМРЗ для присоединений тягового электроснабжения переменного тока. Все блоки были разработаны с учетом применения в отечественных электрических сетях, включая климатические факторы, помеховую обстановку, качество оперативного тока, метрологические параметры первичных измерительных трансформаторов тока и напряжения, техническую оснащенность и подготовленность персонала эксплуатирующих служб. При разработке блоков были учтены требования проектных институтов и эксплуатирующих организаций. За прошедшее время выпущены и успешно эксплуатируются на железных дорогах Российской Федерации и стран СНГ более 3000 блоков.
Одним из реальных достижений текущего года стало завершение глубокой модернизации цифровых устройств релейной защиты и автоматики типа БМРЗ, аппаратно-программная платформа которых является базовой основой цифровых устройств РЗА для присоединений электрифицированных железных дорог, и начало серийного производства блоков на новой элементной базе, с новыми схемотехническими реализациями всех функциональных модулей.
Созданные блоки, сохраняя функциональную преемственность с ранее выпускаемыми изделиями, получили технические характеристики и возможности, позволяющие рассматривать их как новое поколение БМРЗ. Использование новейшей элементной базы и соответствующих ей схемотехнических решений обеспечили существенное снижение количества навесных элементов, повышение помехозащищенности и технологичности производства.
Учитывая накопленный опыт и реагируя на пожелания и замечания заказчиков, специалистами НТЦ «Механотроника» в ходе последней модернизации во всех блоках для тягового электроснабжения был произведен ряд изменений:
- увеличено количество дискретных входов и выходов, что позволяет разделить входные сигналы и сделать более информационным сигнал аварийной и предупредительной (вызывной) сигнализаций, а также дублировать сигналы о положении выключателя и разъединителей, аварийной и предупредительной сигнализации, что исключает необходимость использования внешних промежуточных реле;
- увеличено количество световых индикаторов на лицевой панели БМРЗ, что делает световую сигнализацию более информативной и облегчает эксплуатацию;
- добавлена функция контроля исправности высоковольтных камер выключателей;
- доработан алгоритм квитирования, теперь стало возможным квитировать подтверждающей командой не только аварийный сигнал после работы защит энергодиспетчером с помощью телемеханики, но и срабатывание предупредительной;
- добавлена функция «автоматическая накладка» и переключение программ уставок по телемеханике;
- в алгоритмах управления высоковольтными коммутирующими аппаратами учтено положения ключа телеуправления КТУ;
- изменены алгоритмы функционирования устройства резервирования отказа выключателей и логической защиты шин.
Сегодня в номенклатуру изделий для защиты присоединений электрифицированных железных дорог и метрополитенов производства НТЦ «Механотроника» входят такие блоки, как:
- БМРЗ-ФВВ — для защиты ввода тягового напряжения 27,5 и 2х25 кВ;
- БМРЗ-ФКС — для защиты контактной сети СТЭ 27,5 и 2х25 кВ;
- БМРЗ-ДПР — для защиты линии «два провода — рельс» (СТЭ 27,5 и 2х25 кВ);
- БМРЗ-ТСН — для защиты трансформатора собственных нужд;
- БМРЗ-ПЭ/АБ — для защиты линии автоблокировки и продольной электрификации;
- БМРЗ-УПК — для защиты устройства поперечной компенсации реактивной мощности (СТЭ 27,5 и 2х25 кВ);
- БМРЗ-АПС — для защиты пункта автоматического секционирования контактной сети 27,5 кВ;
- БМРЗ-АТ — для защиты автотрансформатора (СТЭ 2х25 кВ);
- БМРЗ-ТП-ВВ — для защиты ввода напряжения 6(10) кВ;
- БМРЗ-ТП-СВ — для защиты секционного выключателя 6(10) кВ;
- БМРЗ-ТП-КЛ — для защиты кабельной (воздушной) линии 6(10) кВ;
- БМРЗ-ПВА — для защиты преобразовательно-выпрямительного