В московском выставочном комплексе «Гостиный двор» с 20 по 22 ноября прошел III Международный форум «Энергоэффективность и энергосбережение» ENES–2014. Главным лейтмотивом форума стала тема возрождения отечественной промышленности и повышения темпов роста экономики, которые в последнее время пробуксовывают. Констатировалось, что в России невозможно создать современную конкурентоспособную промышленность и обеспечить устойчивый экономический рост без внедрения энергосберегающих технологий.
Важность рассматриваемых вопросов подчеркивалась обилием среди участников руководителей крупнейших российских компаний, а также видных государственных деятелей: вице-премьера Аркадия Дворковича, министра энергетики Александра Новака, мэра Москвы Сергея Собянина, председателя Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергея Степашина и многих других.
Переход от автомобилей с бензиновым двигателем к электромобилям сулит значительный передел рынка. Подобно тому, как крупные нефтяные компании имеют собственные сети автозаправочных станций, не исключено, что свои сети по заправке электромобилей будут строить и поставщики электроэнергии. Московская объединенная сетевая компания уже смотрит в будущее и начала создание сети заправок (или зарядок?) для электромобилей. Пример заправочной станции был продемонстрирован на выставке.
Компактная, простая в использовании зарядная станция для электромобилей, производимая компанией Sсhneider Electric. Доступ может контролироваться с помощью карточек RFID.
Главная проблема при использовании электромобиля — аккумулятор сажается всегда не вовремя, а для его зарядки нужно несколько часов. Schneider Electric создала зарядную станцию, способную зарядить аккумулятор электромобиля до 80% емкости всего за 12-15 минут. Столь высокая скорость стала реальной потому, что станция способна давать ток до 125 А.
На стенде Санкт-Петербурга ярко горели светодиодные лампы SvetaLED производства компании «Светлана-Оптоэлектроника».
Компания «ВИЛЕД – Светотроника» из Ленинградской области продемонстрировала новые модели светодиодных светильников российского производства. Особый интерес вызвали стильный светильник «Сеть», а также долгожданный светодиодный аналог люминесцентного светильника типа «Айсберг».
Уличный светодиодный светильник «Фотон-У» производства калужской фирмы ECOEL очень прост в установке и обслуживании. В общем, удачная замена металлогалогенным и натриевым светильникам.
Промышленный светильник с необычным дизайном от компании LEDEL уже произвел в этом году настоящий фурор на международной выставке Light+Building во Франкфурте-на-Майне. Теперь пришел черед удивиться посетителям форума.
Уличный светодиодный светильник Pandora LED 330, производимый Заводом опытного приборостроения из Калуги, может управляться дистанционно со смартфона или планшетного компьютера через Bluetooth.
Как видно на фотографии, Pandora LED 330 может похвастаться стильным дизайном и низким слепящим эффектом.
Использование альтернативных возобновляемых источников энергии, таких, как солнце и ветер, по-прежнему актуально, не смотря на на падение стоимости традиционных энергоносителей. Параметры установки альтернативной энергетики во многом зависят от контроллера, управляющего процессом накопления энергии и отдачи ее в нагрузку. На форуме демонстрировался MPPT-контроллер для солнечных батарей и ветряка, производимый московской фирмой «МикроАрт». По ряду параметров он значительно превосходит зарубежные аналоги. Его преимуществами являются высокое быстродействие и возможность перераспределять нагрузку между несколькими источниками (солнечная батарея, ветряк, аккумулятор) на пиках энергопотребления. Контроллер способен работать с новейшими аккумуляторами типа LiFePO4.
Управление освещением с мобильных устройств через Wi-Fi всего пару лет назад считалось всего лишь забавой для хипстеров. Теперь же это серьезная тенденция в промышленном освещении. Группа компаний «РусЭнергоМир» из Новосибирска представила такую систему, отличающуюся высокой надежностью и простотой установки.
КАМАЗ представил двигатель, работающий на газе, для новых гибридных моделей грузовиков. Причем здесь электроэнергетика, спросите вы? Дело в том, что на базе такого двигателя можно создать мини-ТЭЦ, которая будет давать как электроэнергию, так и тепло. Всевозможные малые электростанции, как правило, вырабатывают энергию, имеющую значительно более высокую себестоимость, чем гиганты энергетики. Но в данном случае ситуация иная. Стоимость энергии, вырабатываемой мини-ТЭЦ на газовом двигателе от КАМАЗа, составляет всего 1,86 руб. А тепло вырабатывается вообще даром, как побочный продукт электрической генерации.
Сверхпроводимость вышла за пределы научных лабораторий и все чаще используется на практике в энергетике. Всероссийский НИИ кабельной промышленности освоил выпуск сверхпроводящих кабелей, в которых сверхпроводимость обеспечивается при температуре 77 градусов по Кельвину. Для обеспечения такой температуры через кабель постоянно прокачивается жидкий азот. Естественно повсеместно устанавливать сверхпроводящие кабели пока дорого. Но есть районы крупных городов с большой плотностью размещения офисных и промышленных зданий, где уже сейчас применение сверхпроводящих кабелей выгодно. В Москве действует экспериментальный участок передачи электроэнергии длиной 2 км, на котором установлен сверхпроводящий кабель.