136 лет назад, в апреле 1879 г., впервые в России осветили мост. Этим мостом был 2-й постоянный мост через Неву в Санкт-Петербурге — Литейный. В 1903 году Литейный переименовали в мост Александра II, а в 1917-м вернули первоначальное название.
На нем были установлены электрические фонари со «свечами» П. Н. Яблочкова (дуговые лампы Яблочкова в светильниках, изготовленных по проекту архитектора Кавоса). Долгое время Литейный оставался не только первым, но и единственным мостом с электрическим освещением.
Освещением моста занималось «Товарищество электротехнического освещения П. Н. Яблочков-изобретатель и К», которое в дальнейшем ввело в практику уличный электрический свет.
Работами по проектированию электрического освещения Литейного моста руководил участник этого товарищества, русский электротехник Владимир Николаевич Чиколев. Владимир Николаевич использовал в своем проекте 12 свечей Яблочкова вместо 112 газовых рожков, которые использовались раньше для освещения. Освещение по проекту В.Н. Чиколева функционировало всего 227 дней.
Как это часто бывает, на пути прогресса встает монополия. Так произошло и в тот раз: распространению в городе электрического освещения тогда помешала монополия газовщиков.
Один из первых электрических фонарей | Электрический фонарь П.Н. Яблочкова |