Период отпусков закончился и пора за работу. В октябре многие коммерческие структуры начинают заниматься планированием и бюджетированием маркетинговых мероприятий на будущий год. Наша компания не исключение. Сейчас данная вопрос не вызывает у меня практически никаких сложностей, но в самом начале карьеры и, потом еще лет 5, порождал массу вопросов. В сегодняшней заметке ответы на основные из них.
1. Если в вашей компании есть отдел маркетинга, то каждый специалист формирует свой план бюджета: пиарщик — на расходы по связям с общественностью, полиграфию, СМИ, сувенирную продукцию, спонсорство, благотворительные проекты и т.п.; рекламист — дает данные по затратам на прямую рекламу, полиграфию, сувенирную продукцию, промо-мероприятия и выставки (если нет специалиста по выставкам), WEB-проекты. И так по всем, кто тратит деньги на продвижение компании.
Хорошо, если до вас в компании это кто-то уже делал и сохранилась форма бюджета. Если нет, создайте свою.
2. Как создать форму? Создавая форму по статьям расходов, я бы рекомендовала этот момент дополнительно обсудить с бухгалтерией, в виду того, что она затраты списывает по разному.
Пример нашей формы (усеченный):
№ | Вид затрат | Описание затрат/работ | Сумма, руб., без НДС |
---|---|---|---|
1 | Размещение рекламных материалов | — | |
1.1. | Печатные СМИ | модульная реклама | — |
1.2. | Интернет | баннеры | — |
2 | Наружная реклама | — | |
3 | Расходы на WEB-проекты | — | |
3.1. | Директ | — | |
4 | Производство рекламных материалов | — | |
4.1. | Полиграфия | — | |
4.2. | Сувениры | — | |
4.3. | Дизайн | — | |
5 | Маркетинговые услуги | — | |
6 | Выставочная деятельность | — | |
7 | PR-деятельность | — | |
7.1. | Печатные СМИ | публикации в газетах, журналах, справочниках | |
7.2. | Интернет | новости и т.п. | |
ВСЕГО: | — |
Данную форму вы можете дополнить своими видами затрат, разнеся их по группам.
3. Планируя мероприятия и затраты на них, вы должны понимать, что цена, скорее всего, в будущем году будет выше, чем в текущем. Какой процент заложить и как его потом обосновать в глазах руководства?
В поиске ответа на данный вопрос вам помогут ваши подрядчики. Позвоните по самым крупным и спросите, какую инфляцию ожидают они по тому или иному направлению. Помимо этого, не поленитесь, просмотрите различные публикации в сети интернет, посвященные обзорам того или иного направления рекламной деятельности.
4. При верстке бюджета подробно обосновывайте каждый пункт для себя, подкрепляйте аргументами и фактами.
В вашем бюджете должно быть 2 колонки: затраты текущего с планами по месяцам, где затрат пока еще не было (октябрь, ноябрь, декабрь) и затраты будущего.
5. Пожалуй, самое неприятное в бюджетировании то, что ты и так не знаешь сколько, чего и почём будет, а тебе придется сделать не один, а три варианта бюджета: пессимистичный, оптимистичный и реалистичный. Для того, чтобы можно было легко в процессе согласования менять цифры и не верстать документ заново.
Хочешь или нет, но делать придется! Задавайте вопросы, разберемся!