Очередной еженедельный перечень изменений, произошедших в нормативно-правовых актах в сфере законодательства и правоприменения Российской Федерации в области электроэнергетики.
Информация предоставлена юридической компанией Lex Consilium и информационно-консалтинговой группой Electricalnet.ru.
В Госдуму внесен законопроект, позволяющий компаниям внедрять систему соответствия требованиям ФАС
Существующая практика антимонопольного контроля предполагает применение оборотных штрафов и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Также антимонопольное законодательство Российской Федерации содержит такой институт, как предупреждение. Лицо, исполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. Предупреждение также способствует быстрому устранению нарушений. Так, в 2018 году было выдано 3978 предупреждений, 81,1% из которых исполнено в срок и надлежащим образом.
Одним из инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и снижения антимонопольных рисков для хозяйствующих субъектов является разработка и внедрение ими системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
Распоряжением от 04.09.2019 № 1979-р Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который позволяет компаниям создавать и внедрять систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Эффективность мер, стимулирующих соблюдение антимонопольного законодательства, по мнению разработчиков законопроекта, свидетельствует о необходимости развития таких механизмов.
Согласно проекту закона, компания вправе организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям ФАС. Для этого разрабатывается и утверждается внутренний нормативный акт, который должен содержать требования к оценке рисков, а также меры, которые снижают риски. Внутренний документ компании (система соответствия) может быть направлен в ФАС для получения заключения.
Также предусматривается, что внедрение хозяйствующим субъектом системы соответствия будет учитываться антимонопольным органом при отнесении его деятельности к той или иной категории риска в рамках риск-ориентированного подхода при контроле за соблюдением требований антимонопольного законодательства.
В случае принятия закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.
04.09.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»
Проектом постановления Правительства РФ предполагается начиная с 1 января 2021 года предоставить возможность заявителям в независимости от выбранной сетевой организации пройти процедуру технологического присоединения к электрическим сетям в электронном виде в одном месте с помощью единого портала технологического присоединения на всей территории Российской Федерации, что также позволит сетевым организациям сократить расходы по обслуживанию и оказанию услуг по технологическому присоединению потребителей в электронном виде.
- Разработчик – Минэнерго России.
- Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта.
- ID проекта: 02/07/09-19/00094569.
04.09.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении Правил взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии по вопросам координации уровней токов короткого замыкания»
В силу п. 132 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937 (далее – Правила технологического функционирования № 937), оборудование объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства по своим техническим характеристикам должно соответствовать уровням токов короткого замыкания.
Реализация указанного требования обеспечивается обязанностями субъектов электроэнергетики выполнять мероприятия схемного и режимного характера по ограничению токов короткого замыкания, проводить расчеты токов короткого замыкания и осуществлять проверку соответствия принадлежащего им оборудования уровням токов короткого замыкания, обеспечивать реализацию мероприятий по ограничению токов короткого замыкания и (или) замене необходимого оборудования в случае несоответствия его параметров уровням токов короткого замыкания.
Детальное нормативное регулирование вопросов исполнения указанных обязанностей в нормативных правовых актах в настоящее время отсутствует.
Проектом приказа предусмотрен порядок действий собственников и иных законных владельцев объектов электроэнергетики и субъектов оперативно-диспетчерского управления при осуществлении информационного обмена для расчетов токов короткого замыкания, при расчете токов короткого замыкания, проверке соответствия оборудования уровням токов короткого замыкания, разработке, согласовании и реализации мероприятий по ограничению токов короткого замыкания в энергосистеме или замене оборудования объектов электроэнергетики, не соответствующего по своим техническим параметрам сложившимся уровням токов короткого замыкания.
Для проверки соответствия отключающей способности выключателей расчетным уровням токов короткого замыкания в приложении к Проекту приказа приведены требования к определению максимального расчетного тока короткого замыкания.
- Разработчик – Минэнерго России.
- Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
- ID проекта: 02/08/09-19/00094586.
05.09.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении Правил организации и проведения системных испытаний в сфере электроэнергетики»
Согласно п. 29 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937 (далее – Правила технологического функционирования № 937), в целях исследования свойств ЕЭС России, технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, отдельных территориальных энергосистем или объединенных энергосистем, а также для проверки функционирования систем автоматического регулирования и управления электроэнергетическими режимами энергосистемы в соответствующих энергосистемах по решению субъекта оперативно-диспетчерского управления в соответствии с утвержденной им комплексной программой должны проводиться системные испытания с участием владельцев объектов электроэнергетики.
Необходимость проведения таких системных испытаний и нормативной регламентации порядка их проведения подтверждена практикой проведения такого рода испытаний в последние годы (например, испытания по проверке значений фактической крутизны статической частотной характеристики (СЧХ) первой синхронной зоны ЕЭС России и входящих в ее состав энергосистем, определению степени влияния на крутизну СЧХ участия генерирующего оборудования в общем и нормированном первичном регулировании частоты; испытания по подключению Западного района электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) на параллельную с ЕЭС России работу, испытания по изолированной работе энергосистемы Калининградской области).
В соответствии с Правилами технологического функционирования № 937 системные испытания должны проводиться в соответствии с правилами организации и проведения системных испытаний в сфере электроэнергетики, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение вышеуказанного положения Проектом приказа предполагается утвердить Правила организации и проведения системных испытаний в сфере электроэнергетики, направленные на определение порядка подготовки, проведения и оформления результатов системных испытаний. Проект приказа содержит минимальные требования, выполнение которых необходимо для организации и проведения системных испытаний в сфере электроэнергетики.
- Разработчик – Минэнерго России.
- Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
- ID проекта: 02/08/09-19/00094634.