Альтернативная энергетика

Море вместо суши: три ключевых тренда в европейской ветроэнергетике

6 марта 2024 г. в 16:44

Ввод мощности морских ветроэлектростанций (ВЭС) в Европе в 2023 г. достиг 3,8 гигаватта (ГВт). Это рекордный показатель за последнее десятилетие, следует из данных ежегодного доклада ассоциации WindEurope. Половину ввода ВЭС обеспечили Нидерланды, где регулярную выработку электроэнергии начали морские ветроустановки общей мощностью 1,9 гигаватта (ГВт), а остальную половину – Великобритания (833 мегаватта, МВт), Франция (360 МВт), Дания (344 МВт), Германия (329 МВт) и Норвегия (35 МВт).

Несмотря на это, морские ветрогенераторы пока что уступают наземным по годовым темпам ввода в Европе (3,8 ГВт против 14,5 ГВт в 2023 г.). Одной из причин является более высокая капиталоемкость: по оценке экспертов ассоциации «Глобальная энергия», ввод одного киловатта (кВт) мощности морских ветрогенераторов в странах ЕС в 2022 г. обходился в среднем в $3420, тогда как ввод наземных – в $1750 на кВт (более поздних данных нет). Однако морские ветроустановки могут обеспечить более надежное энергоснабжение. Если среднегодовая загрузка наземных ветроустановок в Европе в период с 2018 по 2023 гг. составляла менее 25%, то загрузка морских колебалась вблизи отметки в 35%.

Согласно прогнозу WindEurope, ввод морских ветрогенераторов в Европе к 2030 г. достигнет 31,4 ГВт и, тем самым, превзойдет аналогичный показатель для наземных установок (27,6 ГВт). Одним из драйверов может стать развитие новых технологий. Речь, в частности, идет о внедрении установок пирамидального типа, которые, в отличие от классических «мельничных» аналогов, имеют вместо одной — четыре смыкающиеся башни, расположенные на пирамидальном основании и удерживающие на своей вершине лопасти. Такая конструкция должна обеспечить устойчивость ветроустановок к морским волнам и, как следствие, облегчить их эксплуатацию.

Обновление парка ВЭС

Другим важным трендом является постепенное устаревание парка ветрогенераторов. Если в 2023 г. общая мощность ветроустановок со сроком эксплуатации в 20 и более лет составляла в Европе 22 ГВт, то к 2030 г. этот показатель достигнет 52 ГВт. Это потребует модернизации ветроэлектростанций (ВЭС), то есть монтажа новых установок вместо отработанных старых. Этот процесс происходит уже сейчас: по данным WindEurope, в 2023 г. было выведено из эксплуатации 736 МВт мощности ветроустановок и еще 1,5 ГВт подключено к сети после модернизации, а к 2030 г. эти показатели достигнут 5,2 ГВт и 50 ГВт соответственно.

Это повлияет на структуру парка ветрогенераторов: в 2023 г. общая мощность европейских ВЭС составляла 273 ГВт, из них 6 ГВт приходилось на модернизированные ВЭС, а 267 ГВт – на новые, тогда как к 2030 г. установленная мощность модернизированных ВЭС достигнет 36 ГВт, а новых уже 470 ГВт. Модернизация ВЭС будет сводиться, в том числе, к установке турбин более высокой мощности, которые получают все большее распространение. Средняя мощность наземных ветроустановок в Европе выросла с 2,5 МВт в 2014 г. до 4,5 МВт в 2023 г., а морских – с 3,8 МВт до 9,7 МВт.

Кластер на северо-западе Европы

Важным трендом для отрасли является и развитие ветроэнергетического кластера в Северном море. Неслучайно страны, расположенные в его акватории, принадлежат к числу стран-лидеров по доле ветрогенерации в структуре энергоспроса. Если в среднем по Евросоюзу на долю ВЭС в 2023 г. приходилось 19% потребления электроэнергии, то в Дании – 56%, в Германии – 31%, в Великобритании – 29%, а в Нидерландах – 27%. Благодаря новым проектам эта доля в ближайшие годы будет расти: например, в Дании до 2030 г. должно быть введено в строй 6,6 ГВт морских ветрогенераторов, в результате чего установленная мощность морских ВЭС достигнет 9,3 ГВт.

Высокая концентрация морских ветроустановок приведет к формированию профицита электроэнергии, который можно будет направлять на снабжения электролизных установок для дальнейшего производства водорода. Тем более что модернизация действующих в северо-западной Европе газопроводов может облегчить задачу транспортировки H2.

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Публикации по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Трансформатор судовой ОСМ-0, 063 ОМ5 380/230, ОСМ-0, 1 ОМ5; ОСМ-0, 25 ОМ5; ОСМС

Трансформаторы серии ОСМ (однофазные, сухие для судовых устройств) мощностью 0,04…0,25 кВ*А предназначены для питания цепей управления и сигнализации электроустройств судов морского и речного флота. Рассчитаны для включения в сеть переменного тока частоты 50, 60 Гц напряжением первичной обмотки 220, 380, 440 и 690 В, вторичной обмотки от 24 до 220В. Трансформаторы предназначены для встраивания в брызгозащищенные, водозащищенные устройства и эксплуатации при: — температуре окружающей среды от -40°С до +45°С; — относительной влажности воздуха до 98% при 40°С; — атмосферном давлении 600…1140 мм рт. ст. Трансформаторы сохраняют работоспособность при периодических качках до 45°. Трансформаторы виброустойчивы и устойчивы к воздействию ударных нагрузок с ускорением 5g. Конструктивно трансформаторы выполнены на витых разрезных магнитопроводах броневого типа с катушками из медного провода. Катушки и трансформаторы в сборе пропитаны влагостойким электроизоляционным лаком в установке вакуумной пропитки. Токоведущие части контактных зажимов трансформаторов закрыты пластмассовыми крышками, имеющими отверстия для ввода внешних проводов.
Соколова Наталья · ООО "МЭРК" · Сегодня · Россия · г Санкт-Петербург
Трансформатор судовой ОСМ-0, 063 ОМ5 380/230, ОСМ-0, 1 ОМ5; ОСМ-0, 25 ОМ5; ОСМС

ПРОДАМ: Дизельные электростанции (ДЭС) ДГУ-30, ДГУ-50, ДГУ-60, ДГУ-100, ДГУ-150, ДГУ-200, ДГУ-250, ДГУ-300, ДГУ-315, ДГУ-350

ДИЗЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ДГУ (ДЭС): СТАЦИОНАРНЫЕ ДГУ (ДЭС) Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДГУ (ДЭС) В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДГУ (ДЭС) НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДГУ (ДЭС) НА ШАССИ: Представляет из себя шасси – платформу, специально доработанную для крепления и перевозки генераторной...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
Дизельные электростанции (ДЭС) ДГУ-30, ДГУ-50, ДГУ-60, ДГУ-100, ДГУ-150, ДГУ-200, ДГУ-250, ДГУ-300, ДГУ-315, ДГУ-350

ПРОДАМ: 21-15- Увлажнитель воздуха (б/у)

Тип АГ-1 Напряжение 380 В (50 Гц) Число оборотов 3000 об/мин. Расход воды 12 л/ч Мощность двигателя 0,55 кВт Транспортные размеры 650×650×400 мм Вес 14 кг Цена 250 Eur (EXW Йонава, Литва) Video: https://www.youtube.com/watch?v=7ppeZxE5w9Q
Hansted Flemming · UAB "Medienos stakles" · Вчера · Литва · Kaunas
21-15- Увлажнитель воздуха (б/у)

КУПЛЮ: Закупим электрику, кип, рэк. Большой перечень паотребности. Закупаем в России, в Крыму, на Украине.

Купим с хранения электрику, кип, рэк. Закупим как в России, так и на Украине, в Крыму. Сигнализатор 2С-150 35шт 2ДВО-0.7.60-366-4 вентилятор 60шт БПМ21-046-55 18шт РБП реле 33шт ППКУ-1М устройство промежуточное 18шт БКС-3 блок контроля сопротивления 15шт 21.3702 реле 22шт 2107.3702 реле 11шт Д57-4 демпфер 60шт ПОС-80 преобразователь 5шт ПЛ-062-1500об/мин-220в 4шт ПЛ-072-220в-1500об 5шт ПЛ-072-220в-3000об 7шт ДПМ25-Н3-02 ДПМ25-Н3-02г СЛ121Г 11шт СЛ322 7шт РРС3-10В-7-1-В, РРС3-10А-1-В розетка 50шт РРС5-10-1-1В вилка 70шт Р36К6А розетка 100шт ШР36П15ЭГ6 розетка 50шт ЭК-18, ЭК-22, ЭК-24 заглушки кабельные по 75шт ЭП-14, ЭП-18, ЭП-27, ЭП-36 заглушки для снц приборные по 90шт Заглушка для 2РМ39 кабельная 450шт тво-2-39ом 540шт тво2вт-47ом 450шт тво-2вт-51ом 300шт пм-5 5а предохранитель 70шт азр-50 11шт азс-15 70шт мп1303 74шт мп1304 80шт кн-2 кнопка 500шт пгк5п2н (к) 450шт апнм-3 амортизатор 200шт К75-15 3кв 0,5мкф 200шт к50-29-450в-22мкф 300шт см28-0,05 3000шт см28-1,4 резьба 2400шт ц110-4 350шт ОП-11-40 70шт ТГИ1-1000/25 2шт ДРИШ-2500 60шт ДНЕСГ-500-1 100шт
Иванов Сергей · Вертекс · 30 апреля · Россия · Удмуртская Респ
Вертекс, ООО

ПРОДАМ: Катушка ЭД - 06.101 ( 102 ) на 220В и 380В

Купить Катушка ЭД — 06.101 (102) на 220В и 380В, Электромагниты серии ЭД однофазные, переменного тока длиноходные для дистанционного управления гидравлическими, пневматическими и другими механизмами. Высота над уровнем моря до 2000 м. Диапазон рабочих температур — от -40°С до +40°С. Окружающая среда — взрывобезопасная, не содержащая пыли, для работы электромагнита, а также агрессивных газов и паров, разрушающих металлы и изоляцию. Рабочее положение — вертикальное. Электромагниты работают при колебаниях напряжения питающей сети в пределах от 0,85 до 1,05 от номинального. Допускается работа электромагнитов, предназначенных для продолжительного режима (ПВ=100%) в повторно-кратковременном режиме (ПВ=40%). Максимальная продолжительность цикла при работе в повторно-кратковременном режиме — 10мин. Основные узлы конструкции электромагнита: неподвижное ярмо, подвижный якорь, шихтованные из электротехнической стали, и коммутационная катушка для возбуждения магнитного потока, под воздействием которого якорь притягивается к ярму. При подаче напряжения на коммутационную катушку якорь под воздействием магнитного потока по направляющим втягивается. В исходное положение якорь возвращается при отключении напряжения (питания) под воздействием силы тяжести (груза) или под воздействием возвратной пружины исполнительного механизма. Катушки могут быть разного переменного напряжения: 110В, 220В, 380В.
Бронский Борис · Электроконтакт · 29 апреля · Россия · г Санкт-Петербург
Катушка ЭД - 06.101 ( 102 ) на 220В и 380В
Один из ведущих российских поставщиков и производителей светотехнического и электротехнического оборудования под брендом IEK®, оборудования промышленной автоматизации ONI® и продукции ITK® для IT технологий.