В современной электроэнергетике постоянно увеличиваются нагрузки на электростанции. Это происходит на фоне высокого износа оборудования и крайне низкого ввода новых мощностей. Если учесть, что основной пик развития российской электроэнергетики пришелся на 1966–1985 годы, то становится очевидно — износ оборудования достиг критического максимума.
Новых мощностей не хватает ни на обеспечение роста потребностей в электроэнергии, ни на стабильное надежное энергоснабжение при текущем уровне потребления. На сегодняшний день, по данным INFOLine, степень износа мощностей в российском секторе электроэнергетики составляет примерно 65%, при этом степень амортизации не является одинаковой в разных сегментах отрасли. Наименее (на 50%) изношены активы магистрального сетевого комплекса, который находится под управлением Федеральной сетевой компании. Следующим идет сегмент генерации с износом мощностей 65–70%. Наиболее изношены мощности распределительного сетевого сегмента (до 70%).
Средний возраст основного оборудования электростанций на начало 2013 года составил 32,8 года. За прошедший год он уменьшился на полгода, в то время как за предыдущие 11 лет он увеличился на 7 лет. Реализация программы вводов генерирующего оборудования в рамках ДПМ и программы вводов новых ГЭС и АЭС привела к смене тенденции ежегодного «старения» мощностей.
Состояние электросетевого хозяйства в России также нельзя назвать удовлетворительным: износ оборудования в отрасли составляет 60–70%. Пятнадцать процентов общего количества подстанций 6–10/0,4 кВ находится в неудовлетворительном состоянии, более 40% воздушных и масляных выключателей отработали нормативные сроки эксплуатации. Больше четверти сетей в ЕНЭС имеют срок эксплуатации более 40 лет, а доля нового оборудования в общей структуре составляет лишь 16% по сетям и 12% — по подстанциям. В 2012 году свой ресурс должны были выработать более 90% электростанций и электросетей, расположенных в европейской части России, 83% — в Сибири и на Дальнем Востоке. На период с 2013 по 2019 год планируется вывод генерирующих объектов общей мощностью 18 985,8 МВт.
С 1998 года в России стремительно растет потребление электроэнергии. В 2008 году оно вплотную приблизилось к уровню 1991 года, когда развитие энергетики в нашей стране достигало пика. Однако в этом периоде увеличение потребления электроэнергии происходило медленнее роста ВВП. По итогам 2012 года потребление электроэнергии увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 1,7%, но по-прежнему находится ниже уровня потребления 1991 года.
Двадцать первого декабря 2012 года в Единой энергетической системе для территориальных границ современной России зафиксирован максимальный за все время ее существования уровень потребляемой мощности в 157 425 МВт. Рекорд потребления мощности обусловлен аномально низкими среднесуточными температурами на всей территории РФ. При этом в последние годы в стране параллельно с увеличением потребления электроэнергии происходит стремительный рост цен на нее и топливо для электростанций.
Тарифы на электроэнергию для предприятий
Основными факторами роста цен на электроэнергию являются рост цен на газ и другие виды топлива, а также оплата труда, включение инвестиционной составляющей в цены (тарифы) и изменение налогового законодательства.
С 2008 года цены на электроэнергию в России для промышленных предприятий в среднем выросли на 70%. По итогам 2011 года цены на электроэнергию для промышленных предприятий России превысили цены в США. По итогам 2012 года цена на электроэнергию для промышленных предприятий в России составила 0,0637 евро/кВтч. По итогам же 2012 цены на электроэнергию практически вплотную подошли к ценам на энергию в Эстонии и Болгарии.
По прогнозу социально-экономического развития России к 2015 году цена на электроэнергию для промышленных предприятий выйдет на уровень цен в Германии. Такая ситуация существенно сократит конкурентные преимущества российских производителей, поскольку конкурентоспособность российской промышленности во многом обеспечивается за счет низких базовых издержек. Для экс-портоориентированных энергоемких отраслей (металлургия, добыча и переработка полезных ископаемых) затраты на электроэнергию являются одними из определяющих. Доходы от экспорта продукции этих отраслей формируют золотовалютные резервы страны и доходы федерального бюджета.
Таким образом, уровень цен и тарифов на электроэнергию влияет не только на рентабельность отдельных отраслей, но и на состояние бюджета всей страны.
В ходе реализации программы модернизации электроэнергетики России до 2020 года в отрасль необходимо будет вложить 11,4 трлн. руб. При полной реализации программы модернизации цена на электроэнергию для конечного потребителя возрастет к 2020 году на 40% или на 1 руб./кВтч.
Около 88% стоимости электроэнергии для бизнеса формирует тариф генерирующих компаний, почти две трети которых работают на газе. Поэтому рост цен на газ существенно повлиял на рост тарифов на электроэнергию. Кроме того, генераторы возмещают за счет цен затраты на строительство новых мощностей, так как установленные тарифы на мощность обеспечат возмещение лишь 80% капитальных затрат.
В начале июля Минэкономразвития представил два сценария, при которых темпы роста тарифов естественных монополий не будут превышать уровня запланированной инфляции. Первый из разработанных сценариев предполагал, что тарифы на электроэнергию для промышленности будут жестко привязаны к прогнозируемому уровню инфляции (5–6%), а второй — умеренное снижение темпов роста тарифов в нескольких отраслях по сравнению с их планируемым резким повышением. Министерство предложило установить на электроэнергию предельный рост тарифов на уровне 9–11% в 2012 году, 7–10% — в 2013-м и 9–11% — в 2014-м. Ранее предполагалось, что для всех категорий потребителей в будущем году предельный рост тарифов составит 11–13%, в 2013-м — 10–12%, в 2014-м — 9–10%.
После реализации мер по сдерживанию роста тарифов, к концу первого полугодия 2011 года цены на электроэнергию снизились на 13,7%, что позволило обеспечить рост цен для конечных потребителей за год на уровне не выше 13,5–14%. В целом за 2011 год рост цены на электроэнергию для конечных потребителей (с учетом принятых мер по сдерживанию цен на электроэнергию) составил 111,2%, что не превысило предельный уровень, установленный Правительством РФ (113–115%).
С целью недопущения скачка цен на электроэнергию в начале 2012 правительством были приняты решения по переносу индексации роста регулируемых цен и тарифов на 1 июля каждого года. В 2012 году рост конечных цен на электроэнергию в среднем за год к предыдущему году составил не более 6,6%, что ниже прогнозируемого ранее уровня на 0,5–1,0 процентного пункта. Более низкий рост обусловлен установлением с июля 2012 года регулируемых тарифов сетевых организаций и цен на электроэнергию на оптовом рынке к уровню декабря 2011 года, которые были ниже среднегодовых показателей в связи с принятыми мерами по обеспечению роста цен на электроэнергию в 2011 году в рамках, обозначенных в прогнозе, результатом которых стала ниспадающая динамика цен с середины первого полугодия 2011 года по июнь 2012 года.
В 2013 году рост конечных цен на электроэнергию для всех категорий потребителей составит 12–13,5% в среднем за год к предыдущему году, в 2014 году — 10,5–12,5%, в 2015 году — 11–13 процентов. Более высокий рост цен в 2015 году против 2014 года обусловлен увеличением оплачиваемых объемов новых мощностей по сравнению с предшествующими годами.
Тарифы на электроэнергию для населения
По состоянию на конец 2012 года в России по-прежнему будут самые низкие тарифы по сравнению с США и странами Европы — 6,72 евро-центов/кВтч. Это обусловлено рыночной политикой сдерживания роста цен для населения.
Самыми дорогими странами Евросоюза являются Великобритания, Норвегия и Германия, где высока доля налогов в тарифе. Самые низкие цены на электроэнергию для населения в Евросоюзе зафиксированы в Болгарии и Эстонии.
В начале 2011 года после завершения процесса либерализации рынка электроэнергии и мощности, в результате чего продажа электроэнергии начала осуществляться по рыночным ценам для всех категорий потребителей, а также переходом на новые механизмы регулирования тарифов сетевых организаций произошел скачок цен на электроэнергию. Цена выросла на 17% за январь-февраль, а в некоторых субъектах — на 35%. Данные показатели превышали параметры определенные прогнозом социально-экономического развития на 2011 год.
В 2011 году фактическая средне-отпускная цена на электроэнергию для населения составила 179,5 коп./кВтч. Утвержденный тариф на электроэнергию для населения на 2011 год в среднем по Российской Федерации вырос на 9,8% относительно предыдущего года и составил 256,3 коп./кВтч. Темп роста утвержденных тарифов для населения в среднем по стране соответствовал заданным Правительством РФ ограничениям по темпам роста цен на электроэнергию для населения на уровне 110%.
Важным событием в области регулирования тарифов на электроэнергию для населения в 2012 году стало введение периода регулирования цен не с начала календарного года, а с 1 июля. Таким образом, в первом полугодии 2012 года регулируемые цены на электроэнергию остались на уровне декабря 2011 года, их рост произошел только во втором полугодии 2012 года.
Так, региональные органы исполнительной власти в области регулирования тарифов на электроэнергию утвердили тарифы для населения на 2012 год с ростом с 1 июля 2012 года в среднем по Российской Федерации на 6% (среднегодовой прирост при этом составит 3%). Средний утвержденный тариф для городского населения на второе полугодие 2012 г. составил 271 коп./кВтч.
С 1 января 2014 года регулирование тарифов для населения должно было прекратиться, но летом 2010 года был принят законопроект (ФЗ 372032-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с прекращением действия ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»), который снял этот срок. Это вызвано тем, что в настоящее время объективные предпосылки для отмены государственного регулирования тарифов для населения отсутствуют.
Для населения рост тарифов на электроэнергию (без учета введения социальной нормы потребления) в 2013 году составит +9,1… +10,6%, в 2014–2015 годы — +12… +15%, с индексацией со второго полугодия по 12–15% ежегодно. Увеличение темпов роста обусловлено увеличением масштабов перекрестного субсидирования в период 2010–2012 годы из-за отставания роста тарифов для населения от других групп потребителей в 1,8 раза. Увеличение также связано с необходимостью учета в тарифах на электрическую энергию, поставляемую по регулируемым договорам населению, индексации цен на топливо за 2012 год, не отраженную в тарифах, утвержденных на 2012 год.
Тарифы для населения в федеральных округах существенно отличаются. Самая низкая стоимость электроэнергии установлена в Сибирском федеральном округе. Это обусловлено высоким сосредоточением гидроэнергетических мощностей (почти 50% от всех установленных мощностей в Сибири), а затраты на производство электроэнергии на ГЭС ниже, чем на производство электроэнергии на ТЭЦ. Самые высокие тарифы — в энергоизолированных районах Центральном федеральном округе, а так же на Дальнем Востоке, где присутствует дорогая угольная генерация.
По итогам 2012 года рост тарифов года на электроэнергию относительно 2011 составил в среднем по России 3,7%. Наибольший рост произошел в УФО — 6,6%, в ПФО наблюдалось снижение цены на электроэнергию на 2,2%.
С одной стороны, развитие генерирующих мощностей в каждом из округов России зависит от экономического потенциала регионов и уровней их валового регионального продукта (ВРП), поскольку промышленность потребляет более 50% всей производимой в стране электроэнергии. С другой стороны, при строительстве новых промышленных производств, в том или ином субъекте РФ, важным фактором является его обеспеченность свободными генерирующими мощностями. Таким образом, связь «промышленность-электроэнергетика» является двусторонней. По прогнозам аналитиков, в ближайшие 20 лет в России промышленность будет оставаться основным потребителем электрической энергии, и в 2030 году на ее долю придется около 55% спроса.
*Статья основана на материалах обзора INFOLine «Теплоэнергетика России 2012–2016. 10 лет с начала энергореформы».
Иван ФЕДЯКОВ,
генеральный директор INFOLine
Статья опубликована в журнале «Электротехнический рынок», № 4 (52), 2013