ООО «Силовые машины — завод «Реостат» с 2007 года входит в состав крупнейшей в России энергомашиностроительной компании «Силовые машины» и, как дочернее предприятие, осуществляет самостоятельную производственную, финансовую, закупочную и сбытовую деятельность.
О работе завода в непростых экономических условиях, сложившихся на сегодняшний день в стране, рассказывает его директор Г.В. Костюков.
Все предшествующие годы Великолукский завод «Реостат» активно развивался, предлагая рынку новые решения в области электротехники и тягового оборудования.
Наряду с традиционной продукцией — низковольтной аппаратурой: контакторы, реостаты, сопротивления, кнопки управления, поставляемой предприятиям транспортного машиностроения, энергетики, металлургии, судостроения и другим отраслям, завод освоил с 1995 года производство электрооборудования для вагонов метрополитена, а с 2000 года производство комплекта аппаратной части электрооборудования для пригородных электропоездов переменного тока, выпускаемых Демиховским машиностроительным заводом. Освоение новых видов аппаратуры давало заводу возможность ежегодно увеличивать объемы производства на 15-20%.
В 2007 году компанией «Силовые машины» в соответствии с федеральной программой «Создание и освоение производства мотор-вагонного подвижного состава в 2004-2010 годах» и задачей увеличения производства пригородных электропоездов был сделан упор на перемещение производства электрооборудования для электропоездов на наше предприятие и в 2007 году реализован инвестиционный проект по переводу производства тяговых двигателей с филиала ОАО «Силовые машины» «Электросила» ( г. Санкт-Петербург) на «Реостат».
Осуществление данного проекта давало возможность выпускать полный комплект электрооборудования, включая тяговые двигатели для электропоездов -более чем для 40 электропоездов и свыше 700 двигателей в год.
В 2008 году на завод было принято и обучено на «Электросиле» более 230 рабочих и специалистов. Электрооборудование для электропоездов стало основной продукцией и заняло более половины производственной программы предприятия. Рост объемов производства за 2008 год составил 74% к 2007 году.
Деятельность «Реостата» очень тесным образом связана с «Электросилой», и многие важные и позитивные этапы в жизни завода состоялись во многом с помощью и при поддержке санкт-петербургского предприятия. Директор филиала ОАО «Силовые машины» «Электросила» Равиль Алимжанович Урусов принимал и принимает самое активное участие в жизни «Реостата».
В соответствии с «Стратегией развития транспортного машиностроения РФ в 2007-2010 годах и на период до 2015 года» по заданию ОАО «РЖД» «Электросила» и «Реостат» за счет собственных средств, затратив более 60 млн.руб., изготовили и провели сертификацию комплекта электрооборудования для энергосберегающего электропоезда ЭД4Э, также были осуществлены все виды работ и поставлено электрооборудование для энергосберегающего поезда ЭД9Э, затраты на это составили свыше 40 млн. рублей.
На сегодняшний день «Реостат» — единственный в РФ поставщик полного комплекта электрооборудования для электропоездов российского производства и только «Реостат» обладает техническими решениями и готовым к производству электрооборудованием для энергосберегающих электропоездов. Однако, на данный момент это электрооборудование не вполне востребовано.
На сегодняшний день «Реостат», как и большинство промышленных предприятий, переживает нелегкие времена. В связи с финансово-экономическим кризисом значительно упал объем грузоперевозок, изменились инвестиционные программы производителей техники для железных дорог.
В такой ситуации ОАО «Силовые машины» и руководство ООО «Силовые машины — завод «Реостат» провели комплекс мер по загрузке производственных мощностей завода.
Руководством ОАО «Силовые машины» принято решение о передаче на ООО «Силовые машины — завод «Реостат» части производственных работ с предприятий, входящих в концерн (Ленинградский Металлический завод, Калужский турбинный завод, «Электросила»). С филиала «Электросила» передается производство крупных электрических машин для экскаваторов ЭКГ-10, ЭКГ-12, ЭКГ-15, ЭШ 40.100, ЭШ 20.90, ЭШ 11.75, общепромышленных двигателей и двигателей для буровых установок, низковольтных комплектных устройств, предназначенных для управления главными приводами экскаваторов. Работы по освоению новых типов продукции потребуют от «Реостата» напряженной работы всех служб, как производственных, технических, так и коммерческих.
Всего лишь в течение месяца специалистами «Реостата» была проведена работа по взаимодействию с железными дорогами России, Украины, Белоруссии, Казахстана, стран Балтии, в результате чего пополнится портфель заказов завода.
Несмотря на сложность задач и проблем, стоящих перед предприятием, ООО»Силовые машины — завод «Реос-тат» планирует освоить новый спектр продукции во втором квартале с выходом на стабильный режим работы.
Таким образом, ООО «Силовые машины — завод «Реостат» сохранит уникальное производство по тяговому электрооборудованию, но, к сожалению, с учетом загрузки завода на текущий момент не обойтись без сокращения работающих.
Но тем не менее, в 2009 году предприятие будет развиваться и планирует освоить инвестиции на сумму около 50 млн. рублей. Приобретается новое оборудование, поступает оборудование с филиала ОАО «Силовые машины» «Электросила» на увеличение уставного капитала, открывается серийное производство полюсов и коллекторов.