Правильно подобранное торговое освещение — залог успешных продаж! Но как его организовать? Наверное, следует начать с короткого рассказа о требованиях к этому освещению. Так, согласно СП 52.13330.2016, освещение на торговых объектах подразделяется на несколько видов:
- Рабочее (общее)
- Аварийное
- Дежурное
Однако часть светильников рабочего или аварийного освещения может свободно использоваться и для целей дежурного освещения. Важно также очень чётко понимать, что свет в любом магазине, торговом центре, каком-нибудь мега-холле и даже небольшом помещении с двумя прилавками не должен искажать естественные цвета товаров. Следовательно, подбирая осветительное оборудование необходимо обязательно учитывать цветовую температуру, которая варьируется от 2400 до 6600 К — её конечный показатель зависит от конкретных особенностей, свойств и характеристик товара. Более того, правильный подбор светильников сильно зависим и от той зоны, в которой их предполагается устанавливать.
Зоны торговых площадок
Итак, давайте устроим некий ликбез, на основе которого будет немного легче представить и понять то, почему современные ТЦ и магазины освещаются так, а не иначе. Как уже сказано, все они (ну или почти все) состоят из нескольких зон, и освещать каждую из них нужно соответствующим образом.
Входная
Это пространство перед входом в торговый зал. Здесь потенциальный покупатель или потребитель услуг начинает концентрироваться на предстоящих покупках. Значит, необходимо направить его концентрацию в нужное русло и выгодно подать ТЦ с самого первого раза. Для этого вход освещается так, чтобы создать у посетителя приятные ощущения. Если подходить к вопросу с точки зрения науки, исследований и экспериментов, то изобретать ничего уже не нужно — входные зоны освещаются светильниками с цветовой температурой 3000-4000 К. Именно она позволяет настроить посетителя на нужный лад и повысить его сосредоточенность на внутреннем содержании торговых залов.
С этой целью допустимо использовать, например, светильники компании FAROS LED, из которых наиболее подходящими для подсветки входных зон магазина или ТЦ будут:
Витрины
Места расстановки товарных позиций — витрины — смело можно считать лицом магазина. Поэтому её правильное оформление поможет и привлечь проходящего мимо человека, и простимулировать его зайти внутрь. Но здесь следует учитывать несколько нюансов. Во-первых, не стоит слишком стараться что-либо выделить и залить ярким светом — площадь акцентирующего освещения должна составлять не более 20 % от площади всей витрины. Во-вторых, в витринах, где выставлены тёмные товары, освещенность следует повышать на одну ступень по шкале освещенности, а со светлыми — снижать на одну ступень.
Для этого отлично подходят следующие устройства:
Фреш-зона
Зона «Фреш», фреш-зона, «овощи-фрукты» — названий много, суть одна — бодрость! Именно её несут с собой овощи и фрукты. А ещё здоровье. Значит, здесь не обойтись без сочных и ярких оттенков, привлекающих покупателей. Ни в коем случае нельзя использовать тусклый, недостаточно интенсивный свет — он никогда не будет ассоциироваться ни с хорошим настроением, ни со здоровьем, ни с бодростью. Итог — это место на уровне подсознания будут обходить за три километра. Сконцентрируйтесь на таком оборудовании, которое подчеркнет красоту томатов, свежесть яблок, вкус ягод и т. д. Другими словами, выставит в выгодном свете их привлекательный вид на прилавках в этой зоне. В качестве рекомендаций предложим акцентирующее освещение типа Summer Light с узким или средним пучком света, а также применение UV- и IR-фильтров для защиты скоропортящихся продуктов от порчи и выцветания. Цветовая температура — 2700-3000 К.
С этой задачей великолепно справятся светильники:
Прилавки
Здесь тоже существуют интересные хитрости и важные особенности, упускать из виду которые ни в коем случае нельзя. Поэтому запоминаем.
Там, где находятся сыр или выпечка (или всё вместе) нужен уют. А каким способом создаётся уют, например, в квартире? Правильно, мягким жёлтым светом, а холодным оттенкам скажем «нет»! Соответственно, для представления этих групп товаров в наиболее привлекательном виде используют акцентные светильники Golden Grain и специальные аксессуары, такие как gold или champagne reflector. Они придают сыру насыщенный и оттого весьма приятный для глаза жёлтый оттенок, а выпечке — эффект золотистой корочки, мимо которой практически невозможно пройти.
В зоне с морепродуктами и рыбой главенствуют холодные оттенки, призванные подчеркнуть свежесть продукта, но только, если речь не идет о красной рыбе, там подсветка должна быть теплого желтоватого оттенка. Свежесть и лёгкий морской бриз (естественно, в сознании потребителя) создаются с помощью акцентных светильников Magic Ocean с широким и средним лучом. Дополнить световые эффекты можно и нужно специальными аксессуарами: silver или gold/champagne reflector. Они усилят эффект акцентного освещения и подчеркнут привлекательность продуктов, создав у покупателя необходимое настроение.
Стеллажи
Здесь всё просто. Для освещения стеллажей рекомендуется использовать отражатели с широким светораспределением, антибликовые решётки или HDP-оптику. Обязательно нужно предусмотреть зоны для подсветки рекламных конструкций и навигации — это создаст дополнительный комфорт у посетителя, а значит, он с 90-процентной вероятностью вернётся сюда снова, поскольку удобные подсказки и понятное расположение товаров зачастую нивелирует даже несколько завышенные цены. Например, в тех местах, где продукты дешевле, но найти что-либо не представляется возможным из-за «логистического хаоса», покупатель долго не задерживается и старается, опять же, на бессознательном уровне, поскорее покинуть «неприятное место». Не стоит забывать и о том, что на торцах стеллажей освещенность должна быть в два-три раза выше, чем на полу.
Кассовые зоны
Кассы — это завершающий этап посещения любого магазина с высоким трафиком. Здесь постоянно находятся продавцы, следовательно свет должен быть комфортным не только для покупателей, но и работников касс. Для этого рекомендуется использовать светильники с антибликовой решеткой или микропризматической оптикой (HDP). Они позволят чувствовать себя комфортно всем участникам процесса торговли, снижая при этом усталость сотрудников магазина. Если, конечно, всё сделать правильно. В противном случае недобор или перебор в освещении будет только раздражать, что естественным образом скажется на товарообороте ТЦ.
Холодильники
В этой зоне расположено холодильное оборудование любых форматов (холодильные и морозильные витрины, открытые, закрытые лари и т. д.). Соответственно, цветовая температура должна быть холодной, ассоциируясь у посетителей с холодом, морозом и свежестью. Поэтому рекомендуется использовать свет до 4000 К с холодным оттенком.
Выводы
В заключение можно сказать следующее: правильное освещение — это достаточно интересный, сложный и важный процесс в жизни любого торгового объекта. Если свет в магазине сделан по всем канонам и, так сказать, продолжает ожидания покупателей, то логично ожидать от них лояльность и постоянную посещаемость, поскольку свет для человека играет важнейшую роль и ассоциируется со многими вещами. Можно, конечно, подвести к этому доказательную базу через историю, биологию, психологию, рефлексы и т. д. и т. п., но, думаем, не стоит, поскольку все эти вещи для человека современного более чем очевидны.
Но не всегда очевидно то, что создать правильный свет самостоятельно не получится — здесь нужны специалисты и профессиональные светотехники, которые собаку на этом съели. Без их помощи сегодня не обойтись, вопрос лишь в уровне компетенций и стоимости их услуг. Тем, кто как раз собрался заняться освещением торговой площадки, мы посоветуем проверенную во всех смыслах организацию — FAROS LED. Здесь со светом, как говорится, на «ты», сотрудники имеют чёткое представление о том, что такое осветительное оборудование, зачем оно нужно и как с ним работать. Ну и, естественно, знают множество хитрых способов по установке и обслуживанию осветительного оборудования как в ТЦ, так и на любых других площадках. В качестве примера можно привести этот проект и вот этот.