14 декабря 2023 г. Евразийская премия «Золотой Фотон» совместно с компанией Arlight провели «Светодизайнерскую прогулку». Мероприятие состояло из двух частей. Первая из них – собственно прогулка по парку «Музеон» вместе с Анастасией Приходько – известным российским светодизайнером, основателем проекта «Лаборатория света», кандидатом архитектуры, доцентом МАРХИ.
Свой рассказ Анастасия начала с истории парка «Музеон». В 1991 году в Москве было демонтировано много памятников советской эпохи и возникла необходимость где-то их хранить. Было выбрано место рядом с выставочным залом «Новая Третьяковка» (в то время там располагался также и Центральный дом художника). Первые полгода это был просто склад памятников, потом его оформили как парк. Изначально «Музеон» был разделен на две части – Крымскую набережную, где раньше было автомобильное движение, а также торговали картинами, и выставку советских скульптур. В начале 2010-х годов набережную сделали пешеходной, обе части парка стали единым целым. Это был первый опыт столь масштабного благоустройства в Москве. Широко использовались светильники зарубежного производства, но опоры для них изготавливались в России.
Анастасия отметила, что при реализации проекта освещения «Музеона» некоторые решения были использованы впервые в отечественной практике. Например, опоры для светильников, имеющие сложную форму. Их нужно было собирать в определенной последовательности. Когда монтажники решили упростить себе работу и отклонились от последовательности, указанной в инструкции, смонтированная опора сразу рухнула. После этого с последовательностью сборки уже не экспериментировали. В итоге опоры стоят уже 10 лет, никаких нареканий к их нынешнему состоянию нет. Это показывает, что авторский надзор – важнейшая составляющая успешной реализации проекта. При благоустройстве Крымской набережной сотрудники бюро WowHouse, разработавшие проект, ежедневно посещали объект с целью авторского надзора, благо, офис бюро находился неподалеку.
Основная тема оформления набережной, которая была воплощена в том числе и в светодизайне – движение с разной скоростью. По набережной перемещаются пешеходы, скейтеры и велосипедисты. Также в архитектурной концепции набережной заложена тема волны.
Именно здесь впервые в Москве были применены светильники Г-образной формы, получившие сейчас широкое распространение. Эти светильники обеспечивают яркое, равномерное освещение велосипедных и пешеходных дорожек. Всего же на набережной установлены 1500 светильников различных типов.
Освещение вдоль ограждения набережной выполнено светильниками-болардами, вплотную придвинутыми к парапету. По мнению Анастасии, это решение является более удачным с точки зрения светодизайна, чем применение встраиваемых светильников. Освещение находится на уровне ниже человеческого взгляда, что позволяет без проблем любоваться с набережной поверхностью воды.
Но не все было так просто. Во время гарантийного срока пришлось поменять боларды, поскольку они не выдержали российских климатических условий. Была сделана эффектная подсветка деревьев встраиваемыми светильниками, но от нее тоже пришлось отказаться из-за малого срока службы осветительных приборов в нашем климате. Светильники в виде камышей тоже пришлось убрать, так как они привлекали внимание злоумышленников. Зато очень надежными проявили себя дизайнерские светильники в форме грибов, произведенные в Швейцарии.
В месте, где стоят скульптуры, использовались другие подходы к светодизайну. Там, к сожалению, не удалось добиться непрерывности освещения.
Анастасия Приходько известна как разработчик оригинальной методики натурного светомоделирования. Дело в том, что скульптура представляет собой объект, для которого крайне сложно, а подчас и невозможно точно моделировать освещение посредством математических расчетов. Поэтому используют работу «в поле», с методикой которой Анастасия ознакомила участников мероприятия. С собой она принесла чемодан, в котором были светильники с автономным питанием, а также светофильтры.
«Музеон» предоставляет отличные возможности потренироваться в натурном светомоделировании, ведь там расположено множество скульптур самых различных жанров. В качестве объекта для подсветки использовалась знаменитая скульптура Леонида Шервуда «Часовой». Экскурсанты под руководством Анастасии Приходько попробовали различные варианты ее освещения.
Вторая часть «Светодизайнерской прогулки» прошла в залах Московского музея дизайна, расположенного в западном крыле здания Новой Третьяковки. В музее, помимо прочих экспонатов, представлены образцы светильников, начиная с 30-х годов XX века, а также эскизы их дизайна.
Символично, что, наряду с шедеврами советского дизайна, в музее представлена и новая разработки компании Arlight. Это – светодиодный светильник «Ампир», созданный в 2023 г. креативным директором Arlight Алексеем Бетиным.
Дизайн светильника был создан под влиянием оформления старых станций Московского метрополитена, а также «сталинских» высоток. Речь идет о стиле советского монументального классицизма, характеризующегося непреклонностью и, вместе с тем, суровым великолепием. В то же время, новые технологии, а именно, светодиоды, позволили реализовать оригинальное дизайнерское решение в виде звена цепи со светящимися вставками.
Предполагается, что «Ампир» станет первым продуктом в серии светильников Arlight, выполненных в стиле советского монументального классицизма. Со стилем дизайнеры угадали безошибочно. В наше непростое время хочется опереться на незыблемые ценности, естественно, не забывая при этом про современные технологии в освещении.