Многие отечественные компании заинтересованы в том, чтобы вывести свою продукцию на международные рынки. В связи с этим важнейшим направлением продвижения экспорта являются выставочные мероприятия.
Ведь поиски новых рынков сбыта посредством выставок — самый простой способ показать свою компанию и продукцию лицом перед зарубежными потребителями и заказчиками. Заботы, связанные с участием в международных выставках, готова взять на себя компания Profex, профессионально занимающаяся выставками Ближнего Востока. В данном случае речь идет о полной информационной поддержке, предоставлении полезных рекомендаций, бронировании выставочной площади, индивидуальном и ярком оформлении стенда, включении в общий каталог. Об этом в интервью «ЭПР» рассказал управляющий партнер Profex, официального партнера Middle East Electricity в СНГ Кямран Мехтиев.
— Кямран, каковы были предпосылки создания компании Profex?
— Наша компания появилась в 2014 году, сам же я в выставочной индустрии уже 18 лет. С 2001 года регулярно посещал выставки в Дубае и обратил внимание на то, что туда приезжают компании со всего мира, причем многие из них получают поддержку от государства. В то же время, к моему большому удивлению, было мало компаний из России и стран СНГ, а ведь посещая выставки в Казахстане, России, Украине, Азербайджане, я видел, что там достаточно много местных производителей, но они почему‑то не доезжали до Дубая, который является признанным торговым хабом.
Мы поняли, что зачастую компании нуждаются в сторонней поддержке, и, зная особенности организации выставок, решили сконцентрировать внимание на странах СНГ и, в первую очередь, России, где много производителей по разным направлениям. Более того, на момент создания компании Profex только отдельные регионы РФ — Нижний Новгород, Ульяновск, Чувашская республика и некоторые регионы Сибири получали поддержку государства для участия в крупных выставках, в том числе в Дубае. Удивительно, но Москва, Московская область и Санкт-Петербург не поддерживали своих производителей государственными дотациями. Только в 2017 году впервые на одной из крупнейших в мире выставок по здравоохранению — Arab Health была представлена коллективная экспозиция 24‑х московских компаний, что стало возможным, благодаря подписанию договора о продвижении данной выставки в странах СНГ и Прибалтики с компанией «Информа» и поддержке Московского экспортного центра. Интерес к московскому павильону был очень высокий. Это послужило импульсом к тому, что в 2018 году, уже при поддержке Российского экспортного центра, российская экспозиция увеличилась.
— Чем конкретно вы можете помочь компаниям, которые хотят выйти на международный уровень, и сколько стоят такие услуги?
— Поскольку мы заключаем договор напрямую с организаторами выставки, наши услуги оплачивают именно они, а не компании и не государственные структуры. При этом компании получают ряд бонусов от такого сотрудничества.
Большое значение имеет локация. Раньше российские производители и дистрибьюторы бронировали площадь незадолго до выставки, а ведь если речь идет о таких крупных проектах, как Arab Health или Middle East Electricity, на которые приезжают тысячи участников, то наиболее проходимые места нужно бронировать заблаговременно. Поскольку из года в год площадь российской экспозиции увеличивается, организаторы выставок идут нам навстречу и содействуют в улучшении локации.
Еще одно важное направление нашей работы с компаниями, ассоциациями, государственными центрами поддержки заключается в организации деловых встреч. Это как минимум два бонуса, которые получают российские производители и центр поддержки экспорта, сотрудничая с нами. В перспективе хотелось бы наладить более плотное сотрудничество, к тому же, в планах создание онлайн-платформы и рекламация ее в странах Ближнего Востока. Это платформа будет ориентирована, прежде всего, на экспортоориентированные предприятия стран СНГ, на ней будут представлены экспортные направления данных компаний. Вся информация будет переведена на английский и арабский языки.
— Давайте поговорим про выставку Middle East Electricity. Каковы перспективы для российских компаний от участия в ней?
— MEE — самая крупная выставка в регионе Ближнего Востока и одна из самых крупных в мире. В 2018 году участие в ней впервые профинансировал Российский экспортный центр, прежде компании приезжали туда за свой счет. Хотя, стоит отметить, что и на этот раз некоторые компании взяли все расходы на себя.
Для российской экспозиции на MEE-2018 была подготовлена специальная коллективная застройка, свою продукцию представили 15 компаний, в числе которых такие известные игроки рынка, как «Энергоконтракт», «СВЭЛ», «Марс-Энерго», «ТехноАС» и многие другие. Все компании высоко оценили результаты своего участия, 80 % из них готовы вернуться на MEE-2019. Буквально на днях я встречался с директором департамента выставок РЭЦ и поднимал вопрос относительно поддержки отечественных компаний на Middle East Electricity. Отмечу, что Российский экспортный центр оказывает на самом деле весомую поддержку: мелким и средним компаниям, товарооборот которых не превышает 50 млн долларов, покрывается 80 % от стоимости аренды площади, 80 % по застройке и 80 % по транспортировке экспонатов. Плюс РЭЦ полностью берет на себя расходы на общую инфраструктуру, которой может воспользоваться любой участник — имеется в виду зона переговоров, подсобные помещения, услуги переводчиков и ассистентов на стенде. Ни одно государство в мире не оказывает такую поддержку. В случае с крупными компаниями, РЭЦ покрывает 50 % их расходов по стоимости аренды площади, застройке, транспортировке.
Кстати, впервые рассматривает возможность участия в Middle East Electricity Московский экспортный центр, он готов поддержать производителей из своего региона на 100 %.
— В последние годы российское правительство делает упор на импортозамещение. На ваш взгляд, изменилось ли качество продукции, которую предлагают наши производители?
— На мой взгляд, об этом должны судить специалисты, которые работают в той или иной индустрии, но в целом мы видим, что внимание к российской экспозиции очень высокое. В первую очередь, это связано с тем, что российские компании не так давно участвуют в крупных выставках в Дубае, и дистрибьюторам, импортерам как минимум любопытно, какую продукцию они привезли. Однако, кроме любопытства, весомую роль играет тот факт, многие российские предприятия функционируют на базе советских предприятий, которые в свое время хорошо зарекомендовали себя по многим направлениям, в том числе по энергетике. Ведь во время существования Советского союза отечественные предприятия работали за пределами СССР, сотрудничали с Северной Африкой, Восточной Европой. Это наследие имеет определенное отражение в нынешнем производстве. Конечно, на многих предприятиях проведена модернизация, но для потенциальных заказчиков имеет большое значение, как долго предприятие функционирует, как развивается сейчас.
Кроме того, в России наблюдается развитие инноваций, которые приходят и в сферу электроэнергетики. К отдельным стендам российской экспозиции, представленным резидентами Сколково, интерес был максимально высоким на протяжении всей выставки. И это оправдано: посетители увидели уникальные идеи, решения, которых нет больше нигде в мире. Таким образом, российские компании вполне могут стать законодателями трендов.
Еще один фактор, благоприятный для экспортный активности — курсовая разница рубля, доллара, арабского дирхама и саудовского реала, что положительно сказывается на динамике цен на продукцию. Если при курсе 1 доллар к 30 рублям российским компаниям было невыгодно экспортировать некоторые позиции, учитывая транспортные расходы и пошлины, то когда доллар поднялся до отметки 66 рублей, по многим позициям российская продукция стала более конкурентной. Мы видим, что сегодня российские производители успешно конкурируют с компаниями из Восточной Европы, Западной Европы, Турции, Китая и ряда других азиатских стран.
Чтобы закрепиться на международном рынке, российским предприятиям и государству необходимо регулярно участвовать в специализированных выставках — тогда специалисты со всего мира запомнят Россию как страну, готовую предложить уникальные и эффективные решения.
Перечисленные факторы являются очень важными для роста экспортной активности. Российские компании, которые участвовали в Arab Health и Middle East Electricity, на своем примере убедились в том, что на рынке Ближнего Востока можно и нужно работать. Индустрия электроэнергетики в России обширна и разнообразна, и мы рассчитываем, что в следующие два-три года российская экспозиция вырастет в разы. До Middle East Electricity остается всего несколько месяцев. Многие компании уже получили от нас приглашения к участию в ней. Мы открыты для сотрудничества и призываем компании не бояться выходить на глобальный уровень.
Беседовала Елена Восканян
Мнения
Анастасия Миронова, заместитель руководителя отдела рекламы ГК «Энергоконтракт»:
— Группа компаний «Энергоконтракт» в 2018 году принимала участие в выставках Middle East Electricity в ОАЭ и Саудовской Аравии. Для нашей компании это новое направление, достаточно сложное, так как помимо различий в отраслевых нормативно-правовых актах, ощущается разница в менталитете и подходах к техническим процессам, документообороту и т. п. Специалисты Profex оказывали поддержку в организации участия в этих выставках, в застройке стендов и даже в визовых процедурах. Это конечно, рядовые оргвопросы, но, в конечном счете, они влияют на эффективность работы наших специалистов непосредственно на выставке. Благодаря качественно реализованной возможности продемонстрировать свою продукцию, наша компания смогла заявить о себе как о серьезном партнере.
Алексей Миляев, ведущий маркетолог АО «Группа «СВЭЛ»:
— Ближневосточный регион обладает хорошим потенциалом роста и развития ТЭК. Наиболее значимая и крупная выставка Middle East Electricity (ОАЭ, Дубай) ежегодно собирает всех ключевых производителей, представляющих продукцию в регионе. Для участников и гостей выставки — это отличная возможность оценить масштаб деловой активности, уровня конкуренции и динамики развития региона.
Группа СВЭЛ, работая на международных рынках и предлагая комплексные решения в энергетике, впервые приняла участие в выставке MEE в 2012 году. Тогда это был первый опыт продвижения в ближневосточный регион, и он многое дал в плане понимания специфики местного бизнеса.
Чтобы представлять интерес для клиентов в государствах региона, важно соответствовать техническим стандартам МЭК, а также выполнить все специальные требования, предъявляемые к продукции и бизнесу. Этот процесс занял некоторое время, с учетом, что основным приоритетом для компании было выйти на лидирующие позиции в России и странах ближнего зарубежья.
В 2017 году Группа СВЭЛ активизировала работы по ближневосточному направлению, а c 2018 года возобновила участие в выставке MEE. С учетом проделанной работы, мы видим возможности для дальнейшего развития деловых отношений в регионе. Конкуренция высокая и представленные на выставке компании активно присутствуют на местном рынке уже 5‑10 лет, некоторые еще дольше. Но это не является сдерживающим фактором, поскольку Группа СВЭЛ готова предложить решения по качеству и технологичности не уступающие лучшим европейским аналогам.
MEE-2019: центр притяжения профессионалов
5‑7 марта в Дубае (ОАЭ) состоится крупнейшая в мире электроэнергетическая выставка Middle East Electricity. Свою продукцию на ней представят более 1600 компаний из 60 стран. С их продукцией смогут познакомиться свыше 20 тыс. посетителей.
Уникальность выставки MEE заключается в том, что на ее площадке компании-участницы смогут не только продемонстрировать разнообразные решения в области электроэнергетики, но и провести личные встречи с потенциальными заказчиками, которые необходимы для построения и развития бизнес-отношений на Ближнем Востоке. Также экспоненты MEE получают доступ к сложным и труднодоступным рынкам. Самое главное — они могут изучить реальный рыночный спрос и в последующем запустить новые направления бизнеса.
Выставочная часть MEE-2019 будет разделена на пять ключевых секторов: power generation (выработка энергии), transmission & distribution (передача и распределение), lighting (освещение), solar (солнечная генерация), energy storage and management solutions (решения для хранения и управления энергией).
Наиболее масштабно, по традиции, будет представлен сектор Power generation — производители и дистрибьюторы из разных стран представят продукцию в трех залах Всемирного торгового центра (Dubai World Trade Centre). Кроме того, организаторы запланировали некоторые новации. Прежде всего, у экспонентов будут возможность пообщаться как с VIP-гостями (к примеру, регуляторами), так и с конечными потребителями из нефтегазовой, телекоммуникационной и других сфер. Во-вторых, впервые в рамках MEE состоится специальная конференция, где будут обсуждаться вопросы энергосбережения и производства энергии, а также будут представлены тематические исследования по рынкам Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и других стран. В-третьих, участники выставки смогут подробно рассказать о своей продукции на технических семинарах. Кроме того, для них запланированы профессиональные обучающие семинары, охватывающие широкий круг тем: от интернета вещей и стандартов безопасности до перспективных проектов муниципалитетов Дубая. К участию в них приглашены международные отраслевые ассоци-
ации и государственные органы. А в рамках программы B2B знакомств производители и дистрибьюторы смогут запланировать встречи с предварительно зарегистрировавшимися посетителями конкретного профиля.