Перед сообществом робототехников и заказчиками их продукции в настоящее время стоят определенные задачи – понять проблематику отрасли, выстроить правильные цели и необходимые цепочки. С одной стороны, в условиях сегодняшних технологических решений это довольно сложно осуществить, но с другой – поиск решений становится даже интереснее, так как у разработчиков и компаний появляются новые возможности, и есть шанс выйти со своими предложениями на рынок. Кроме того, активно развивается сфера инжиниринга в университетах, поскольку государство понимает значимость в выращивании кадров. Большое число грантовых программ нацелены на поддержку университетов в стадии стимулирования молодежного технологического предпринимательства. Но главная задача для сферы – определить решения, с помощью которых можно насытить свой рынок и выйти на зарубежный. Эти вопросы и обсудили эксперты области на Международном форуме роботизации в рамках пленарного заседания «Реформирование рынка роботизации в России и кооперация с дружественными странами – первые результаты, барьеры и возможности», прошедшего 13 декабря в Санкт-Петербурге.
Использование цифровых технологий
В современной индустрии робототехника развивается совместно с цифровыми технологиями. Так, например, концерн R-Про занимается разработкой отечественного программного обеспечения (ПО) для создания цифровых двойников и офлайн программирования роботов.
«Наша группа компаний основным видом деятельности для себя выделяет создание программного обеспечения для цифровых двойников, имитационного планирования всех производственных процессов, ведение технологической подготовки, также есть и робототехническое направление. К нам обращается большое количество клиентов, которым нужно перепроектировать свое производство с учетом ориентации на другое оборудование. Самое важное значение, которое дает цифровая среда, – возможность офлайн программирования, когда реальный робот отработал в производстве, а мы передаем управляющую программу на стойку оборудования и сокращаем время переналадки. Мы также поставляем модуль цифрового захвата движения, когда информация о том, что делает человек, попадает в наш цифровой двойник, что позволяет определить объективные нормы расхода времени на выполнение производственной операции. Конечно, важный вектор нашего развития – совершенствование системы офлайн программирования. Например, у нас работает модуль роботизированной сварки. Кроме того, трудимся над модулями, связанными с резкой, покраской и тому подобного», – сказал президент Концерна R-Про, председатель правления Кластера «Креономика» Алексей Кораблев.
Помимо этого, Концерн занимается инвестициями в искусственный интеллект (ИИ), управляющий робототехникой. Например, уже существует робот, который позволяет выполнять сварку под управлением ИИ. Лазерные сканер сканирует поверхность, находит сварной шов, сам программирует, рассчитывает все параметры, расход, берет аппарат и делает работу. Такого рода решения позволяют выполнять качественную сварку и могут помочь с дефицитом кадров, а работотехникам более эффективно удовлетворять потребности заказчиков.
Перспективы экспортного потенциала
По мнению экспертов, у российской робототехники нет самого главного – компонентной базы, которая позволяет создавать роботов. Все начинается с рынка и его потребностей. Именно заказчик должен составить необходимое техническое задания, чтобы производитель смог разработать новый востребованный и подходящий под запрос продукт.
«Есть производители роботов и робототехнических решений. Чтобы делать роботов, нужно развивать рынок. Мы можем создать продукт в виде опытных образцов, но не более того. Всегда нужно идти от рынка, выполнять его задачу всеми возможными силами, чтобы вся страна смогла довести хотя бы одну разработку до достойного уровня. Роль нашей компании, наша цель – сделать простые и доступные типовые решения в пуско-наладке, чтобы люди массово поверили в робототехнику. С точки зрения робототехники сейчас историческое время, нужно сделать максимум и как можно быстрее», – считает директор по развитию компании «ДиКом-Сервис» Андрей Дорохин.
Если говорить про сферу IT, то у отечественных программных продуктов есть определенный экспортный потенциал в дружественные страны. В частности, речь идет о российском программном обеспечении, которое предназначено для создания цифровых двойников.
«Мы имеем хороший портфель проектов в Беларуси, в рамках недели роботизации мы обсудили вопросы с коллегами из Казахстана. Наши решения пользуются большим интересом как в ближнем зарубежье, так и в дальнем – в Китае и Латинской Америке. Такие технологии могут позволить и робототехникам найти свои применения на иностранных рынках», – отметил президент Концерна R-Про Алексей Кораблев.
Такое же мнение высказывают и непосредственные представители зарубежного рынка, например, президент Казахстанской ассоциации автоматизации и робототехники Владимир Туреханов.
«Конечно, у российских предприятий есть страхи по внедрению робототехнических решений, такая же ситуация и у нас в стране. Однако последние годы в Казахстане большое внимание уделяется демонстрации роботехнических решений на мероприятиях и выставках. Для решения этой проблемы, нашим странам необходимо проработать вопрос упрощенной процедуры временного ввоза и вывоза оборудования, чтобы демонстрировать предприятиям решения на официальных мероприятиях», – поделился мнением Владимир Туреханов.
Вопрос подготовки квалифицированных кадров
Конечно же, одна из основных проблем роботизации, как и большинства отраслей, – кадровый голод. Необходима разработка определенных особенностей в подготовке будущих специалистов области, однако на это требуется время.
«Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения готов предоставлять образовательные инструменты, модули для ознакомления молодежи с этой сферой. – заявила ректор ГУАП Юлия Антохина. – Если говорить про подготовку кадров, нужно вспомнить исторические факты. В 2014 году наша страна отнесла к национальным целям вопросы, связанные с импортозамещением. И всего два года назад более активные, осмысленные и продуктивные решения стали появляться в сферах бизнеса и экономики. Учебные заведения не могут быстро перестроиться под такие изменения, но это крайне важно. Необходимо кардинально изменить взаимодействие предприятий с учебными заведениями. На чем готовить процесс инжиниринга? Он должен идти из промышленности, партнерских отношений».
Также считают и сами представители производства. Так, заместитель директора по IT компании «Савушкин продукт» Андрей Свитич считает, что производитель сам должен идти в высшее учебное заведение и открывать там лаборатории.
«Мало готовить только инженерные кадры, которые смогут делать установки и понимать, что автоматизировать на производстве. Именно производство должно открывать в университетах лаборатории робототехники, как сделало наше предприятие. Конечно, невозможно сегодня открыть площадку, а завтра получить квалифицированные кадры. Но ребятам выпадает возможность на первом курсе туда прийти и уже понять, будет ли им это интересно или нет. Таким образом, они отсеиваются, а мы уже не тратим время на квалификацию выпускников. У нас на производстве уже есть работающие кадры, прошедшие такой путь», – аргументировал Андрей Свитич.
Определенные плоды по подготовке новых кадров дает и проектное обучение. Сейчас существует большое количество хороших разработок.
Вовлечение заказчиков в роботизацию
Одна из острых проблем отрасли – нежелание заказчиков внедрять роботизацию в свои производства. Потребление робототехники не очень эффективно, предприятия не готовы вкладываться в научные решения и разработки, а если и готовы, то смотрят на иностранные решения.
По мнению экспертов, нужно больше информировать, знакомить заказчиков с возможностями и программами поддержки государства, которые могут быть направлены на модернизацию производства. Самый эффективный способ – чаще и больше рассказывать об итогах, удачном опыте использования роботов на предприятиях.
Также хорошим подспорьем станет создание ГОСТ, которое будет проведено в сотрудничестве с государственными органами. Это увеличит качество продукции и повысит безопасность на производстве при ее использовании. Для заказчика это может стать серьезным аргументом в борьбе со страхами во внедрении нового оборудования.
Задача российского сообщества робототехников – развивать собственные решения, продвигать и предлагать инновационные разработки. Также необходимо, чтобы сами заказчики ставили еще больше целей, потому что только в совместной кооперации есть шанс выйти на нужный уровень.