7-8 мая Минэнерго направило для публичного обсуждения нормативные акты, которые касаются порядка формирования платы за технологическое присоединение, лицензирования энергосбытовой деятельности и реализации НТИ «Энерджинет». Помощь в подготовке обзора оказали компания Lex Consilium и информационно-консалтинговая группа Electricalnet.ru.
Проекты постановлений для совершенствования порядка формирования платы за техприсоединение
7 мая 2019 года Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям» и проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике».
Проекты разрабатываются в целях совершенствования существующего порядка формирования платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Процедура — публичные обсуждения подготовки проектов нормативных правовых актов
ID проектов: 02/07/05-19/00091143, 02/04/05-19/00091142.
Введение лицензирования энергосбытовой деятельности
8 мая 2019 года Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ (ID проекта: 02/07/05-19/00091203), который будет предусматривать внесение изменений в отдельные акты Правительства РФ в связи с введением лицензирования энергосбытовой деятельности.
Проект постановления направлен на реализацию положений Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электроэнергетике“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности», в соответствии с которыми с 1 июля 2020 года осуществление энергосбытовой деятельности допускается только на основании лицензии. Проект будет предусматривать приведение подзаконных нормативных правовых актов в соответствии с указанными федеральными законами.
Процедура — публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта.
Проект постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по созданию и развитию активных энергетических комплексов»
8 мая 2019 года открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по созданию и развитию активных энергетических комплексов». ID проекта: 01/01/05-19/00091190.
Указанный проект постановления Правительства РФ разработан во исполнение пункта 1 раздела II плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации НТИ «Энерджинет», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 830-р.
Согласно Проекту на территориях ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, за исключением территорий ценовых зон оптового рынка, для которых в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, установлены особенности функционирования оптового и розничного рынков, предлагается провести эксперимент по созданию и развитию активных энергетических комплексов сроком с 01.06.2019 по 31.12.2021 на условиях, определенных утверждаемым Положением о проведении эксперимента по созданию и развитию активных энергетических комплексов (далее — Положение).
В рамках эксперимента предполагается создание, обеспечение функционирования и развитие активных энергетических комплексов (далее — АЭК). АЭК представляет собой функционирующие в составе ЕЭС России объекты по производству электрической энергии (электростанции) и энергопринимающие устройства промышленных предприятий и крупных коммерческих центров (далее — объекты АЭК), в отношении которых выполняется ряд условий:
- только один из объектов АЭК имеет точку присоединения к электрическим сетям сетевой организации;
- все объекты АЭК имеют между собой электрические связи через объекты электросетевого хозяйства, не принадлежащие сетевой организации;
- регулирование производства и потребления электрической энергии (мощности) в АЭК осуществляется с применением управляемого интеллектуального соединения АЭК.
Положением определяются:
- обязательные требования, предъявляемые при создании АЭК: установленная генерирующая мощность объекта по производству электрической энергии (электростанции) в составе АЭК должна составлять менее 25 МВт; непосредственное присоединение к электрическим сетям сетевой организации имеет либо электростанция, либо энергопринимающие устройства, имеющие электрические связи с электростанцией АЭК через объекты электросетевого хозяйства, не принадлежащие сетевой организации; коммерческий учет, регулирование производства и потребления электрической энергии (мощности) осуществляется с применением управляемого интеллектуального соединения АЭК; в составе АЭК отсутствует население и приравненные к нему категории потребителей, а также потребители, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям;
- порядок формирования и ведения реестра АЭК, участвующих в эксперименте, включая порядок подачи заявок, предельные параметры эксперимента (прекращение приема заявок от АЭК, если сумма установленных генерирующих мощностей объектов по производству электрической энергии (электростанций) АЭК, включенных в реестр, превышает 250 МВт;
- прекращение приема заявок от АЭК, которые относятся к центрам питания, располагающим свободной для технологического присоединения мощностью, если сумма указанных в заявках установленных генерирующих мощностей объектов по производству электрической энергии (электростанций) таких АЭК превышает 125 МВт), процедуру допуска в эксплуатацию устройств и компонентов управляемого интеллектуального соединения, а также условия исключения АЭК из реестра АЭК;
- особенности определения объема и оплаты услуг сетевой организации по передаче электрической энергии субъектами АЭК, включая особенности формирования и оплаты величины резервируемой максимальной мощности;
- порядок выхода субъектов АЭК из состава АЭК.
По итогам проведения эксперимента и с учетом анализа его результатов предполагается направить в Правительство РФ предложения о целесообразности внедрения модели АЭК на территориях ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности на постоянной основе (реализация целевой модели) и внесения соответствующих изменений в нормативную правовую базу отрасли.
Процедура — публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.