Все новости
Нет угля — нет электричества и тепла. Азия рискует оказаться в энергетическом кризисе

2021 год задал совершенно негативные направления для европейской экономики и особенно для энергетического сектора. С их причинами и следствием неоднократно разбирались эксперты, называя главной источники альтернативной генерации, существенно нарушившие стабильность энергосистем стран Европы неспособностью адаптироваться к холодам.

Вполне вероятно, что начавшийся 2022 продолжит эстафету. Так, по предварительным данным Азиатский регион ожидает энергетический кризис, связанный с ограниченными или вовсе отсутствующими поставками угля из Индонезии. Страна является на сегодняшний день самым крупным поставщиком энергетического угля для Азии, и её решение о снижении экспорта вполне закономерно может привести к повышению цен на ископаемое топливо и появлению его дефицита.

Азиатско-Тихоокеанский регион целиком зависит от угля — это основной энергоресурс для 90 % электростанций Азии. Поэтому стабильность поставок кардинальным образом влияет на экономику и энергетику этих стран. Однако вследствие недальновидной политики некоторых индонезийских угольно-добывающих компаний экспорт индонезийского угля значительно сокращён, а в отдельных случаях и вовсе приостановлен. Эмбарго на экспорт пока что продлится до конца января, а его дальнейшие сроки будут определяться стратегическими запасами энергоресурса на собственных тепло-, электрогенерирующих станциях. Исчезновение индонезийского угля с мирового энергетического рынка уже привело к негативным последствиям. Цена на него увеличилась в Европе на 15 % и стала равна 135 долларам за тонну, а в азиатских областях в среднем выросла до 197 долларов.

Проблема осложняется тем, что у остальных энергетических держав отсутствует техническая возможность для увеличения поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, российский Транссиб ещё в 2021 году достиг своего транспортного предела, и «добавить жару» уже не получится. За прошедший год железные колёса магистрали поставили в АТР 129 млн тонн угля. Предельный рост этого показателя, по прогнозам Минэнерго, в 2022 году составит всего 10 млн тонн. При этом из Индонезии ежегодно в азиатские государства экспортируется около 480 млн тонн угля. Основными потребителями, что очевидно, выступают Китай, Южная Корея, Индия и Япония.

Возникшую напряжённость и предкризисную ситуацию могли бы сгладить Соединённые Штаты Америки, но и у них не всё так просто. В 2021 году американцы увеличивали экспорт угля на 30 % на фоне растущего внутреннего потребления —спрос на уголь в штатах за этот же период вырос в среднем на 18 % по отношению к 2020 году.

Однако серьёзных последствий, как считают некоторые эксперты экономических и энергетических отраслей, всё же удастся избежать. Так, доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов уверен, что Индонезия снимет ограничения экспорта уже к концу текущего месяца. Дело в том, что внутри государства спрос на уголь значительно ниже предложения — на внутреннее потребление идёт примерно 15 % всей добычи. А это значит, что скоро склады ТЭЦ заполняться, и уголь будет попросту некуда девать. Следовательно, поставки возобновятся.

Этой же точки зрения придерживается советник отдела ТЭК и ЖКХ Аналитического центра при правительстве РФ Дмитрий Федоренко. По его словам, Индонезия не сможет долго сопротивляться давлению торговых партнёров и компаний, поставляющих уголь за пределы государства, соответственно, скорее рано, чем поздно, но правительство страны «открутит гайки», возобновив экспорт.

Следует учитывать и то, что при отсутствии угля Азия вынуждена будет искать ему замену. А это, как известно, диз. топливо, мазут и, внезапно, газ. Последний и так демонстрирует крайне повышенный спрос и растущую стоимость, а с присоединившимся спросом из АТР и вовсе сможет «улететь в стратосферу», ставя рекорды стоимости день ото дня.

Для России сложившееся положение дел открывает серьёзные перспективы. Азиатский энергокризис — очередной стимул для того чтобы вплотную заняться модернизацией Транссибирской магистрали и всей железнодорожной отрасли страны в целом. В дополнение к эволюционным подвижкам в РЖД Валерий Андрианов присовокупляет возможность появления нового маршрута транспортировки газа через газопровод «Сила Сибири — 2» — им может стать газовая магистраль в Китай.

Фото к новости: Dominik Vanyi/Unsplash.com

Читать на портале

Читайте также

Страны ОЭСР продолжают увеличивать использование угля в электроэнергетике
23 апреля 2024 г. 9:45
Энергетика Украины на пороге кризиса: нехватка угля может привести к веерным отключениям электроэнергии
17 сентября 2021 г. 14:05
Энергетический сектор РФ не станет отказываться от угля
10 ноября 2021 г. 15:44
Frost & Sullivan прогнозирует рост спроса на угольные электростанции в Китае и Индии
5 июля 2012 г. 14:50