Промышленное оборудование

Расчет индуктивности для двунаправленного преобразователя постоянного напряжения в автономных подводных аппаратах

19 марта 2019 г. в 09:10

Введение

Подводный аппарат — небольшое судно или техническое устройство, используемое для выполнения разнообразных задач в толще воды и на морском дне. В отличие от подводной лодки, как правило, имеет ограниченные возможности по автономности и поэтому работает во взаимодействии с обеспечивающим судном-носителем. Подводные аппараты могут работать на глубине, недоступной для подводных лодок и водолазов. Данные аппараты предназначены для выполнения различных операций: визуального исследования линий подводных коммуникаций, патрулирования, исследования морского дна, контроля биоресурсной базы, разработки подводных месторождений полезных ископаемых, сейсморазведки, использования в качестве средств оповещения в чрезвычайных ситуациях и т. д.

Состояние проблемы и постановка задачи

В ведущих странах мира наблюдается тенденция к разработке автономных подводных аппаратов. Автономные подводные аппараты могут нести на борту акустические, оптические и электромагнитные сенсоры, которые необходимы для выполнения их работы. Теоретически использование подобных аппаратов позволяет существенно расширить радиус действия, снизить затраты на техническое обеспечение надводными судами, несущими специальное оборудование. В связи с этим возникает проблема питания данных аппаратов. Основным источником питания выступают аккумуляторные батареи.

С качественным изменением силовых электронных преобразователей и устройств хранения электроэнергии в последнее время в электроэнергетическом комплексе наблюдается повышенное внимание к использованию сетей постоянного тока [1] благодаря определённым преимуществам, по сравнению с классическими двигателями внутреннего сгорания или турбинными двигателями. Опыт электромобилей показывает, что интерес к данной теме не является беспочвенным [2]. Питание автономных устройств осуществляется с помощью аккумуляторов, имеющих относительно низкое напряжение, в то время как большинство потребителей должны питаться более высоким уровнем напряжения, что связано с обеспечением силовых узлов высокой энергоэффективностью [3].

Одним из основных вопросов, связанных с проектированием преобразователей постоянного напряжения, является расчёт и выбор катушки индуктивности. Значение индуктивности сильно влияет на характер работы преобразователя. Главной проблемой являются весогабаритные характеристики мощной катушки — самого тяжёлого и массивного компонента во всём преобразователе постоянного напряжения. Наиболее предпочтительным вариантом, с точки зрения проектировщика, является катушка малой индуктивности, обладающая небольшим весом и габаритами, которые позволяют создать более компактное устройство. С другой стороны, низкое значение индуктивности может не обеспечить непрерывность тока на нагрузки. Выбор значения индуктивности состоит в том, чтобы ток, сглаживаемый катушкой индуктивности, был бы непрерывным и при этом катушка имела минимальные массогабаритные показатели [4].

Теоретические исследования

На рис. 1 показан двунаправленный преобразователь постоянного напряжения со смешанным переключением, состоящий из двух коммутационных ячеек (ключей) S1 и S2 и индуктивности L. Ключи состоят из IGBT-транзистора и включённого антипараллельно ему диода. На стороне первичного напряжения размещается аккумуляторная батарея, а с другой стороны — нагрузка R, напряжение на которой можно регулировать путём открытия/закрытия IGBT-транзисторов. Преобразователь также содержит высокочастотный конденсатор в качестве энергетического буфера со стороны нагрузки C2 и сглаживающий конденсатор со стороны аккумуляторной батареи C1.

Двунаправленный преобразователь постоянного напряжения
Рис. 1 Двунаправленный преобразователь постоянного напряжения

Для преобразователя постоянного напряжения в повышающем режиме минимальное значение индуктивности, необходимое для обеспечения работы преобразователя в режиме непрерывного тока, зависит от рабочего цикла установившегося режима, периода переключения и сопротивления нагрузки [5].

Длительность включенного состояния рассчитывается как TO=DT,

где D — это рабочий цикл, заданный схемой управления, выраженный как отношение времени включения коммутатора к времени одного полного цикла переключения T.

Продолжительность выключения:
TЗ = (1 − D) T.

Во время включенного состояния S2, которое имеет низкое сопротивление, наблюдается небольшое падение напряжения UVT в IGBT-транзисторе. Существует также небольшое падение напряжения на индуктивности, равное IRL. Таким образом, на катушку индуктивности подаётся напряжение, равное UL = Uвх − (UVT = IRL).

Диод коммутационной ячейки S1 в это время не пропускает через себя ток. Напряжение, прикладываемое к правой стороне L, представляет собой напряжение на UVT коммутационной ячейки S2. Ток катушки индуктивности протекает из положительной клеммы аккумуляторной батареи Uвх через S2 и далее идёт на отрицательную клемму. Во время включенного состояния напряжение на индукторе постоянно и равно входному. Ток в катушке индуктивности увеличивается в результате приложенного напряжения, и поскольку приложенное напряжение является постоянным, ток через катушку индуктивности будет увеличивается линейно [6].

Увеличение тока индуктора может быть рассчитано с использованием известного соотношения:

Увеличение тока индуктора

Так как частота коммутации велика (порядка нескольких десятков кГц), то выражение можно переписать в виде:

частота коммутации

Увеличение тока в катушке индуктивности во включенном состоянии определяется выражением:

Увеличение тока в катушке индуктивности

где ∆I+ — пульсационный ток индуктора. В течение этого периода весь ток выходной нагрузки подаётся выходным конденсатором С2 [7].

Когда S2 выключен, он представляет собой разрыв цепи. Поэтому, поскольку ток, текущий в катушке индуктивности, не может мгновенно меняться, ток перенаправляется от S2 к S1. Из-за уменьшения тока в катушке индуктивности напряжение на ней поменяет полярность, пока диод ключа S1 не откроется. Напряжение, приложенное к левой стороне катушки, остаётся таким же, как и раньше (Uвх − UVT − ILRL). Напряжение, приложенное к правой стороне катушки индуктивности, теперь является выходным напряжением Uвых. Ток катушки индуктивности теперь течёт от аккумуляторной батареи через диод ключа S1 до выходного конденсатора C2 и нагрузки. В выключенном состоянии напряжение на индукторе постоянное и равно UL=(Uвых + UVD + IRL) − Uвх.

Следовательно, ток в катушке индуктивности уменьшается в выключенном состоянии S2:

Ток в катушке индуктивности

Величина ∆I также является пульсационным током катушки индуктивности.

В стационарных условиях увеличение тока ∆I+ во время включения и уменьшение тока ∆I во время выключения равны. В противном случае ток катушки индуктивности будет иметь или увеличение, или уменьшение от цикла к циклу, которое не будет являться уравновешенной системой. Установка двух значений ∆I, равных друг другу, эквивалентна балансировке вольт-секунд на индуктивности. Вольт-секунда, подаваемая на индуктор, является произведением прилагаемого напряжения и временем его применения. Поэтому эти два уравнения могут быть приравнены:

Ток катушки индуктивности

Выразив Uвых через Uвх , можно записать:

Ток катушки индуктивности

С учётом того, что мощность на катушке может быть найдена:

Мощность на катушке

а ток I может быть найден путём сложения тока при открытом и закрытом ключе S2, ток пульсации катушки индуктивности также можно выразить следующим уравнением:

Ток пульсации катушки индуктивности

Среднеквадратичный ток в катушке индуктивности превосходит ток нагрузки на 1/3 от выходного тока. Поэтому в двунаправленном преобразователе в повышающем режиме катушка индуктивности, силовые переключатели и конденсатор работают под более высокими токами по сравнению с каскадным преобразователем, что приводит к большей потери мощности, а также вызывает насыщение активной катушки [8]. Ток через катушку индуктивности можно представить в следующем виде:

Ток через катушку индуктивности

Если номинальная мощность нагрузки определяется PH= UвыхIH , то

Ток через катушку индуктивности

С учётом того, что

Imin=I − ∆I; Imax= I + ∆I+,

можно записать максимальные и минимальные значения тока в катушке индуктивности. В силовых цепях потерями напряжения на полупроводниковой технике можно пренебречь, т. к.

Uвх >> UVT + UVD(1 − D),

поэтому можно записать:

Минимальные значения тока в катушке индуктивности

Максимальные значения тока в катушке индуктивности

Значение индуктивности, для которого ток индуктивности будет находиться только на краю режима прерывистого тока, будет определяться уравнением

Значение индуктивности

Приняв UVT, UVT и RL равными нулю, можно записать:

Напряжение

Результаты моделирования

Графики зависимостей Imin = f (L) и Imax = f (L), полученные при Uвх = 10 В; U2 = 20 В; f = 10 кГц;

IН = 10 А, представлены на рис. 2.

рафики зависимостей для преобразователя постоянного напряжения
Рис. 2. Графики зависимостей Imin = f (L) и Imax = f (L) для преобразователя постоянного напряжения

Из графика видно, что при значении индуктивности L = 2,2·10—5 Гн ток катушки достигает отрицательного значения, поэтому следует выбрать значение индуктивности преобразователя равным L = 22 мкГн. Однако из-за небольшого падения напряжения на катушке индуктивности и полупроводниковых ключей полученные значения будут немного отличаться от реальных.

На рис. 3 представлена симуляция преобразователя постоянного тока, выполненная в пакете Simulink.

Модель преобразователя постоянного тока
Рис. 3. Модель преобразователя постоянного тока
Осциллограммы тока и напряжения на выходе преобразователя постоянного напряжения
Рис. 4. Осциллограммы тока и напряжения на выходе преобразователя постоянного напряжения

Как можно заметить из графиков тока и напряжения на нагрузке, значение индуктивности полностью удовлетворяет минимальному уровню индуктивности для обеспечения режима непрерывного тока. В то же время симуляция показала, что D должно составлять не 0,5, а 0,35 из-за падения сопротивления в катушке индуктивности (0,1 Ом), IGBT-транзисторе и диоде (Uпр = 0,6 В; R = 0,001 Ом).

Для защиты IGBT-транзисторов можно использовать демпфирующие конденсаторы, ёмкость которых определяется по формуле [9]

Ёмкость демпфирующих конденсаторов
Ёмкость демпфирующих конденсаторов

Таким образом, рассмотренным выше методом можно найти значение индуктивности для преобразователя постоянного напряжения, необходимое для обеспечения режима непрерывного тока.

Заключение

Рассмотрено применение преобразователей постоянного тока для питания приёмников в автономных подводных аппаратах. Выведено выражение, описывающее колебания тока в режиме непрерывного тока с определёнными допущениями. Показано, что для обеспечения работы преобразователя постоянного тока в режиме непрерывного тока индуктивность должна быть больше определённого значения, при этом массогабаритные показатели катушки должны быть минимальными. Проведённая симуляция преобразователя постоянного тока, выполненная в пакете Simulink, подтверждает правильность методики определения минимального значения индуктивности для обеспечения работы преобразователя постоянного тока в режиме непрерывного тока.

Список литературы

  1. Chernyi S., Zhilenkov A. Modeling of complex structures for the ship’s power complex using xilinx system // Transport and telecommunication. 2015. V. 16 (1). P. 73–82. DOI: 10.1515/ttj-2015-0008.
  2. Avdeyev B. A., Vyngra A. V. Increase of operating efficiency of ship electrical generating plant with shaft generator // Интеллектуальные энергосистемы: тр. V Междунар. молодёж. форума (Томск, 9–13 октября 2017 г.): в 3 т. Томск: Изд-во ТПУ, 2017. Т. 1. C. 255–258.
  3. Nyrkov A., Sokolov S., Zhilenkov A., Chernyi S. Complex modeling of power fluctuations stabilization digital control system for parallel operation of gas-diesel generators // Proceedings of the 2016 IEEE north west Russia section young researchers in electrical and electronic engineering conference (Санкт-Петербург, 2–3 февраля 2016 г.): Eiconrusnw, 2016. P. 636–640. DOI: 10.1109/EIConRusNW.2016.7448264.
  4. Иванов А. В., Немировский А. Е. Силовая электроника. Выпрямители: учеб. пособие. Вологда: Изд-во ВоГУ, 2015. 119 с.
  5. Лукутин Б. В., Обухов С. Г. Силовые преобразователи в электроснабжении: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 144 с.
  6. Lai J. S., Nelson D. J. Energy management power converters in hybrid electric and fuel cell vehicles // Proceedings of the IEEE. 2007. V. 95. P. 766–777.
  7. Токарев Л. Н. Судовая электротехника и электромеханика. СПб.: Береста, 2006. 320 с.
  8. Chung Y., Liu W., Schoder K., Cartes D. A. Integration of a bi-directional DC-DC converter model into a real-time system simulation of a shipboard medium voltage DC system // Electric Power Systems Research. 2011. V. 81. P. 1051–1059.
  9. Dijk E. PWM-Switch Modeling of DC–DC Converters // IEEE Transactions on Power Electronics. 1995. V. 10. N. 6. P. 659–665.

Информация об авторе

Борис Александрович Авдеев — доцент кафедры электрооборудования судов и автоматизации производства, Керченский государственный морской технологический университет.

Источник: ©Б. А. Авдеев, «Вестник АГТУ». Серия «Морская техника и технология», №4 2018

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Трансформатор судовой ОСМ-0, 063 ОМ5 380/230, ОСМ-0, 1 ОМ5; ОСМ-0, 25 ОМ5; ОСМС

Трансформаторы серии ОСМ (однофазные, сухие для судовых устройств) мощностью 0,04…0,25 кВ*А предназначены для питания цепей управления и сигнализации электроустройств судов морского и речного флота. Рассчитаны для включения в сеть переменного тока частоты 50, 60 Гц напряжением первичной обмотки 220, 380, 440 и 690 В, вторичной обмотки от 24 до 220В. Трансформаторы предназначены для встраивания в брызгозащищенные, водозащищенные устройства и эксплуатации при: — температуре окружающей среды от -40°С до +45°С; — относительной влажности воздуха до 98% при 40°С; — атмосферном давлении 600…1140 мм рт. ст. Трансформаторы сохраняют работоспособность при периодических качках до 45°. Трансформаторы виброустойчивы и устойчивы к воздействию ударных нагрузок с ускорением 5g. Конструктивно трансформаторы выполнены на витых разрезных магнитопроводах броневого типа с катушками из медного провода. Катушки и трансформаторы в сборе пропитаны влагостойким электроизоляционным лаком в установке вакуумной пропитки. Токоведущие части контактных зажимов трансформаторов закрыты пластмассовыми крышками, имеющими отверстия для ввода внешних проводов.
Соколова Наталья · ООО "МЭРК" · Сегодня · Россия · г Санкт-Петербург
Трансформатор судовой ОСМ-0, 063 ОМ5 380/230, ОСМ-0, 1 ОМ5; ОСМ-0, 25 ОМ5; ОСМС

ПРОДАМ: Гидротолкатель лебедки вспомогательного подъёма 720.114-66.00 на кран РДК-250

Электрогидравлический толкатель со встроенной пружиной для нагрузки 50 кг для привода колодочного тормоза механизма лебедке вспомогательного подъема груза каталожный номер: 720.114-66.00 гусеничного крана РДК-250 первой модификации, режим работы: приблизительно 20-30 включений в час, ПВ 40%, 3х-фазный ток, 380 В, 50 Гц, специальное исполнение на 220 В и 380 В. Купим Ваши запчасти, покупаем технику! Аренда, ремонт, обслуживание, перебазировка техники типа рдк, дэк, скг, мкг, мкгс, дз-98, кс, чтз. Так же можем предложить новые и б/у запасные части на гусеничные краны отечественного производства в связи с разбором кранов. Все работы выполняются квалифицированными специалистами на заводском оборудовании согласно ГОСТам и другим руководящим документам. Запчасти к гусеничным кранам дэк-251, дэк-321, дэк-401, дэк-631, рдк-25, рдк-250, рдк-400, rdk-25, rdk-250, rdk-400, takraf, мкг-25, мкг-25бр, мкг-25.01, мкг-40, скг-100, скг-160, скг-40, скг-40А, скг-40/63, скг-401, скг-505, скг-63, скг-63/100, скг-631, мкгс, мкгс-100, мкгс-100.1. Запчасти к автокранам кс-4572А (Галичанин) 16 тонн, кс-35714 (Ивановец) 16 тонн, кс-45717 (Ивановец) 25 тонн, кс-45721 (Челябинец) 25 тонн, кс-55713 (Галичанин) 25 тонн, кс-55730 (Челябинец) 32 тонн. Запчасти к автогрейдеру дз-98. Запчасти к гусеничной технике завода чтз Т-130, Т-170, Б-10, Б-11, Б-12, Б-13, дэт-250. Запчасти к копру навесному КоГ-12-0.1.1-01 (СП49Д). Запчасти к карьерной технике экг-4,6Б экг-5А, смд 75, 108109, 110, 111, сбш-250. Запчасти к гусеничным вездеходам типа мтлб, мтлбу, газ. Запчасти к коммерческой технике и автомобилям заводов газ, паз, уаз. Преимущества работы с нами: - Собственное производство; - Большой ассортимент з/ч в наличии; - Отсрочки платежа постоянным клиентам; - Наличный/безналичный расчет; - Консультации по ремонту/обслуживанию; - Опыт работы более 10 лет; - Отправка в регионы и ближнее зарубежье; - Отгрузка вашей заявки в день оплаты; - Множество складов на территории Российской Федерации.
Индолент Артур · Сегодня · Россия · г Москва

ПРОДАМ: Трансформатор судовой ОСВМ-0.63 ОМ5 380/230, ОСВМ-1.6 ОМ5 380/230, ОСВМ-2, 5 ОМ5 220/26-28, 5, ОСВМ-2, 5 ОМ5 380/230

Трансформатор судовой однофазный водозащищенный ОСВМ-0,25 ОМ5 380/230 ОСВМ-0,63 ОМ5 380/230 ОСВМ-1,6 ОМ5 380/230 и др. ОСВМ-2,5 ОМ5 380/230 и др. ОСВМ-2,5 ОМ5 220/26-28,5 и др. ОСВМ-4 ОМ5 380/230 и др. со склада в СПб
Соколова Наталья · ООО "МЭРК" · Сегодня · Россия · г Санкт-Петербург
Трансформатор судовой ОСВМ-0.63 ОМ5 380/230, ОСВМ-1.6 ОМ5 380/230, ОСВМ-2, 5 ОМ5 220/26-28, 5, ОСВМ-2, 5 ОМ5 380/230

ПРОДАМ: Гидростанция ножничного подъемника

Изготовим компактную маслостанцию подъемной рампы (доклевеллера, опрокидывателя, гидроподъемника) с напряжением 220/380. Рабочее давление 20МПа. Размеры станции и характеристики позволяют применять ее в гидроприводе ножничных подъемников, подъемных столов, автоподъемников, гидробортов, штабелеров, доклевеллеров, и другого оборудования с компактным гидроприводом.
Коротков Владимир · Техконцепт · 18 апреля · Россия · Свердловская обл
Гидростанция ножничного подъемника

ПРОДАМ: Стабилизаторы напряжения Энергия Voltron 20000 (5%)

— Номинальная мощность нагрузки, ВА — 20000; — Диапазон входного напряжения, В — 100-260; — Время переключения не более, мс — ≤10; — Способ охлаждения — принудительное; — Способ подключения — винтовая клеммная колодка Дополнительные функции управления — Режим включения обходной цепи «БАЙПАС»; — Режим блокировки защитного отключения Функции защиты — Защита от повышенного напряжения, откл. при Uвх. ≥ 280В; — Защита от пониженного напряжения, откл. при Uвх. ≤ 95В; — Защита от перегрева трансформатора, откл. при ≥ 120 °С; — Защита от перегрузки по току: автоматический выключатель; — Задержка включения при активации данной функции кнопкой управления 180 секунд Релейный однофазный стабилизатор напряжения переменного тока предназначен для стабилизации переменного напряжения в сети электроснабжения для потребителей бытового и аналогичного назначения. Стабилизатор напряжения относится к классу автотрансформаторных стабилизаторов со ступенчатым регулированием напряжения путем переключения отводов силового автотрансформатора с помощью электромеханических силовых реле и является источником повышенной опасности. Использование стабилизатора в производственных средах с повышенной опасностью категорически запрещено. Стабилизатор отличается широким диапазоном входного напряжения – от 95 до 280 вольт. Это позволяет получать стабильное напряжение даже в самых проблемных электросетях. Удобен универсальный способ крепления – стабилизатор можно установить как на горизонтальную поверхность, так и повесить на стену. Благодаря этому пространство используется более рационально. Отсутствие в устройстве стабилизатора движущихся элементов позволяет эксплуатировать его в условиях низких температур, делает работу прибора почти бесшумной и значительно продлевает срок службы. Стабилизатор произведён по самым современным технологиям с использованием высококачественных материалов и оснащён цифровой системой защиты. Особенности: — полностью металлический корпус – повышенная...
Рыжов Сергей · ЭТК Энергия · 22 апреля · Россия · г Москва
Стабилизаторы напряжения Энергия Voltron 20000 (5%)
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.