Байрашевский А.М. Жерлаков А.В. Ильин А.А. Ничипоренко Н.Т. Сапегин В.Б. Судовая радиоэлектроника и радионавигационные приборы
Предисловие
Радиоэлектроника в мореплавании играет всевозрастающую роль. В каких бы точках Мирового океана ни находилось судно, оно обеспечивается надежной радиосвязью с берегом. Современные суда оборудуются различными радионавигационными приборами, которые повышают безопасность мореплавания в сложных в навигационном отношении условиях.
В феврале 1900 г. изобретателем радио А.С. Поповым и его помощником П.Н. Рыбкиным была открыта первая практическая линия радиосвязи между о. Гогланд в Финском зал. и портом Котка, которая обеспечила связь с ледоколом «Ермак», проводившим спасательные работы по снятию с камней броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» у о. Гогланд. После этого случая был издан приказ Морского министерства «О введении беспроволочного телеграфа на боевых кораблях как основного средства связи».
Первое применение радиотелеграфа на морских транспортных судах относится к 1908 г., когда была установлена радиостанция на пароходе «Россия». Начиная с 1909 г. радиостанциями начали оборудоваться и ледоколы. К середине 1914 r. на судах эксплуатировалось более 30 искровых радиостанций мощностью от 0,5 до 3 кВт, дальностью действия до 600 миль.
Во время первой мировой войны радиосвязь на море сильно пострадала. Количество станций на судах уменьшилось. Береговые радиостанции не развивались. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкие возможности для развития радио в нашей стране. 30 апреля 1923 г. Советским правительством было принято специальное постановление «О радиоустановках на морских судах», согласно которому пассажирские, грузовые, ледокольные и спасательные суда определенных категорий должны были оборудоваться радиоустановками. Во исполнение этого постановления на заводе имени Казицкоrо в Ленинграде было организовано производство первых ламповых судовых радиопередатчиков типов РЛ-0,1; РЛТ-0,25; РЛТ-0,5 и искровых аварийных радиопередатчиков типа Р-0,2 мощностью соответственно 100, 250, 500 и 200 Вт.
В Ленинградском морском техникуме, а затем в Одессе и Владивостоке была начата подготовка первых судовых радиоспециалистов. Уже к началу первой пятилетки на морском флоте находилось в эксплуатации около 50 береговых и свыше 250 судовых радиостанций. К этому времени относятся первые опыты по применению на море декаметровых (коротких) волн для связи с судами на больших расстояниях.
...
👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках