В конце октября Андрей Медведев, исполнительный директор ГК «Промышленные Силовые Машины», выступил на Международном форуме «Антиконтрафакт-2012» с докладом на тему распространения контрафактного и фальсифицированного промышленного оборудования на рынке малой энергетики.
Малая энергетика обеспечивает около 8% всей энергомощности России, 94% отрасли (47 тысяч из 50 тысяч малых электростанций) образуют дизельные электростанции. Подавляющее большинство из них функционирует в отдаленных регионах, составляющих более 70% территории России и находящихся в зонах дефицитного электроснабжения. Малая энергетика – достаточно молодая, динамично развивающаяся отрасль в России, а оборудование, использующееся в этой сфере, имеет повышенные требования к безопасности, так как применяется, в том числе, в медицинских, образовательных и социальных учреждениях. Использование здесь контрафактной и фальсифицированной продукции, по словам А.Медведева, недопустимо, так как может привести к непоправимым последствиям.
«Вместе с тем, по данным таможенной статистики, в 2011 году более 30% рынка дизельных электростанций в мощностном диапазоне 60-300 кВт составила продукция китайского производства, — поделился исполнительный директор ГК «ПСМ». — По оценкам экспертов рынка, в львиной доли случаев данная продукция имела «сомнительное происхождение», то есть продавалась под вымышленными названиями, схожими с торговыми марками ведущих мировых производителей, а также с подменой страны-производителя в сопроводительной документации».
Также во время своего выступления г-н Медведев акцентировал внимание на конкретных названиях марок благодаря которым сформирован мировой рынок дизель-генераторов: Cummins, Caterpillar, Volvo Penta, Perkins, John Deer, Iveco, Deutz, MTU, MAN, Mitsubishi. Что касается российских производителей дизельных двигателей, лидирующие позиции по объему производства, надежности и качеству занимают электростанции на базе двигателей Ярославского, Минского и Тутаевского моторных заводов. К «экзотическим» китайским брендам относят двигатели Bearford, Ricardo, Styer, Lester, Mitsudiesel. Данные двигатели не являются аналогами двигателей ЯМЗ или ММЗ, и тем более двигателей Volvo Penta, Caterpillar, John Deere, Mitsubishi и не могут поставляться с подобной формулировкой.
Для подтверждения приведенных сведений, сотрудники ГК «ПСМ» заранее отправили запросы в компании «Ricardo UK Ltd.», «Mitsubishi Heavy Industries, Ltd.» и получили ответы, что компания «Ricardo UK Ltd.» не занимается производством дизельных двигателей, а «Мицубиси Хэви Индастриз, Лтд.» («Mitsubishi Heavy Industries, Ltd.») не имеет никакого отношения к компании Mitsudiesel Inc, а также не связана с ней партнерскими контактами.
«Для решения данной проблемы необходима разработка и внедрение системы контроля за появлением на российском рынке продукции отдельных категорий, в том числе высокотехнологичных. Эта система должна быть направлена на выявление признаков «контрафакта» и «фальсификата». Например, это может быть информационный ресурс, содержащий данные о продукции, в том числе торговую марку, компанию-производителя и страну происхождения. Ресурс должен быть общедоступным и работать в режиме on-line. Допустим, при проверке конкурсных заявок тендерными комиссиями специалисты заказчика могли бы проверять, действительно ли продукция поступила на территорию России из той страны, которая указана в заявке. Но конечно такая система может быть эффективной только при тесном взаимодействии с органами власти» — заявил Андрей Медведев.