24 декабря 2012 года в Госдуме РФ состоялась Всероссийская конференция «Законодательное обеспечение совершенствования государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в РФ», проведение которой было инициировано Комитетом Госдумы по энергетике.
Как отметил, открывая конференцию Председатель Комитета Иван Грачев, в настоящее время скопилось более 500 поправок в ФЗ №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», и основной задачей участников конференции является выявление значимых изменений в закон, на которых необходимо сконцентрировать внимание. В частности, был перечислен ряд предлагаемых ключевых изменений, среди которых усиление ответственности саморегулируемых организаций (СРО), создание СРО энергосервисных компаний, господдержка финансирования проектов, повышение мотивации к исполнению ФЗ, применение обязательных стандартов и ряд других инициатив. Данная работа проводится в рамках Распоряжения Правительства РФ №1794 от 27.09.2012 года «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в РФ».
Наиболее пристальное внимание участников конференции были уделено вопросам проведения энергоаудитов и выдачи энергетических паспортов. Как заявил заместитель начальника отдела департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Министерства энергетики РФ Роман Неуступкин, в Минэнерго поступило около 38 тыс. энергопаспортов на проверку, при этом энергоаудиту подлежат около 310 тыс. организаций. Принято на сегодня менее 2 тыс. паспортов, причем основной причиной их возврата на доработку являются неверные данные. Для исправления ситуации, по мнению эксперта, необходимо повышать качество работы энергоаудиторов, в том числе проводить аттестацию энергоаудиторских компаний. По мнению представителей СРО, необходимо создать программный продукт для автоматической проверки энергопаспортов, что позволит унифицировать саму форму паспорта, которая сейчас варьируется у каждого СРО. Также участники конференции выразили просьбу оформить законодательно инструкцию по проверке паспортов, которая была выпущена Минэнерго РФ для внутреннего использования.
«Деятельность в области энергосбережения и энергоэффективности должна носить исключительно комплексный характер. При этом достижение установленных Правительством России показателей энергосбережения и дальнейшее снижение энергопотребления невозможно без инновационных подходов к энергоменеджменту, внедрения энергосберегающего оборудования, ситуационного управления энергопотреблением», — заявил в ходе Конференции заместитель генерального директора ООО «ИЦ ЭАК» Павел Бандура, выступивший с докладом «Мотивирующие программы — основа энергоэффективности государства».
Он предложил по-новому посмотреть на подходы государства к работам по энергосбережению. В частности, целесообразно предусматривать дополнительные стимулы для мотивации и тарифную политику с возможностью реализации льгот для различных секторов экономики и ЖКХ. Наиболее эффективным решением является снижение тарифов на ограниченный объем (обоснованный льготный лимит, а не социальная норма) ежемесячного потребления энергии и мощности. Например, через дополнительный тарифный план «Энергоэффективный». Применение только данного решения совместно с заменой ламп освещения, например в Москве, позволит, по предварительным оценкам, «высвободить» порядка 2 тысяч мегаватт мощности (мощность двух энергоблоков АЭС) и ежедневно экономить до 5 млн. кВт/ч электроэнергии.
Также Павел Бандура выдвинул ряд предложений по доработке ФЗ-261 в части:
- определения основополагающей роли коммерческого учета и сведения балансов потребления энергоресурсов в энергосервисных контрактах.
- закрепление статуса комплексного подхода к обеспечению энергоэффективности. Усилению ответственности энергоаудиторов за качество работ и результаты, которые будут достигнуты через 5 лет и подтверждены при последующем энергетическом обследовании. Способствовать заключению энергосервисных контрактов после проведения энергоаудита с организациями, проводящими энергетические обследования.
- позиционирования энергосервисных контрактов как части системной деятельности в области энергоэффективности.
- развития стимулов для деятельности по энергоэффективности в бюджетных организациях.
- приоритетного декларирования энергоэффективности, а не снижения энергопотребления, что может привести к сдерживанию роста многих производств.
Перечисленные и другие меры призваны способствовать достижению желаемой цели – на основе экономии энергетических ресурсов и их рационального использования - снижение затрат государства на энергоснабжение, повышение его безопасности и качества, решение социальных проблем энергообеспечения, снижение нагрузки на окружающую среду.
Подробная информация о предложениях ООО «ИЦ ЭАК» будет размещена в новом номере журнала «Умные измерения» (декабрь, №5) и на портале www.smartmetering.ru.