Компании

Лауреаты премии «Глобальная энергия» и «Силовые машины»: сильный к сильному

23 июня 2015 г. в 10:22

17 июня «Силовые машины» провели встречу с лауреатами Международной премии «Глобальная энергия» — профессором Сюдзи Накамурой, лауреатом Нобелевской премии по физике 2014 года, и Джаянтом Балигой, заслуженным профессором Университета штата Северная Каролина.

На первый взгляд может показаться, что место проведения действа является весьма случайным. Действительно, что может связывать производителя энергомашиностроительного оборудования и премию в области науки и техники? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на список членов жюри «Глобальной энергии» и увидеть фамилию Петреня. Профессор, член-корреспондент РАН Юрий Петреня один из немногих российских ученых, представляющий в комитете премии отечественную науку и занимающий должность технического директора холдинга с берегов Невы. А значит, и «Силовые машины», пожалуй, единственная компания, способная в полной мере претендовать на право проведения подобного мероприятия. Хотя и это объяснение будет не совсем исчерпывающим.

Но прежде, чем занять места в просторном зале, для представителей СМИ провели небольшую экскурсию на испытательный стенд, где днем ранее закончились приемо-сдаточные испытания быстроходной турбины мощностью 1200 МВт, изготовленной для первого энергоблока строящейся Белорусской АЭС.

И посмотреть действительно было на что. Чтобы приступить к изучению этой гигантской «бабочки» – именно такая конструктивная схема заложена в её основу — предстояло преодолеть двадцать ступеней вверх по стенду. Турбины такой мощности — это двухлетний результат работы конструкторов компании, где реализованы новые решения. В частности, впервые цилиндр высокого давления включает в себя шесть ступеней – в турбинах меньшей мощности их было пять. Для этого были спроектированы новые ротор высокого давления и диафрагмы. Повышение мощности турбины повлекло за собой применение усиленной титановой лопатки длиной 1200 миллиметров с повышенными прочностными свойствами, что, в свою очередь, потребовало изменения еще целого ряда конструкций. Сегодня «Силовые машины» способны выпускать такие турбины серийно и практически полностью из отечественных комплектующих и материалов.

Вопрос о строительстве в Белоруссии АЭС прорабатывался давно. Национальной Академией наук было намечено более 70 потенциальных мест для размещения объекта. В итоге в 2008 году осталась площадка в 18 км от города Островец. Станция будет состоять из двух энергоблоков мощностью 1200 МВт. Согласно контракту, холдинг изготовит и поставит на объект две быстроходных турбины по 1200 МВт, конденсаторы и оборудование вспомогательных систем турбоустановки, а также два комплектных турбогенератора мощностью 1200 МВт с оборудованием вспомогательных систем. Затем специалистам «Силовых машин» предстоит выполнить шеф-монтаж поставленного оборудования. Запуск первого энергоблока запланирован на 2018 год. Стоимость всего контракта составляет более 750 млн долларов.

Тем временем, конференц-зал, кажущийся огромным, постепенно заполнялся аудиторией, в основе своей состоящей из инженерно-технических специалистов компании и студентов технических вузов города. Когда лауреаты «Глобальной энергии» вышли на сцену, свободных мест уже не было. Компанию ученым из США составил российский академик Игорь Грехов, руководитель Отделения твердотельной электроники ФТИ им. А. Ф. Иоффе. За скоротечными приветствиями генерального директора «Силовых машин» Романа Филиппова и Игоря Лобовского, президента некоммерческого партнерства «Глобальная энергия», последовали выступления тех, ради кого и собрались многочисленные зрители.

Сюдзи Накамура. Создатель синего светодиода. Этот цвет открыл дорогу к получению светодиодов чистого белого цвета, получаемого путем комбинации синего, зеленого и красного. Ученому удалось вырастить многослойные гетероструктры на основе нитрида галлия с добавками индия. В то время мир шел по другому пути, отбрасывая направление, которое выбрал Накамура. Выбрал ˜— и не ошибся. Тогда он работал в компании Nichia, которая благодаря его трудам и сегодня находится в лидерах производителей светодиодов.

В наши дни сложно представить себе науку без последующего коммерческого эффекта. В этом смысле изобретение Накамуры повлекло за собой просто немыслимый толчок. С 1995 года разработки ученого используются везде, где применимы светодиоды. Они незаменимы для полупроводниковых компаний, производителей мобильных телефонов и цифровых камер, телевизионной и DVD-аппаратуры, приборов для оснащения самолетов и автомобилей, оборудования для освещения улиц, светофоров. Не менее внушительно выглядят и цифры будущего: только в США использование LED-освещения обеспечит экономию 300 ТВт/час, сократив ежегодные выбросы углекислого газа на 210 млн метрических тонн.

Джаянт Балига. Его изобретение применяется во всем мире в системах кондиционирования и бытовой технике, робототехнике и медицинских системах, на городском электрическом транспорте и гибридных электрокарах, в автомобильной электронике и сотовых телефонах, микропроцессорах ноутбуков и серверов. Благодаря этому, за последние 20 лет мир сэкономил свыше 50 000 тВт часов электроэнергии, свыше 1 трлн галлонов бензина и сократил выбросы СО2 на 75 трлн фунтов. Экономия потребителей превысила 15 трлн долларов. И все это о биполярном транзисторе с изолированным затвором (БТИЗ) — проще говоря, цифровом выключателе с большим быстродействием. Свои исследования Джаянт Балига проводил в лаборатории General Electric. Последняя технология, которая стала возможна благодаря БТИЗ, — производство мобильного — очень компактного, легкого и недорогого — дефибриллятора для реанимации при остановке сердца. С его помощью ежегодно в США врачи спасают более 100 000 жизней.

И наконец, о своих разработках рассказал И. В. Грехов — известный ученый в области силовой полупроводниковой электроники и импульсной техники. Переключение мегаамперных токов за десятки микросекунд полупроводниковыми приборами стало возможным после того, как ученый со своими коллегами разработали реверсивно-включаемый динистор (РВД) — прибор тиристорного типа, переключаемый однородно и одновременно по всей площади полупроводникового элемента любых размеров. На основе РВД разработаны самые мощные в мире полупроводниковые ключи. Благодаря этим разработкам, Россия сохраняет свои лидирующие позиции в силовой электронике.

Затем наступило время вопросов из зала. Самый интересный из них касался первых источников финансирования их исследований. Сюдзи Накамура поведал историю, присущую, пожалуй, большинству ученых. Находясь только в начале своего пути и работая в Nichia, он обратился к руководству компании с просьбой о выделении средств, которые и получил в размере 5 млн йен. У Джаянта Балиги была полярно противоположная ситуация. Вышестоящее начальство попросило его подумать и назвать необходимую для продолжения работы сумму. Деньги были выделены, изначально заключив договор о неразглашении достигнутых результатов. Д. Балиге после изобретения БТИЗ еще долго пришлось хранить данный обет молчания. Когда очередь дошла до Игоря Всеволодовича, то в зале раздался дружный смех, предугадывающий его историю, один в один повторяющую современные этапы развития нашего государства: финансируемые Академией наук 80-е, нищие 90-е, невостребованные в нашей стране нулевые и более-менее стабильные дни сегодняшние.

Что же, по такому пути шла вся страна. Вместе с ней и компания «Силовые машины», которая сумела объединить сразу несколько ведущих предприятий отрасли, и за это время стать одним из лидеров мирового энергомашиностроения. Равно как и «Глобальная энергия» — единственная российская премия мирового масштаба в области науки и техники. А сильный к сильному всегда тянется. Так что сопоставление этих величин еще раз снимает все вопросы о случайности места встречи.

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Информация о компании

Компания «Элек.ру» — команда профессионалов, обеспечивающих эффективную работу и развитие крупнейших рекламно-информационных проектов электротехнической отрасли: Интернет-портала Elec.ru и журнала «Электротехнический рынок».
Публикации по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Дизельные генераторы GENBOX на базе двигателей Volvo Penta (Швеция)

Дизельные электростанции производства Genbox — это супертихие, всепогодные, компактные одно- и трехфазные ДГУ мощностью от 6 до 1000 кВт на двигателях крупнейших мировых производителей Kubota, John Deere, FPT (Iveco), JCB, Volvo Penta и надежных оригинальных синхронных альтернаторах переменного тока Mecc Alte. Особенности дизельных генераторов GENBOX на базе двигателей Volvo Penta: Точность и эффективность Электронная система управления, получающая данные от датчиков в двигателе, отслеживает и мгновенно регулирует подачу топлива и момент впрыска, что максимально увеличивает топливную эффективность и мощность при разной нагрузке, снижает время отклика на изменение подачи топлива и максимально защищает двигатель. Экономичность За счет точного управления процессом сгорания, расходом воздуха и алгоритмом впрыска достигаются более высокие показатели эффективного расхода топлива, что существенно снижает эксплуатационные затраты и токсичность выхлопных газов. Безотказность Дизельные электростанции с двигателями производства компании Volvo Penta зарекомендовали себя как высоконадежные и безотказные агрегаты, при работе с которыми следует лишь соблюдать правила эксплуатации и своевременно проходить ТО. Компактность Внедряя новейшие технологии литья, инновационный инжиниринг, используя передовые разработки в электронике и уделяя особое внимание прочности конструкции, шведский гигант снизил общие размеры своих двигателей, сделав их более компактными без потери мощности. Инновации Применяя последние достижения в анализе конечных нагрузок и сопротивлении материалов и используя инновационные методы проектирования, Volvo Penta создала двигатели высокой мощности без снижения ресурса и надежности.
Николаев Леонид · ЭНЕРГОПУСК · 19 апреля · Россия · г Москва
Дизельные генераторы GENBOX на базе двигателей Volvo Penta (Швеция)

ПРОДАМ: UPS Hiden, Stark Country, Энергия, Сyber Power, Kstar

Компания ООО ЭЛМИКС поставляет источники бесперебойного питания: INELT (Smart Station, Monolith II, Smart Unit, Intelligent), CHLORIDE (офисные, средней и большой мощности), Powerman (Cерии BackPro, BackProPlus, RealSmart, Compact Plus, Dream, Optima, OptimaPlus, Black Star) А так же: аккумуляторы для ИБП, стабилизаторы, инверторы, зарядные устройства и тестеры, аккумуляторные стеллажи и монтажные шкафы. Кабель, электрощиты, кабельные каналы, электроустановочные изделия, аксессуары и монтажный инструмент. Гарантия на все товары. Наличие на складе в Москве. Отгрузка в кратчайшие сроки. Будем рады сотрудничать с Вами!
Кауров Владимир · ЭЛМИКС · 1 апреля · Россия · г Москва
UPS Hiden, Stark Country, Энергия, Сyber Power, Kstar

ПРОДАМ: Маслоуловитель 5БЩ.377.000.1, 5БЩ.377.000.2, 5БЩ.377.000.3, 5БЩ.377.000.4, 5БЩ.377.000.5, 5БЩ.377.000.6

ООО «ПромЭнергоМаш» имеет возможность поставить в Ваш адрес следующее оборудование и запасные части: — вкладыши подшипников скольжения для всех типов синхронных электродвигателей (СДН (З), СДМ (З), СДС (З), ДС, ДСП, СДВ, 2СДР, СДРЗ, ДСК, СДК (П)), электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД, генераторов СГС (Б) (ПК и КПК 120×140, 130×130, 130×140, 140×150, 150×150, 160×160, 180×180, 200×200, 220×220, 250×250, 300×300, 350×350, 400×400, 500×500, по чертежам 5БС, 5БГ, 5БЩ, 5ДВ, 5ВК) — маслоподъемные (смазочные) кольца для подшипников скольжения для всех типов синхронных электродвигателей, электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД, генераторов ГС, СГ, СГС, СГБ, ГСБ, СГД, СГВ. — подшипниковые стояки и лабиринтные уплотнения для всех типов синхронных электродвигателей, электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД — вкладыши подшипников и другие запасные части для электродвигателей 4АЗМ (АЗМП, АРМ, АРМП, АЗМВ) и 2АЗМ (АЗМП, АРМ, АРМП, АЗМВ, АДО), СТД — пусковые устройства УПР для высоковольтных электродвигателей — тиристорные возбудители BTE — пусковые устройства УПРФ, УПТФ.
Михайлов Денис · ООО "ПромЭнергоМаш" · 21 апреля · Россия · г Санкт-Петербург

ПРОДАМ: 5БГ.264.027, 5БГ.264.028, 5БГ.007.030, 5БГ.007.032, 5БС.007.229, 5БС.007.230, 5БС.007.231, 5БС.264.152, 5БС.264.153

ООО «ПромЭнергоМаш» имеет возможность поставить в Ваш адрес следующее оборудование и запасные части: — вкладыши подшипников скольжения для всех типов синхронных электродвигателей (СДН (З), СДМ (З), СДС (З), ДС, ДСП, СДВ, 2СДР, СДРЗ, ДСК, СДК (П)), электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД, генераторов СГС (Б), как с баббитовым покрытием, так и с фторопластовым покрытием (ПК и КПК 120×140, 130×130, 130×140, 140×150, 150×150, 160×160, 180×180, 200×200, 220×220, 250×250, 300×300, 350×350, 400×400, 500×500, по чертежам 5БС, 5БГ, 5БЩ, 5ДВ, 5ВК) — маслоподъемные (смазочные) кольца для подшипников скольжения для всех типов синхронных электродвигателей, электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД, генераторов ГС, СГ, ГСГ, СГС, СГБ, ГСБ, СГД, ГСД, СГВ. — подшипниковые стояки и лабиринтные уплотнения для всех типов синхронных электродвигателей, электродвигателей АКН2, ДАЗО2, АО2, АОД — вкладыши подшипников и другие запасные части для электродвигателей 4АЗМ (АЗМП, АРМ, АРМП, АЗМВ) и 2АЗМ (АЗМП, АРМ, АРМП, АЗМВ, АДО), СТД — пусковые устройства УПР для высоковольтных электродвигателей — тиристорные возбудители BTE — пусковые устройства УПРФ, УПТФ.
Михайлов Денис · ООО «ПромЭнергоМаш» · 21 апреля · Россия · г Санкт-Петербург
5БГ.264.027, 5БГ.264.028, 5БГ.007.030, 5БГ.007.032, 5БС.007.229, 5БС.007.230, 5БС.007.231, 5БС.264.152, 5БС.264.153

ПРОДАМ: Дизельные генераторы GENBOX на базе двигателей FPT (Iveco) (Италия)

Дизельные электростанции производства Genbox — это супертихие, всепогодные, компактные одно- и трехфазные ДГУ мощностью от 6 до 1000 кВт на двигателях крупнейших мировых производителей Kubota, John Deere, FPT (Iveco), JCB, Volvo Penta и надежных оригинальных синхронных альтернаторах переменного тока Mecc Alte. Особенности дизельных генераторов GENBOX на базе двигателей FPT (Iveco) Повышенная нагрузочная способность. Промышленные двигатели FPT (Iveco) — это гарантированная высокая производительность при любых условиях работы. Среднесуточный коэффициент нагрузки всей линейки электростанций — 80% от основной мощности, в то время как коэффициент конкурентов не превышает 70%. Долговечность Ресурс промышленных двигателей данного производителя может достигать 30 000 моточасов до капитального ремонта, что обеспечивает надежную работу дизельной электростанции в течение длительного периода. Экономичность Имея один из лучших показателей топливной эффективности, достигнутых благодаря электронной системе впрыска Сommon Rail двигатели FPT (Iveco) позволяют существенно экономить на горючем. Также эти итальянские двигатели имеют абсолютно лучшие показатели интервала замены масла - каждые 500-2000 моточасов, что позволяет сэкономить на ТО, закупке расходных материалов и оплате услуг сервиса. Топливная система Двигатели надежны в работе даже на низкокачественном топливе, так как имеют очень простую конструкцию, изначально неприхотливую к его качеству, а 2-х ступенчатая фильтрация топлива гарантирует продолжительную безотказную работу, в том числе и в российских условиях.
Николаев Леонид · ЭНЕРГОПУСК · 19 апреля · Россия · г Москва
Дизельные генераторы GENBOX на базе двигателей FPT (Iveco) (Италия)
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.