«Многим компаниям есть чему учиться у «Энергоконтракта». Более того, даже нам, аудиторам, есть чему у вас поучиться», — такими словами исполнительный директор Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» Сергей Морозов завершил ресертификационную проверку системы менеджмента качества ГК «Энергоконтракт».
В ходе аудита оценивались все ключевые производственные, управленческие и вспомогательные процессы, а также организационная структура Группы Компаний. Официальный вердикт: система менеджмента качества «Энергоконтракта» подтвердила свое соответствие стандарту ГОСТ ISO 9001-2011. Полученный по итогам аудита сертификат будет действовать до 2018 года. Он стал уже четвертым в истории компании.
Важным итогом аудиторской проверки стало понимание: оптимизация бизнес-процессов инициируется самими подразделениями компании; идет постоянный процесс совершенствования системы менеджмента качества. Заместитель генерального директора компании «Русский Регистр – Московия» Александр Шмакалов, инспектировавший «Энергоконтракт» впервые после длительного перерыва, сообщил: «Компания демонстрирует очень быстрое развитие. Система менеджмента качества «Энергоконтракта» сегодня позволяет обеспечить прослеживаемость и управляемость внутренних процессов. Подобное становится возможным лишь в случае прямой заинтересованности высшего руководства компании и всех ее сотрудников».
Ресертификационная проверка проходила в два этапа: изучалась работа производственных и офисных подразделений Группы Компаний. Продемонстрировавший четкость, прослеживаемость всех технологических процессов и высокую степень автоматизации трикотажный цех сразу задал высокую планку.
«Автоматизация бизнес-процессов в трикотажном цехе позволяет в любой момент получить полную информацию по заказу: от его формирования на этапе закупки исходного сырья до отгрузки готового изделия на склад, – рассказала руководитель этого подразделения Надежда Усольцева. – Из элементов бережливого производства отмечалось создание карточек рабочих мест – стандартов, в которых прописан порядок организации рабочего пространства. Они позволяют не только оптимизировать эргономику рабочего места, но и экономить ресурсы и сократить время выполнения производственных операций».
Последовательно внедряемая в компании автоматизация бизнес-процессов позволяет теперь отследить историю любой единицы продукции: от входного контроля качества на этапе поставки сырья до отгрузки готового изделия потребителю. Действующие в новом логистическом комплексе «Энергоконтракта» системы штрихкодирования и мониторы приемки и комплектации продукции в режиме реального времени предоставляют полную информацию о текущей работе по сбору и сортировке заказов.
Еще одним поводом для удивления стал подход к формированию индекса удовлетворенности клиентов Группы Компаний, который отслеживается в ходе ежегодных исследований. Дальнейшая работа с полученными данными положительно влияет на формирование мнения заказчиков и упреждает появление претензий.
Ведение статистики и получение обратной связи по случаям производственного травматизма, а также постоянное взаимодействие с компаниями-партнерами в части улучшения продукции было отмечено в Отделе продаж «Транспорт». Среди других достижений – выстроенная система планирования и осуществления закупок Отдела снабжения, полное соответствие документации Службы персонала всем существующим требованиям, организация системы обучения. Несмотря на то, что процесс производства обуви в ГК «Энергоконтракт» передан на аутсорсинг, проверкой зафиксирован высокий уровень управления этим процессом со стороны технологического отдела «Обувь».
В ходе аудита технологических отделов «Одежда» и «Сырье и материалы» проверяющие особо обратили внимание на неформальный подход к отбору и оценке подрядчиков и поставщиков.
«Практика ведения оценочных листов, внедренная «Энергоконтрактом», позволила создать постоянно обновляющийся рейтинг подрядчиков и поставщиков. Он учитывает не только качество продукции, своевременное выполнение заказов, наличие специального оборудования и складских мощностей, но и лояльность компании-партнера (сюда входит работа с замечаниями и сроки урегулирования претензий). О том, что наши подрядчики стремятся быть на хорошем счету, свидетельствует популярность такого вида нематериального поощрения, как специальные дипломы, которыми мы награждаем лучших из них», – сообщила руководитель технологического отдела «Одежда» Галина Костенко.
В процессе долгой и тщательной подготовки к ресертификационной проверке удалось выявить возможные точки роста. Прежде всего, это касается самых молодых бизнес-процессов в компании: «Управление и разработка новых видов сырья и материалов» и «Управление продуктом». В частности, было принято решение о создании базы опытных разработок сырья и пакетов материалов, которая позволит систематизировать всю наработанную информацию и оперативно использовать ее, рассказала заместитель директора по маркетингу по техническим вопросам Татьяна Петрова. «Энергоконтракт» традиционно внедряет последние научные достижения на собственном производстве, придерживаясь также модели открытых инноваций.
«Систематизация имеющихся данных обеспечит высокие скорости разработки новых продуктов. В условиях высококонкурентного рынка это предельно важно», — отметила Татьяна Петрова. Хотя развитие системы менеджмента качества в настоящее время никак не завязано на мотивацию, сотрудники компании действуют как команда единомышленников; бизнес-процесс «Запросы на улучшение» активно развивается и действительно приводит ко многим полезным изменениям.
«Ресертификационный аудит – всегда мероприятие волнительное, ведь строгий сторонний взгляд может отметить недостатки, которые не всегда заметны в повседневной работе. Так или иначе, мы находимся внутри процесса, и существует вероятность, что каких-то нюансов мы можем не видеть. Кроме того, аудит – это возможность узнать об опыте других компаний, источник новых идей, которые у нас еще не используются, – говорит Ирина Николаева, директор по развитию ГК «Энергоконтракт» и представитель владельца по качеству. – С другой стороны, для меня аудиторская проверка стала поводом еще раз испытать чувство гордости и огромного уважения к своим коллегам, ведь то, что увидели аудиторы, действительно работает в нашей компании каждый день».