Фото источник: 2fons.ru
В зарубежных и отечественных сравнительных рейтингах ударных вертолетов пальму первенства уверенно держит американский AH-64 Apache или более привычный нам «Апач». Грозное оружие, хотя речь пойдет не о его огневой мощи, а заложенном в нем оборудовании, которое можно отнести к электротехнике и электронике. Подобная информация в открытых источниках строго дозирована производителем, а это значит, что на ее изобилие рассчитывать не приходится. И все же кое-что уже вышло из-под грифа «Секретно». И так.
На земле вертолет представляет собой груду пускай и технологичного, но все же железа, непригодного для решения возложенных задач. Чтобы подняться в воздух, пилоту потребуется примерно полчаса подготовки, которая подразумевает включение сотен разных кнопок и переключение тумблеров. Хотя бывалые пилоты говорят, что можно и быстрее за 15 минут, но тогда заканчивать начатое придется в воздухе. И тут, конечно, есть риск: а вдруг не вся электроника запустилось. Столь долгий ввод машины в рабочий режим свидетельствует о том, что «Апач», впрочем, как и любая современная боевая машина, напичкан разного рода оборудованием. И связано оно электрической проводкой, понадобилось которой целых 13 км!
Фото 2 Источник: pinimg.com
Чтобы управлять таким чудом техники, для каждого летчика предусмотрен индивидуальный шлем с элементами виртуальной реальности. В кабине слева и справа от пилота расположены панели оператора (дисплеи) размером чуть более 30 квадратных сантиметров, куда выводится заданное изображение, будь то диаграмма температурного режима двигателя или вид атакуемой местности со всем, что на ней расположено. К тому же у левого дисплея еще есть клавиатура для ввода данных или обмена сообщениями между вертолетами по встроенному чату. В общем, если проводить аналогию с мирной жизнью, то «Апач» вполне можно назвать очень «умным» летающим домом. Неудивительно, что управлять такой машиной невероятно сложно.
Какой бы не была погода, более тысячи самых разных целей вертолет способен распознать на расстоянии в 8 км, а возможности телекамеры со 127-кратным увеличением делают возможным увидеть автомобильный номер на расстоянии более 4 км. Тепловизор распознает лицо человека на таком же удалении.
30-мм пушка управляется электроприводом, который разгоняет ее до максимального темпа стрельбы за 0,2 секунды.
Все важные механизмы «Апача» дублируются. У вертолета два двигателя, два комплекта гидравлики и электрики, целых четыре компьютера, два комплекта полетных приборов и, конечно же, два пилота. В целом, специалисты признают, что машина оказалась настолько сложной в освоении, что подготовка первых летчиков растянулась чуть ли не на годы.