Окоём

Электроэнергия «на рельсах» во время Великой Отечественно войны

8 мая 2019 г. в 13:26

Не секрет, что во время Великой Отечественной войны всем приходилось крайне нелегко. Многого не хватало, ещё большего просто не было. Это тяжёлое время бед, лишений и испытаний для всей нашей страны. Но несмотря ни на что, советский народ всё-таки смог сделать, казалось бы, невозможное. И об одном таком «невозможном» примере сегодня, в преддверии Великого дня Великой Победы и хочется немного рассказать.

С 1942 года, когда советская армия перестала отступать и с боями и огромными усилиями начала освобождать оккупированные земли, энергетики того времени столкнулись с весьма непростыми сложностями, которые заключались в следующем.

Освобождённые территории лишились одного из главных ресурсов, а именно — электростанций и энергооборудования. Понятное дело, что было оно уничтожено или вывезено немцами намеренно, так как никакая восстановительная и прочая деятельность уже даже в то время без электричества была немыслима, что существенно затрудняло дальнейшие планы и перспективы. И как бы ни парадоксально это звучало, но для восстановления энергоснабжения нужно было энергоснабжение — линии электропередач, электростанции и энергетические мощности.

В тех условиях создать всё вышеперечисленное за короткий срок просто не представлялось возможным, так как на это нужны были время, силы, люди, ресурсы и многое другое. А ведь кругом война, которая и без того отнимала всё. Но советские люди были бы не советскими людьми, если бы не нашли выход из такой, казалось, неразрешимой ситуации.

Для решения возникшей задачи было предложено использование энергопоездов в качестве передвижных электростанций. Первые из таких поездов были спроектированы и созданы ещё в 1934 году.

Энергопоезд в качестве передвижной электростанции
Энергопоезд в качестве передвижной электростанции

Они стали аналогом небольших передвижных электростанций, в которых функцию парогенераторов выполняли паровозы, распространённые в то время. Занимались построением энергопоездов энергетики ПКБ «Мосэнерго». Турбинный агрегат и конденсатор к ней собирались на отдельных ЖД-платформах; РЭУ со щитом управления, жилые и бытовые помещения размещались в двух крытых вагонах.

Перед установкой агрегатов на передвижной состав, предварительно замерялись габариты силового оборудования, подлежащего демонтажу в Калуге, Ярославле и других городах, затем проектировалась установка на платформы. После чего готовый и укомплектованный всем необходимым состав мог отправиться до места назначения.

Поезд был отправлен в Сталинград, располагая 750-ти кВт силовой установкой
Поезд был отправлен в Сталинград, располагая 750-ти кВт силовой установкой

Обычно мощность устанавливаемых генераторов составляла от 500 до 1500 кВт. Кому-то эта цифра может показаться маленькой и несерьёзной, особенно в современном мире электроэнергетики, но тогда этого было вполне достаточно для обеспечения неотложных и приоритетных городских нужд.

В начале 1943 года на Фрунзенской ТЭЦ создаётся цех энергопоездов, где монтируются 4 поезда. Первый из них был готов 15 февраля 1943 года. Поезд был отправлен в Сталинград, располагая 750 кВт силовой установкой, снятой с Ярославской городской электростанции. Второй энергопоезд был укомплектован турбогенератором, мощностью уже в 1500 кВт, заимствованном с Калужской городской электростанции.

Затем после Сталинграда энергопоезда стали обслуживать и другие города СССР.

Если вдруг возникала необходимость в увеличении мощности, а паровоз не справлялся, то могли построить для этих целей отдельную котельную.

К 1946 году потребность в таких составах стала столь велика, что в стране создаётся Государственный трест передвижных электростанций, предоставлявший энергопоезда по всему Советскому Союзу.

Даже после завершения войны и начавшемуся повсеместному и усиленному восстановлению как энергетики, так и другой промышленности, энергопоездам всё равно находили применение — они обеспечивали электричеством Чукотку, кое-где заменяли или усиливали электростанции, являясь мобильными и легко транспортируемыми устройствами энергоснабжения и т. д.

Даже после завершения войны и начавшемуся повсеместному и усиленному восстановлению как энергетики, так и другой промышленности, энергопоездам всё равно находили применение
Даже после завершения войны и начавшемуся повсеместному и усиленному восстановлению как энергетики, так и другой промышленности, энергопоездам всё равно находили применение

Таким образом поезда отработали вплоть до конца 60-х годов. А в некоторых местах ещё и дольше.

Так что, дорогой читатель, как видно из представленного для ознакомления материала, поезд — это не только 7 суток Москва-Владивосток в окружении приятных соседей, бегающих детей и других дорожных прелестей, но ещё и очень полезное инженерное решение, позволившее в кратчайшие сроки предоставить необходимую помощь и энергоресурсы для восстановления страны в военные и послевоенные годы.

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Соболев Клим
Все новости и публикации пользователя Соболев Клим в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
Публикации по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Электромагнит МИС-2100, ЭМ33-6(7), ЭУ-5201, катушка МО-200.

Электромагнит ЭМ33-61111 (220В) -5шт по 3000 ЭМ33-71111 (220В) -2шт МИС-2100 (110В), СССР с хранения, идеальные — 13шт по 1000р МИС-4100 (380В)б/у — 3шт состояние разное ЭУ-5201У4 (-24В) — 1шт 1200р. железо МО-100 без катушки -1шт МО-200 (380В) — 1шт катушка (на каркасе) МО-200 380В — 1шт 2500р.
Порошин Алексей · РЭС · 28 февраля · Россия · Новосибирская обл
Электромагнит МИС-2100, ЭМ33-6(7), ЭУ-5201, катушка МО-200.

ПРОДАМ: Реле для проводок

В промышленном электрооборудовании существует разделение цепей на слаботочные и силовые. Последние предназначены для подачи питания к конкретным потребителям. Слаботочные цепи используются для питания ламп индикации, блоков управления и прочего оборудования, которое потребляет электрическую энергию на уровне не более 0,1 - 0,5 кВт. Такое разделение выполнено для того, что бы снизить износ, габаритные размеры и электропотребление оборудования управления. Для взаимодействия между цепями управления и силовыми линиями применяют реле различной конфигурации и назначения. Реле для проводок представляют собой корпус с определенным числом выведенных клемм для подключения. Как правило, на корпусе реле обычно указана его марка, допустимая нагрузка и изображена принципиальная схема работы. По механизму работы существует два основных типа реле: механические и электронные. Механические реле представляют собой подвижный переключатель с электромагнитной катушкой и контактные группы. При подаче питания на катушку происходит замыкание контактов, и реле приводится в действие. Электронные устройства по сравнению с механическими не имеют в своей компоновке подвижных механических деталей, применяются в основном для управления уровнем подачи питания (например, для поддержания заданной скорости вращения электродвигателя). Наша компания с 2005 года профессионально решает задачи на электротехническом рынке в области поставок низковольтного оборудования партнерам по всей России. Сегодня "Элснаб" является крупнейшим дистрибьютором и сервис-партнером чешского завода OEZ (Siemens AG) в России. Наши технические специалисты проводят обучающие семинары и презентации по всему оборудованию, осуществляют полную техническую поддержку и сервисное обслуживание. Электротехническое оборудование "Элснаб" приобретают крупнейшие предприятия и организации страны, работающие в различных отраслях хозяйства: электроэнергетике, атомной, лесной и химической промышленности, агропромышленном комплексе,...
Отдел продаж · Элснаб · 26 марта · Россия · г Москва
Элснаб, ООО

ПРОДАМ: Электрощетки: ЭГ2А, ЭГ13, ЭГ14, ЭГ61А, ЭГ141, ЭГ73, ЭГ74 Г3, МГ, МГ4, М1, МГС5, МГС51, МГС20, МГСО, МГО, 611М, СГО

электрощетки использующиеся в электродвигателях, промышленности, транспорте и т.д. всяких размеров и типоисполнений:-меднографитовые;-угольнографитовые;-электрографитированные;-и др.Г3 - Эл. машины постоянного тока до 220В, генераторы, сварочные генераторы, единовременные генераторы, асинхронные генераторы с фазным ротором и одноякорные преобразователи.Г20 - Эл. машины постоянного тока и коллекторные машины переменного тока с низким значением трансформаторной и реактивной ЭДС; двигатели однофазные и многофазные коллекторные для мануфактурной промышленности.Г22 - Универсальные электродвигатели постоянного тока, в том числе бытовой техники, двигатели Шраге-Рихтера и двигатели постоянного тока малой мощности с затрудненными условиями коммутации.ЭГ4 - Эл. машины постоянного тока до 750В общего назначения, гребные двигатели, приводы вентиляторов, машины универсального назначения, турбогенераторы и гидрогенераторыГ4К - Универсальные коллекторные двигатели постоянного тока бытовой техники, электродвигатели типа Шраге-РихторЭГ13 -Генераторы постоянного тока для автомобилей и тракторов.ЭГ14 - сверхмощные генераторы и электродвигатели с неравномерными нагрузками (электрооборудование прокатных станов), тяговые двигатели тепловозов, приводы вентиляторов, эл. машинах универсального назначения, крановые двигатели.ЭГ2А - Тяговые и вспомогательные двигатели городского транспорта, а также эл. машины общепромышленного назначенияЭГ61АК - Электрические двигатели старанием до 500V для магистральных электровозов.ЭГ841К - Тяговые и вспомогательные двигатели городского транспорта, метрополитена, тяговые двигатели мотор-колёс автосамосвалов большой грузоподъёмности.ЭГ141 - Тяговые и вспомогательные электрические машины железнодорожного и городского транспорта, а также эл. машины общепромышленного назначения.ЭГ8 - Универсальные высокооборотные электродвигатели, электромашинные амплидины поперечного поля, электрические машины постоянного тока с затруднёнными условиями коммутации.ЭГ73 -...
Жуков Александр · ООО "УЭТЗ" · 12 марта · Россия · Свердловская обл

КУПЛЮ: Закупим электрику, кип, рэк. Большой перечень паотребности. Закупаем в России, в Крыму, на Украине.

Купим с хранения электрику, кип, рэк. Закупим как в России, так и на Украине, в Крыму. Сигнализатор 2С-150 35шт 2ДВО-0.7.60-366-4 вентилятор 60шт БПМ21-046-55 18шт РБП реле 33шт ППКУ-1М устройство промежуточное 18шт БКС-3 блок контроля сопротивления 15шт 21.3702 реле 22шт 2107.3702 реле 11шт Д57-4 демпфер 60шт ПОС-80 преобразователь 5шт ПЛ-062-1500об/мин-220в 4шт ПЛ-072-220в-1500об 5шт ПЛ-072-220в-3000об 7шт ДПМ25-Н3-02 ДПМ25-Н3-02г СЛ121Г 11шт СЛ322 7шт РРС3-10В-7-1-В, РРС3-10А-1-В розетка 50шт РРС5-10-1-1В вилка 70шт Р36К6А розетка 100шт ШР36П15ЭГ6 розетка 50шт ЭК-18, ЭК-22, ЭК-24 заглушки кабельные по 75шт ЭП-14, ЭП-18, ЭП-27, ЭП-36 заглушки для снц приборные по 90шт Заглушка для 2РМ39 кабельная 450шт тво-2-39ом 540шт тво2вт-47ом 450шт тво-2вт-51ом 300шт пм-5 5а предохранитель 70шт азр-50 11шт азс-15 70шт мп1303 74шт мп1304 80шт кн-2 кнопка 500шт пгк5п2н (к) 450шт апнм-3 амортизатор 200шт К75-15 3кв 0,5мкф 200шт к50-29-450в-22мкф 300шт см28-0,05 3000шт см28-1,4 резьба 2400шт ц110-4 350шт ОП-11-40 70шт ТГИ1-1000/25 2шт ДРИШ-2500 60шт ДНЕСГ-500-1 100шт
Иванов Сергей · Вертекс · 25 марта · Россия · Удмуртская Респ
Вертекс, ООО

КУПЛЮ: Куплю силовые тиристоры дорого.

Покупаем отечественные и импортные силовые тиристоры и различные электронные компоненты. Для удобства наших партнеров предлагаем услуги по выезду по Москве и Московской области также в регионы России. Опыт работы на электротехническом рынке 15 лет. Любая форма оплаты для физических и юридических лиц. Более подробную информацию можете получить у наших специалистов по многоканальному телефону.
Плешков Анатолий · ЭТК Мобил Плюс · Сегодня · Россия · г Москва
Куплю силовые тиристоры дорого.
Российский производитель и бренд низковольтной аппаратуры: электрооборудования для ввода, распределения и учета электричества, локальной автоматизации технологических процессов, а также комплексных энергоэффективных решений для любой отрасли индустрии.