Не секрет, что во время Великой Отечественной войны всем приходилось крайне нелегко. Многого не хватало, ещё большего просто не было. Это тяжёлое время бед, лишений и испытаний для всей нашей страны. Но несмотря ни на что, советский народ всё-таки смог сделать, казалось бы, невозможное. И об одном таком «невозможном» примере сегодня, в преддверии Великого дня Великой Победы и хочется немного рассказать.
С 1942 года, когда советская армия перестала отступать и с боями и огромными усилиями начала освобождать оккупированные земли, энергетики того времени столкнулись с весьма непростыми сложностями, которые заключались в следующем.
Освобождённые территории лишились одного из главных ресурсов, а именно — электростанций и энергооборудования. Понятное дело, что было оно уничтожено или вывезено немцами намеренно, так как никакая восстановительная и прочая деятельность уже даже в то время без электричества была немыслима, что существенно затрудняло дальнейшие планы и перспективы. И как бы ни парадоксально это звучало, но для восстановления энергоснабжения нужно было энергоснабжение — линии электропередач, электростанции и энергетические мощности.
В тех условиях создать всё вышеперечисленное за короткий срок просто не представлялось возможным, так как на это нужны были время, силы, люди, ресурсы и многое другое. А ведь кругом война, которая и без того отнимала всё. Но советские люди были бы не советскими людьми, если бы не нашли выход из такой, казалось, неразрешимой ситуации.
Для решения возникшей задачи было предложено использование энергопоездов в качестве передвижных электростанций. Первые из таких поездов были спроектированы и созданы ещё в 1934 году.
Они стали аналогом небольших передвижных электростанций, в которых функцию парогенераторов выполняли паровозы, распространённые в то время. Занимались построением энергопоездов энергетики ПКБ «Мосэнерго». Турбинный агрегат и конденсатор к ней собирались на отдельных ЖД-платформах; РЭУ со щитом управления, жилые и бытовые помещения размещались в двух крытых вагонах.
Перед установкой агрегатов на передвижной состав, предварительно замерялись габариты силового оборудования, подлежащего демонтажу в Калуге, Ярославле и других городах, затем проектировалась установка на платформы. После чего готовый и укомплектованный всем необходимым состав мог отправиться до места назначения.
Обычно мощность устанавливаемых генераторов составляла от 500 до 1500 кВт. Кому-то эта цифра может показаться маленькой и несерьёзной, особенно в современном мире электроэнергетики, но тогда этого было вполне достаточно для обеспечения неотложных и приоритетных городских нужд.
В начале 1943 года на Фрунзенской ТЭЦ создаётся цех энергопоездов, где монтируются 4 поезда. Первый из них был готов 15 февраля 1943 года. Поезд был отправлен в Сталинград, располагая 750 кВт силовой установкой, снятой с Ярославской городской электростанции. Второй энергопоезд был укомплектован турбогенератором, мощностью уже в 1500 кВт, заимствованном с Калужской городской электростанции.
Затем после Сталинграда энергопоезда стали обслуживать и другие города СССР.
Если вдруг возникала необходимость в увеличении мощности, а паровоз не справлялся, то могли построить для этих целей отдельную котельную.
К 1946 году потребность в таких составах стала столь велика, что в стране создаётся Государственный трест передвижных электростанций, предоставлявший энергопоезда по всему Советскому Союзу.
Даже после завершения войны и начавшемуся повсеместному и усиленному восстановлению как энергетики, так и другой промышленности, энергопоездам всё равно находили применение — они обеспечивали электричеством Чукотку, кое-где заменяли или усиливали электростанции, являясь мобильными и легко транспортируемыми устройствами энергоснабжения и т. д.
Таким образом поезда отработали вплоть до конца 60-х годов. А в некоторых местах ещё и дольше.
Так что, дорогой читатель, как видно из представленного для ознакомления материала, поезд — это не только 7 суток Москва-Владивосток в окружении приятных соседей, бегающих детей и других дорожных прелестей, но ещё и очень полезное инженерное решение, позволившее в кратчайшие сроки предоставить необходимую помощь и энергоресурсы для восстановления страны в военные и послевоенные годы.