Очередной еженедельный перечень изменений, произошедших в нормативно-правовых актах в сфере законодательства и правоприменения Российской Федерации в области электроэнергетики.
Информация предоставлена юридической компанией Lex Consilium и информационно-консалтинговой группой Electricalnet.ru.
17.10.2019 в первом чтении принят законопроект «О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации» (законопроект № 782128-7)
Государственной думой в первом чтении принят законопроект «О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации» в части освобождения от налога на доходы физических лиц доходов от продажи электроэнергии, произведенной на объектах микрогенерации.
Согласно проекту федерального закона № 581324-7, внесенному в Государственную думу Правительством РФ, под объектом микрогенерации понимается принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии объект по производству электрической энергии, функционирующий, в том числе на основании использования возобновляемых источников энергии, установленная генерирующая мощность которого не превышает величину максимальной мощности энергопринимающих устройств такого потребителя и составляет не более 15 кВт включительно, и который используется указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков.
Указанную норму в части освобождения доходов, полученных налогоплательщиками от продажи электрической энергии, планируется применять до 1 января 2029.
Ознакомиться с законопроектом
17.10.2019 открыт для публичных обсуждений проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования регулирования отношений в сфере электроэнергетики»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования регулирования отношений в сфере электроэнергетики» (далее – Законопроект) подготовлен во исполнение плана законопроектной деятельности Минэнерго России.
Законопроект разработан в целях уточнения понятийного аппарата Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ об электроэнергетике), совершенствования порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, исключения (изменения) по итогам сложившейся практики отдельных положений ФЗ об электроэнергетике, утративших актуальность.
Понятийный аппарат ФЗ об электроэнергетике актуализирован с учетом структуры отрасли и сложившихся в ней правил взаимодействия, в том числе установленных иными нормативными правовыми актами. В целях применения на уровне закона единообразной терминологии, в том числе с учетом практики ее использования в иных нормативных правовых актах и нормативно-технических документах по тексту закона пересмотрены устаревшие, неиспользуемые или используемые в иных значениях в указанных документах понятия.
В частности, уточнены определения понятий «оперативно-технологическое управление», «оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике», «установленная генерирующая мощность», «рабочая генерирующая мощность»; исключено не предусмотренное действующим порядком введения ограничений режима потребления устаревшее понятие «веерное отключение», а также неиспользуемое понятие «максимально доступная генерирующая мощность»; наряду с параллельной работой российской электроэнергетической системы и энергосистем иностранных государств, предусмотрена возможность их совместной (несинхронной) работы.
Отдельные требования ФЗ об электроэнергетике, имеющие избыточный характер, исключены или доработаны с учетом сложившейся практики регулирования отрасли.
Так, например, требование о заключении договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению до заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (п. 1 ст. 9, п. 2 ст. 16 ФЗ об электроэнергетике) исключено, как безосновательно усложняющее порядок заключения договора с сетевыми организациями для субъектов электроэнергетики и потребителей, не являющихся плательщиками за услуги по оперативно-диспетчерскому управлению.
Также исключены не применяемые на практике нормы об участии уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соглашениях о взаимодействии, заключаемых системным оператором с организацией по управлению ЕНЭС и организациями коммерческой инфраструктуры (пп. 4, 5 ст. 34 ФЗ об электроэнергетике).
Положение п. 1 ст. 32 ФЗ об электроэнергетике, предусматривающее осуществление системным оператором контроля за реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний, исключено как противоречащее ст. 21 и 29 ФЗ об электроэнергетике и принятым в соответствии с ними подзаконным актам. Указанными статьями в качестве базовых принципов государственной политики закреплено, что вмешательство в инвестиционную деятельность субъектов электроэнергетики (в том числе генерирующих компаний) носит ограниченный характер и осуществляется лишь в отношении ограниченного круга субъектов, соответствующих установленным Правительством РФ критериям. Обязательности утверждения инвестиционных программ в отношении иных, не подпадающих под такие критерии компаний, и внешнего контроля за их реализацией указанные положения законодательства не предполагают.
Своевременная и надлежащая реализация генерирующими компаниями инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, модернизации) генерирующих объектов эффективно обеспечивается предусмотренными Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, механизмами участия в конкурентных отборах мощности, заключения договоров о предоставлении мощности на оптовый рынок, аттестации генерирующего оборудования и применения штрафных экономических санкций в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения генерирующими компаниями обязательств по поставке мощности на оптовый рынок. Выполнения для этих целей каких-либо контрольных мероприятий со стороны системного оператора не требуется.
Законопроектом также скорректирована редакция п. 8 ст. 38 ФЗ об электроэнергетике, устанавливающая основания для применения графиков аварийного ограничения режима потребления и использования противоаварийной автоматики. Носящее неопределенный характер указание на «общесистемную аварию» конкретизировано указанием на «выход параметров электроэнергетического режима за допустимые пределы», что в полной мере соответствует действующим Правилам оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства от 27.12.2004 № 854, и Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
Полномочия Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти уточнены и дополнены в соответствии со сложившимся порядком их выполнения, в том числе предусмотренным иными статьями закона и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами. В частности, полномочия Правительства РФ по установлению порядка технологического присоединения, предусмотренные п. 1 ст. 21 ФЗ об электроэнергетике, приведены в соответствие со ст. 26 ФЗ об электроэнергетике и действующими правилами технологического присоединения.
Положения ст. 5, 11, 13, 15, 38 ФЗ об электроэнергетике о применении технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и качеству электрической энергии, приведены в соответствие с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», исключившим соответствующие требования из сферы действия системы технического регулирования.
Одновременно с этим, законопроектом предусмотрено уточнение вышеуказанных и ряда иных положений ФЗ об электроэнергетике в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.06.2016 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики».
Указанным федеральным законом на законодательном уровне определено понятие «надежность электроэнергетической системы», установлена обязанность субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования. При этом данные положения не получили отражения в иных статьях ФЗ об электроэнергетике, устанавливающих функции, права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей.
В целях гармонизации положений различных статей закона между собой, обеспечения выполнения нормативных требований к обеспечению надежности и безопасности в электроэнергетике ряд статей ФЗ об электроэнергетике предлагается дополнить указанием на необходимость соблюдения утверждаемых Правительством РФ правил технологического функционирования электроэнергетических систем и обязательных требований к надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей, установленных нормативными правовыми актами.
Кроме того, законопроектом предлагается на законодательном уровне закрепить основные принципы распределения функций, обязанностей и ответственности между субъектами оперативно-диспетчерского управления, иными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии за обеспечение надежности энергосистемы и качества электрической энергии. В настоящее время такого рода положения в ФЗ об электроэнергетике, а также прямое указание на полномочия Правительства РФ или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти устанавливать требования к качеству электрической энергии отсутствуют, что не позволяет обеспечить их комплексную регламентацию на уровне подзаконных актов.
Учитывая, что в соответствии со ст. 21, 28 ФЗ об электроэнергетике (в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики») и постановлением Правительства РФ от 02.03.2017 № 244 «О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в электроэнергетике создан и успешно функционирует механизм разработки и принятия нормативных правовых актов по надежности и безопасности, целесообразно регламентировать вопросы качества электрической энергии в рамках указанного механизма.
В целях этого, законопроектом предусмотрено внесение изменений в ст. 28 ФЗ об электроэнергетике, предусматривающих установление наряду с требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок также требований к обеспечению качества электрической энергии.
Предлагаемый подход позволит комплексно регламентировать технологически взаимосвязанные вопросы надежности, безопасности в электроэнергетике и качества электрической энергии в рамках единой системы нормативных актов. Это тем более актуально, что ряд параметров электроэнергетического режима энергосистемы и технологического режима работы объектов электроэнергетики (например, частота электрического тока, напряжение), обеспечение нахождения которых в пределах допустимых значений является неотъемлемой составляющей обеспечения надежности, одновременно являются и показателями качества электрической энергии. Соответственно, регламентировать указанные показатели качества в отрыве от требований надежности невозможно.
Предусмотренные законопроектом изменения в ФЗ об электроэнергетике соответствуют принципам реализации механизма «регуляторной гильотины» и учитывают современную систему нормативного регулирования, формируемую в отрасли.
В соответствии с п. 3 Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины» федеральными органами исполнительной власти должны быть подготовлены федеральные законы, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне. Законопроект направлен на решение указанной задачи.
Кроме того, ст. 16 ФЗ об электроэнергетике, регламентирующая вопросы оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и их оплаты, дополнена нормой об установлении законной неустойки за просрочку оплаты данных услуг. Указанные положения в полной мере корреспондируют иным предусмотренным законом требованиям, направленным на повышение платежной дисциплины в области электроэнергетики, введенным ранее Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».
- Разработчик – Минэнерго России.
- Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
- ID проекта: 02/04/10-19/00096027.
Подробнее о законопроекте
17.10.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности»
Проектом постановления предусмотрено совершенствование указанных в п. 43 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, действующих требований к участникам оптового рынка электрической энергии и мощности относительно периодичности прохождения процедуры аттестации генерирующих объектов, в состав которых входит генерирующее оборудование гидроэлектростанций (далее – ГЭС).
Предлагаемый Минэнерго России подход предусматривает исключение требований по проведению ежегодной аттестации генерирующего оборудования ГЭС, с даты выпуска которого до начала года поставки мощности прошло более 55 лет. Для такого оборудования предлагается проводить аттестацию 1 раз в 5 лет.
- Разработчик – Минэнерго России.
- Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
- ID проекта: 02/07/10-19/00096016.
18.10.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности по вопросу изменения сроков проведения конкурентных отборов мощности»
В соответствии с п. 100 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, в срок до 15 ноября 2019 должен быть проведен конкурентный отбор мощности (далее – КОМ) с началом поставки с 1 января 2025.
Положениями Проекта постановления предлагается предусмотреть:
- перенос срока проведения КОМ до 15 февраля 2020 года;
- корректное определение сроков проведения отбора проектов модернизации на 2025 год – до 1 сентября 2019 года;
- уточнение порядка индексации ценовых параметров цен на мощность для целей проведения КОМ;
- определить, что отбор проектов модернизации в период с 2020 по 2025 год включительно будет проводиться до 1 апреля, при этом конкурентный отбор мощности на соответствующий год будет проводиться до 15 ноября соответствующего года.
Разработчик – Минэнерго России. Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза. ID проекта: 01/02/10-19/00096081.
14.10.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении требований к релейной защите и автоматике различных видов и ее функционированию в составе энергосистемы и о внесении изменений в некоторые акты Минэнерго России»
Требования к оснащению линий электропередачи и оборудования объектов электроэнергетики классом напряжения 110 кВ и выше устройствами и комплексами релейной защиты и автоматики (РЗА), а также к принципам функционирования устройств и комплексов РЗА утверждены приказом Минэнерго России от 13.02.2019 № 101.
Проект приказа подготовлен в развитие и дополнение указанных требований и устанавливает требования к функционированию различных видов РЗА в составе электроэнергетической системы, требования к чувствительности, быстродействию и селективности устройств релейной защиты. Указанные требования являются основополагающими для функционирования устройств РЗА в энергосистеме, их настройки, правильной и эффективной работы.
В настоящее время данные вопросы урегулированы только Правилами устройства электроустановок (6-е издание, глава 3.2 «Релейная защита), которые имеют неопределенный правовой статус, не прошли государственную регистрацию в Минюсте России и официально не опубликованы.
Проект приказа направлен на ликвидацию пробела в нормативной регламентации вопросов РЗА.
Требования, утверждаемые Проектом приказа, должны выполняться при:
- проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении объектов электроэнергетики, разработке необходимой для этого проектной документации, подготовке и согласовании технических условий на технологическое присоединение объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии к электрическим сетям, разработке схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии, схем внешнего электроснабжения энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, проектной документации для их технологического присоединения к электрическим сетям, создании (модернизации) устройств и комплексов РЗА, разработке необходимой для этого проектной и рабочей документации;
- обеспечении функционирования в составе электроэнергетической системы устройств и комплексов РЗА, созданных (модернизированных) после вступления в силу настоящих требований.
Требования не распространяются на случаи создания (модернизации) устройств и комплексов РЗА в соответствии с проектной (рабочей) документацией, согласованной и утвержденной до вступления настоящих требований в силу. Для таких устройств и комплексов РЗА соблюдение настоящих требований должно быть обеспечено при их последующей модернизации, замене или изменении алгоритма их функционирования. Должны выполняться при обеспечении функционирования в составе электроэнергетической системы устройств и комплексов РЗА, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих требований, только положения п. 7 – 9 и гл. III настоящих требований.
Выполнение требований является обязательным для:
- субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии, объектами электросетевого хозяйства и (или) энергопринимающими установками, входящими в состав электроэнергетической системы или присоединяемыми к ней;
- системного оператора и субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;
- проектных организаций и иных юридических и физических лиц, осуществляющих разработку проектной документации, или выступающих заказчиками при выполнении соответствующих работ.
Разработчик – Минэнерго России. Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза. ID проекта: 02/08/10-19/00095788.
14.10.2019 ФАС России разместила на федеральном портале проектов НПА приказ «О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, на 2019 год»
Проектом приказа в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, ФАС России устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, на 2019 год.
- Разработчик – ФАС России.
- Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта.
- ID проекта: 01/02/10-19/00095887.
14.10.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «О внесении изменений в Правила проведения испытаний и определения общесистемных технических параметров и характеристик генерирующего оборудования, утвержденные приказом Минэнерго России от 11 февраля 2019 г. № 90»
Проект приказа разработан по результатам применения Правил проведения испытаний и определения общесистемных технических параметров и характеристик генерирующего оборудования, утвержденных приказом Минэнерго России от 11.02.2019 № 90 (далее – Правила № 90), и направлен на совершенствование положений Правил № 90, связанных с определением таких общесистемных технических параметров, как максимальная располагаемая мощность и регулировочный диапазон по реактивной мощности.
В целях гармонизации процедур определения максимальной располагаемой мощности генерирующего оборудования, установленной Правилами № 90, и порядка определения предельного объёма поставки мощности на оптовый рынок, предусмотренного правилами и регламентами оптового рынка электрической энергии и мощности, в Правила № 90 вводится новый пункт 28(1), направленный на уточнение порядка определения максимальной располагаемой мощности для действующего генерирующего оборудования в случаях, когда ее корректировка происходит без изменения установленной генерирующей мощности такого оборудования.
Положения Проекта приказа направлены также на уточнение перечня случаев, в которых общесистемные параметры и характеристики генерирующего оборудования определяются по результатам проведения комплексных испытаний, и объема испытаний, подлежащих к проведению в каждом из случаев.
- Разработчик – Минэнерго России.
- Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
- ID проекта: 02/08/10-19/00095891.
Проект приказа Минэнерго РФ
16.10.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «О внесении изменений в методику проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденную приказом Минэнерго России от 27 декабря 2017 г. № 1233»
Проект приказа разработан по результатам применения вышеуказанной Методики, в которую вносятся изменения.
Проект приказа направлен на совершенствование оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон в виде комплексного показателя – индекса готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон.
В частности, Проектом приказа в Методику вносятся изменения, связанные с уточнением отдельных оцениваемых показателей для повышения качества оценки. Также Проектом приказа пересмотрен перечень условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.
Предлагаемые изменения, по мнению разработчиков Проекта, позволят повысить объективность оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.
- Разработчик – Минэнерго России.
- Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
- ID проекта: 02/08/01-19/00087875.
18.10.2019 открыты для публичных обсуждений проекты приказов ФАС России «Об утверждении Методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности», «Об утверждении Методики проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности»
Проекты приказов ФАС России предусматривают методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии и мощности требованиям экономической обоснованности в целях установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию, мощность на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Проекты предусматривают определение алгоритма сравнения ценовых заявок на продажу электрической энергии и мощности. Проекты разработаны в целях пресечения манипулирования ценами на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Проекты приказов также направлены на конкретизацию полномочий Федеральной антимонопольной службы в сфере электроэнергетики, а также на урегулирование порядка осуществления указанных полномочий.
- Разработчик – ФАС России.
- Процедура – публичные обсуждения проектов нормативных правовых актов и независимая антикоррупционная экспертиза.
- ID проектов: 01/02/10-19/00096077, 01/02/10-19/00096080.
18.10.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «Об утверждении требований экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии, а также ценовых заявок на продажу мощности»
Проектом приказа ФАС России предусмотрены требования экономической обоснованности, которые предъявляются к ценовым заявкам на электроэнергию, а также к ценовым заявкам на мощность.
ФАС России с использованием методик определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии и мощности требованиям экономической обоснованности осуществляет проверку соответствия ценовых заявок требованиям экономической обоснованности в целях выявления манипулирования ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности).
Требования экономической обоснованности распространяются на ценовые заявки на продажу электрической энергии, подаваемые для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед на каждый час указанного периода участниками оптового рынка – поставщиками (производителями) электрической энергии, функционирующими в ценовых зонах оптового рынка. Требования экономической обоснованности не распространяются на ценопринимающие заявки или ценопринимающие ступени ценовой заявки на продажу электрической энергии.
Требования экономической обоснованности распространяются на ценовые заявки на продажу мощности, подаваемые поставщиками на конкурентный отбор мощности. Требования экономической обоснованности не распространяются на ценопринимающие заявки на продажу мощности.
Соответствие ценовой заявки на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности осуществляется путем сравнения цен, указанных в часовых подзаявках ценовой заявки, со значениями экономически обоснованных затрат. В случае если по результатам указанного сравнения будет установлено, что цена, указанная в часовой подзаявке, превышает более чем на 15 процентов соответствующее ей значение экономически обоснованных затрат, либо опубликованную на соответствующий период советом рынка цену на электрическую энергию в субъекте Российской Федерации, где располагается группа точек поставки, то такая ценовая заявка не соответствует требованиям экономической обоснованности.
Проверка соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности осуществляется путем сравнения заявки на продажу мощности поставщика со значением экономически обоснованной заявки поставщика. Ценовая заявка на продажу мощности не соответствует требованию экономической обоснованности, если цена в такой заявке превышает значение экономически обоснованной заявки поставщика более чем на 3%.
- Разработчик – ФАС России.
- Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
- ID проекта: 01/02/10-19/00096074.
18.10.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении Правил разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и о внесении изменений в некоторые акты Минэнерго России»
Проект приказа направлен на ликвидацию пробела в нормативной регламентации требований к разработке схем выдачи мощности электростанции (далее – СВМ) и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии (далее – СВЭ), а также определяет порядок взаимодействия при согласовании этих схем с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
СВМ и СВЭ являются необходимыми документами по технологии проектирования развития энергосистемы. Для присоединения электростанций и объектов крупных потребителей необходима реализация существенного объема электросетевого строительства, зачастую затрагивающего электрические сети различного класса напряжения, в том числе принадлежащие различным собственникам. Кроме того, необходима реализация мероприятий по установке (модернизации) устройств релейной защиты и автоматики, связи, также затрагивающих объекты электроэнергетики разных собственников.
Проектом приказа также вносятся изменения в Методические указания по устойчивости энергосистем, утвержденные приказом Минэнерго России от 03.08.2018 № 630 (далее – Методические указания № 630).
Предлагаемые изменения направлены на совершенствование определения параметров электроэнергетического режима и их значений, обеспечивающих выполнение требований к устойчивости электроэнергетических систем, составу нормативных возмущений, подлежащих учету при определении устойчивости электроэнергетической системы. В частности, Проектом приказа корректируется закрепленный Методическими указаниями № 630 состав нормативных возмущений путем исключения из него возмущений, связанных с отключением двухцепных воздушных линий электропередачи номинальным напряжением 330 кВ и выше, поскольку согласно статистической информации за период с 2012 по 2019 год указанные возмущения фактически отсутствовали.
Кроме того, в Методические указания № 630 Проектом приказа добавляется указание на необходимость учета реализации управляющих воздействий от устройств сетевой автоматики (например, устройств автоматического ввода резерва) при рассмотрении нормативных возмущений. Также в Методические указания № 630 вносятся изменения, направленные на корректное определение и обеспечение наличия в составе технической и инструктивной документации значений допустимых перетоков активной мощности в контролируемых сечениях, соответствующих установленным требованиям к устойчивости. Предлагаемые изменения позволят актуализировать Методические указания № 630, устранив неточности, выявленные в ходе их применения.
- Разработчик – Минэнерго России.
- Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
- ID проекта: 02/08/10-19/00096060.