Альтернативная энергетика

Развитие энергетической инфраструктуры удаленных районов Дальнего Востока и Арктики обсудили на RENWEX-2021

25 июня 2021 г. в 13:36

Комплексное развитие энергетической инфраструктуры удаленных районов Дальнего Востока и Арктики невозможно без объединения усилий отраслевых ассоциаций, институтов развития и органов власти. К такому выводу пришли участники панельной дискуссии, прошедшей 23 июня в рамках деловой программы Международного форума RENWEX-2021 в Москве. Организаторами дискуссии выступили Ассоциация малой энергетики и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики.

Спикеры конференции

Как отметил президент Ассоциации малой энергетики Максим Загорнов, развитие распределенной генерации в удаленных районах Дальнего Востока и Арктики является актуальным направлением государственной политики по развитию макрорегиона.

«Данные территории обладают значительным потенциалом, в частности, экономическим, для внедрения современных и эффективных решений локальной генерации: гибридные автономные энергокомплексы, использование местных видов топлива, в частности, сжиженного природного газа (СПГ), возобновляемые источники энергии и другие. При этом наиболее подходящим инструментов для реализации подобных проектов может быть рассмотрен энергосервисный контракт», — отметил эксперт.

Руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Максим Губанов, один из авторов концепции привлечения частных инвестиций в развитие распределенной генерации в удаленных и изолированных районах данного макрорегиона, подчеркнул, что на указанных территориях действуют особенности ценообразования и управления энергетическим комплексом, отличные от ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности.

«Инвесторы испытывают значительные затруднения при входе на этот рынок, необходимы механизмы реальной государственной поддержки по снятию административных барьеров и созданию системы экономических преференций для развития этого вида бизнеса, включая льготное налогообложение, субсидирование процентных ставок по кредитам и бюджетное софинансирование проектов. В этом смысле разработанная концепция может стать основой для дальнейшего внесения изменений в действующие нормативные правовые акты с целью создания комплексной системы государственной поддержки частных инвесторов в эту сферу. Сформированная "Дорожная карта" реализации концепции уже получила одобрение профессионального сообщества. Надеемся на выход в скором времени соответствующего поручения Правительства РФ и дальнейшую реализацию концепции», — уточнил эксперт.

Директор департамента инноваций ПАО «РусГидро» Владимир Софьин поделился опытом корпорации по реализации программы комплексной модернизации дизельной генерации в удаленных районах Дальнего Востока посредством энергосервисных контрактов.

«На указанных территориях существует множество проблем в энергетическом секторе: "северный" завоз, труднодоступная и затратная логистика, значительный перекос между себестоимостью выработки и транспорта электроэнергии и уровнем тарифа, по которому платит население, большая нагрузка на бюджет в виде софинансирования и компенсации выпадающих расходов ТЭК региона. В связи с этим, нужен системный комплексный подход. И таковым является энергосервисный контракт в контексте Федерального закона № 261-ФЗ, но пока только там, где возможно, и только в разрезе электроэнергетики. Сейчас программа включает 79 проектов, но фактически потенциальных проектов более 170. Такой факт объясняется высокими рисками для инвесторов и получению экономического эффекта для них только за счет экономии топлива согласно законодательству. Но при реализации комплексной Программы значительно снижаются операционные и иные затраты, непосредственно связанные с процессом энергоснабжения, данные моменты также необходимо учитывать для увеличения экономического эффекта — текущий уровень экономически обоснованного тарифа на электроэнергию позволяет это делать», — подчеркнул он.

Президент Национальной ассоциации сжиженного природного газа Павел Сарафанников отметил, что СПГ сейчас является наиболее оптимальным видом топлива для автономного энергоснабжения: обеспечивает независимость потребителя, является экологически чистым видом топлива, соответствует российскими и мировым тенденциям энергоперехода и нормативно-правовым актам.

«Традиционные виды топлива на основе нефтепродуктов отживают свой век и сейчас необходим сдвиг приоритетов», — заявил эксперт.

Говоря о технологических аспектах, президент Ассоциации малой энергетики, директор группы компаний «МКС» Максим Загорнов поделился опытом реализации проектов гибридных энергокомплексов, в состав которых могут входить различные варианты источников электроэнергии, подбирается наилучшая их комбинация в зависимости от местных условий и требований.

«В связи с тем, что ВИЭ является переменным источником энергии, основной вклад остается за мобильными тепловыми электростанциями, работающими на газовом топливе: это газотурбинные или газопоршневые установки. Также значимый вклад в развитие гибридных энергокомплексов вносят системы хранения энергии. Такие решения позволяют сглаживать суточные пики потребления электроэнергии потребителями. Сегодня рынок накопителей энергии очень динамичный с обозримой перспективой оптимизации стоимости решений до 100 долл./кВт», — рассказал эксперт.

Директор «Хевел Энергосервис» Евгений Казаков заявил, что автономные гибридные энергокомплексы в изолированных районах уже не являются пилотными проектами, это хорошие бизнес-кейсы, хотя и с высокой степенью риска. Особое внимание эксперт уделил вопросам государственной поддержки инвесторов.

«Те проекты, которые являются высокорисковыми или убыточными для инвестора, требуют реальных инструментов государственной поддержки, в частности, при развитии технологической инфраструктуры. Сейчас в Концепции предлагается целый ряд мер поддержки, но все это своего рода теоретические методы — необходимо мнение самих инвесторов, которые реально вкладываются в проекты, необходима ревизия льгот и преференций, а не просто набор», — призвал он.

Представитель российской Ассоциации ветроиндустрии, заместитель генерального директора «Альтрэн» Дмитрий Степанов также отметил важность создания и развития гибридных энергокомплексов. Эксперт уточнил, что ключевым элементом гибридного комплекса становится система управления, которая регулирует не только каждый источник, но и сетевые решения.

«Помимо указанных предыдущими спикерами источников в состав энергокомплекса могут быть включены и решения по водородной энергетике, а также электрозаправочные станции. А предлагаемые нами технологии ветряных турбин от 100 до 1000 кВт позволяют подобрать уникальные решения под конкретный объект. Да, сейчас ВИЭ не может полностью заменить традиционную тепловую генерацию — поэтому нам всем необходимо объединение наших компетенций», — продолжил эксперт.

Исполнительный директор Института арктических технологий МФТИ Юрий Васильев отметил, что сегодня в разрезе поднятой тематики проблем энергоснабжения изолированных районов Дальнего Востока и Арктики бизнес-сообщество, институты и государственные органы находятся в «одной лодке» и если бы не было так трудно, то и не было бы необходимости собираться, объединяться и вся Арктика была бы уже застроена объектами энергоснабжения.

«В районах Крайнего Севера ситуация с развертыванием солнечной генерации складывается, в целом, неплохо, чего нельзя сказать о ветрогенерации. Но энергия в изолированных районах нужна и в течение длительной полярной ночи. Было бы интересно создать комплексы по энергообеспечению полностью на базе ВИЭ, без углеводородной генерации. Возможно, в такой набор должны также входить и решения по водородной энергетике», — уточнил Васильев.

В рамках панельной дискуссии опытом реализации проектов, кейсами компаний поделились заместитель генерального директора МНПО «Энергоспецтехника» Юрий Румянцев, генеральный конструктор компании «Исток» Олег Степанов, заместитель генерального директора по науке «Совтест АТЕ» Денис Урманов.

Слушатели конференции

Подводя итоги дискуссии, президент Ассоциации малой энергетики Максим Загорнов отметил, что бизнес-сообщество, энергетические отраслевые ассоциации, институты развития и органы государственной власти должны объединяться для решения вопросов развития распределенной энергетики в изолированных районах Дальнего Востока и Арктики на базе своих компетенций, знаний, технологий. В том числе, необходимо сформировать экспертные мнения и рекомендации, озвученные в ходе дискуссии, для передачи их на рассмотрение в профильные комитеты Государственной думы и общественные бизнес-организации.

Подробнее о дискуссии в видеоролике

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Публикации по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: ДГУ (ДЭС) ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ПЕРЕДВИЖНЫЕ - ПРИЦЕПНЫЕ, ДИЗЕЛЬ ГЕНЕРАТОРЫ ПЕРЕДВИЖНЫЕ - ПРИЦЕПНЫЕ

ДГУ (ДЭС) СТАЦИОНАРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ: Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДГУ (ДЭС) В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДГУ (ДЭС) ИСПОЛНЕНИЕ НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДГУ (ДЭС) ИСПОЛНЕНИЕ НА ШАССИ: Представляет из себя шасси – платформу, специально доработанную для крепления и перевозки генераторной...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
ДГУ (ДЭС) ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ПЕРЕДВИЖНЫЕ - ПРИЦЕПНЫЕ, ДИЗЕЛЬ ГЕНЕРАТОРЫ ПЕРЕДВИЖНЫЕ - ПРИЦЕПНЫЕ

ПРОДАМ: ДГУ (ДЭС) ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРНЫЕ УСТАНОВКИ АД-30, АД-50, АД-60, АД-75, АД-100, АД-160, АД-200, АД-250, АД-300, АД-400

ДГУ (ДЭС) СТАЦИОНАРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ: Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДГУ (ДЭС) В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДГУ (ДЭС) НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДГУ (ДЭС) НА ШАССИ: Представляет из себя шасси – платформу, специально доработанную для крепления и перевозки генераторной установки (контейнерной...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
ДГУ (ДЭС) ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРНЫЕ УСТАНОВКИ АД-30, АД-50, АД-60, АД-75, АД-100, АД-160, АД-200, АД-250, АД-300, АД-400

ПРОДАМ: ДГУ ДИЗЕЛЬНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ АД (ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД 16-400 кВт)

ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД: ДГУ СТАЦИОНАРНЫЕ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД В КОНТЕЙНЕРЕ НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД В КОНТЕЙНЕРЕ НА...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
ДГУ ДИЗЕЛЬНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ АД (ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД 16-400 кВт)

ПРОДАМ: Дизельные электростанции (ДЭС) ДГУ-30, ДГУ-50, ДГУ-60, ДГУ-100, ДГУ-150, ДГУ-200, ДГУ-250, ДГУ-300, ДГУ-315, ДГУ-350

ДИЗЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ДГУ (ДЭС): СТАЦИОНАРНЫЕ ДГУ (ДЭС) Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДГУ (ДЭС) В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДГУ (ДЭС) НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДГУ (ДЭС) НА ШАССИ: Представляет из себя шасси – платформу, специально доработанную для крепления и перевозки генераторной...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
Дизельные электростанции (ДЭС) ДГУ-30, ДГУ-50, ДГУ-60, ДГУ-100, ДГУ-150, ДГУ-200, ДГУ-250, ДГУ-300, ДГУ-315, ДГУ-350

ПРОДАМ: ДГУ (ДЭС) ДИЗЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ под капотом, передвижные, в блок контейнере Север, в кунге

ДГУ (ДЭС) СТАЦИОНАРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ: Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДГУ (ДЭС) В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДГУ (ДЭС) ИСПОЛНЕНИЕ НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДГУ (ДЭС) ИСПОЛНЕНИЕ НА ШАССИ: Представляет из себя шасси – платформу, специально доработанную для крепления и перевозки генераторной...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
ДГУ (ДЭС) ДИЗЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ под капотом, передвижные, в блок контейнере Север, в кунге
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.