Как бы ни парадоксально звучала следующая фраза, но это на самом деле так. В Пермском национальном исследовательском университете найден метод преобразования использованных автомобильных покрышек в тепловую и электрическую энергии, который, во-первых, не требует большого количества энергии, а во-вторых, значительно снижает образование вредных веществ, загрязняющих окружающую среду.
Забота об экологии
Способ переработки, представленный пермскими исследователями, возможно, также станет панацей от стремительно растущих объёмов утилизированных, но не нашедших применения старых покрышек. Так, только на территории РФ их ежегодно образовывается почти миллион тысяч тонн. При этом в мире из всего количества использованной резины перерабатывается в лучшем случае всего треть. В пермском университете заявляют, что их технология поможет справиться с растущей проблемой, сэкономив попутно и тепло, и электроэнергию.
Существующие сегодня технологии утилизации старых шин, к сожалению, не только ресурсозатратны, но ещё и токсичны. Поэтому учёные из Перми озадачились вопросами улучшения промышленной переработки покрышек и смогли найти более оптимальный способ. Один из нюансов пермского метода заключается в том, что покрышки обрабатывают при воздействии температур в 500 °С, что позволяет не тратить много энергии, параллельно получая ещё и ресурсы: пиролизный газ, жидкое топливо, а также углеродные материалы, использующиеся впоследствии для тепловой и электрической генерации.
Газ=свет и тепло
Как объясняет профессор кафедры охраны окружающей среды Пермского национального исследовательского университета Ирина Глушанкова, получаемые во время обработки негорючие компоненты и СО2 нейтрализуются специальной установкой, оборудованной сорбционными фильтрующими модулями. Внутри фильтров находятся синтетический цеолит и модифицированный естественный морденит, выступающие в роли своеобразного молекулярного сита, отлично собирающего вредные образования, препятствуя их распространению в окружающей среде.
Потенциально, по словам сотрудников вуза, пермский способ переработки автошин позволит «добывать» около 2.5 м3 газа из 1 килограмма резины. Далее, полученное горючее вещество можно использовать в газотурбинных ТЭЦ различного масштаба и назначения.
Фото к новости: Robert Laursoo/Unsplash.com