Развитие всех российских энергопроектов в области альтернативной энергетики регулируется Минэнерго и находится под непосредственным контролем Президента РФ. Он озвучил своё мнение о перспективах и правильном подходе к развитию ВЭИ-энергетики в рамках форума «Российская энергетическая неделя».
Президент призвал все стороны, вовлечённые в процесс развития альтернативной генерации в нашей стране — прежде всего Минэнерго, а также научное и бизнес-сообщество, — руководствоваться реальными показателями потребления альтернативной энергии и принимать в расчёт другие экономические факторы при планировании темпов наращивания доли возобновляемых источников в общем энергобалансе России. Попытка искусственно ускорить процесс увеличения доли ВИЭ и тем более применять «зелёную» энергию в качестве инструмента политической борьбы может привести к ситуации, когда перекос внимания в сторону альтернативной генерации вероятно нанесёт вред развитию других видов энергетики, в первую очередь атомной и газовой. Власти опасаются, что при таком развитии событий возможен отказ от долгосрочных газовых контрактов и сворачивание госпрограмм в атомном сегменте.
Сейчас доля возобновляемых источников в общем энергобалансе страны составляет, по разным данным, около 0,5 %. Темпы роста в долгосрочной перспективе до 2035 года, а также конкретные шаги по совершенствованию различных направлений ВИЭ, собранные в полноценную «дорожную карту», отображены в целом ряде стратегических документов Минэнерго и в распоряжении Правительства РФ. Все промышленные объекты, генерирующие «чистую» энергию, объединены под общим понятием «ВИЭ-объекты». Их видовая структура включает ветроэлектростанции (ВЭС), которые имеют наибольшую долю мощности (около 2,05 ГВт) в совокупной мощности российских ВИЭ-объектов (более 5,3 ГВт), солнечные электростанции (СЭС, 1,98 ГВт) и малые гидроэлектростанции (мГЭС, 1,22 ГВт), а также электростанции, функционирующие на основе различных источников альтернативной энергии (энергия приливов, биомасса).
Текущие темпы наращивания доли «чистой» генерации в общем энергобалансе страны существенно ниже целевых показателей, озвученных в первоначальной версии распоряжения Правительства РФ от 2009 года. Так, по экспертным оценкам 2009 года, к 2015 году возобновляемая энергетика должна была выйти на уровень 2,5 % от общего энергобаланса, а к 2024 году достичь 4,5 %. В реальности ещё не преодолена даже отметка в 1 %, а современные прогнозы Минэнерго значительно скромнее. К 2030 году в качестве целевого показателя фигурирует 2 %, и даже долгосрочный прогноз на 2050 год снизился до 10 % вместо ранее намеченных 12,5 %.
Кратко рассмотрим экспертные прогнозы дальнейшего развития альтернативной энергетики. Ключевым драйвером являются стимулирующие меры, и прежде всего — это государственная поддержка бизнеса во внедрении ВИЭ-объектов. В рамках провозглашённого курса углеродной нейтральности, сформулированного в Стратегии низкоуглеродного развития РФ, реализуется ряд программ поддержки ускоренной модернизации энергетического сектора, самой известной из которых является ДПМ ВИЭ 1.0. По оценкам экспертов из Ассоциации развития возобновляемой энергетики, именно ВИЭ-объекты, которые насыщают оптовый рынок электроэнергии и мощности в рамках представленной программы, являются локомотивом развития возобновляемой энергетики в России прямо сейчас.
В глобальном плане повышение доли ВИЭ в общем энергобалансе не может расцениваться как угроза развитию атомной и газовой энергетики, так как они скорее дополняют, а не взаимоисключают друг друга. Например, в числе преимуществ повышения числа и значимости ВИЭ-объектов эксперты выделяют позитивное воздействие на смежные отрасли промышленности, которые могут использовать энергию на основе различных источников, а также снижение расходов на проведение экологических мероприятий, направленных на уменьшение углеродного следа. В то же время, переключать всё внимание исключительно на развитие возобновляемых источников энергии неверно, так как в этом случае интерес инвесторов к развитию атомной и газовой отраслей быстро иссякнет.
Что касается экономической целесообразности перехода на альтернативные источники для бизнеса, то очевидно, что государство продолжит стимулирующие меры для ускорения внедрения ВИЭ, так что инвестиции в них точно не будут невыгодными. Другое дело, что бизнесу важно следить за тем, чтобы возобновляемые источники не дублировали те функции, которые планируется возложить на другие проекты, проводимые в рамках энергетической модернизации. Например, если компания хочет использовать преимущества текущей программы газификации и, в то же время, заинтересована во внедрении ВИЭ, то важно распределить «сферы ответственности» решений на базе разных энергоносителей и оптимально использовать преимущества как традиционных, так и «чистых» источников энергии.
#альтернативнаяЭнергия #проекты #развитие #виэ #экономика #рэн