24 октября 1804 года родился учёный-физик Вильгельм Эдуард Вебер

• 16
  • Пожаловаться

Как вы думаете, чем примечательна дата 24 октября 1804 года? Вопрос, наверное, сложный, поэтому расскажем сами. В этот день родился Вильгельм Эдуард Вебер — физик с немецкими корнями, внёсший значительный вклад в развитие электрофизики и создавший кое-что очень важное для всего научного сообщества, занимающегося вопросами измерения электрических величин.

Вильгельм Эдуард Вебер
Вильгельм Эдуард Вебер (нем. Wilhelm Eduard Weber). 24 октября 1804, Виттенберг — 23 июня 1891, Гёттинген

Итак, немного подробностей.

Главные изыскания немецкого учёного относятся к сфере магнитных явлений и электричества. Его работы стали основой для классической физической литературы. Исследования Вебера значительно расширили теоретическую базу знаний о законах, управляющих электродинамическими явлениями, созданными другим, не менее знаменитым учёным — А. М. Ампером.

Вебер, используя теоретический подход, сформулировал закон взаимодействия движущихся зарядов, первым в истории создав формулу, учитывающую как знаки и величины зарядов, так и их относительную скорость передвижения. При этом немецкий физик не брал в расчёт конечности скорости взаимодействия — по его мнению, эти силы имеют мгновенное действие и не зависят от разделяющего из расстояния.

Вебер также работал и над гипотезой дискретности электрического заряда. Его авторству принадлежит фундаментальный закон силы между электрочастицами в движении, основные постулаты которого стали базой для теории, объединяющий две науки — электродинамику и электростатику.

На 52 году своей жизни Вебер совместно с другим немецким физиком — Рудольфом Кольраушем — определил отношение заряда конденсатора, представленного в электростатических единицах (Q), к этому же заряду, представленному в магнитных единицах (q). Вильгельм первым в мире выяснил, что это отношение в числовом выражении равняется скорости света (299 792 458 м/с): Q/q=c

Однако главной работой Вильгельма Эдуарда Вебера принято считать установление абсолютной системы электрических измерений. Именно эта работа навечно вписала его имя в историю науки. Проводя свои изыскания и опыты над абсолютными измерениями электрических величин учёный стал первым в мире, кому удалось рассчитать скорость распространения электромагнитной индукции в воздушной среде. Важно, что в 1881 на международном электрическом конгрессе, проходившем в Париже, приняли систему абсолютных практических единиц измерений электрических величин, которая стала закономерным следствием масштабной работы Вебера.

Стоит сказать и о том, что ещё в 1864 году Вильгельм Вебер чётко понимал всю важность и значение явления электрических колебаний для последующего развития науки об электричестве. Он посвятил этому вопросу объёмную записку. А вот сам вопрос блестяще решил затем уже другой вели учёный — Генрих Герц. Но об этом в другой раз.

Более подробно о жизни и исследованиях Вебера можно почитать в... да где угодно, потому что труды величайших учёных, к коим, без сомнения, можно отнести Вильгельма, — это самое настоящее достояние и значимые вехи в истории становления и развития электрофизики!

Ну а мы, в свою очередь, выражаем огромную признательность светлому уму и чрезвычайно полезным открытиям немецкого физика, благодаря которым эта наука семимильными шагами устремилась вперёд!

#наука #исследования