Применение на автомобилях сигнальных огней на основе OLED так и осталось на уровне экспериментов. Тем не менее сама по себе идея использовать современные технологии для создания сигнальных огней необычного дизайна нашла признание в автомобильной промышленности. Только вместо OLED теперь рассматривается возможность использования технологии LED-on-Foil («светодиоды на пленке»), предложенная австрийской компанией ams Osram. Фирменное название данной технологии — ALIYOS.
Суть технологии заключается в том, что миниатюрные светодиоды размещаются на тонкой прозрачной полимерной пленке. Эту пленку можно изгибать произвольным образом, получая те или иные фигуры. Управляя отдельными светодиодами или их группами, мы получим анимацию. Возможно также размещение нескольких пленок одна поверх другой, в том числе и с зазором, что позволяет создавать 3D-эффекты. В выключенном состоянии пленка ALIYOS почти полностью прозрачна и никак не влияет на дизайн транспортного средства.
Внешность обманчива
Другим интересным экспонатом на выставке «Транспортная светотехника» стал прожектор 820ASZ-60/5000RZD, который специально разработан российской компанией Pandora LED (г. Калуга)
для нужд РЖД. Судя по внешности, можно предположить, что перед нами либо прожектор типа Wall Washer, либо кососвет с кривой силы света типа «С». На самом деле новый прожектор имеет КСС типа «К», т. е. концентрированную. Данная КСС была достигнута за счет применения оригинальной конструкции оптической системы, сочетающей в себе отражатели нескольких типов.
Практическое значение данной инновации заключается в том, что прожектор с КСС типа «К» имеет такое же крепление, что и прожекторы с кривой типа «С». Это значительно упрощает и удешевляет обслуживание оборудования. Светильник диммируется по аналоговому протоколу 0–10 В. Применение именно такого протокола связано с его широким распространением в РЖД. Степень защиты IP65 позволяет применять прожектор на открытых пространствах.
Линзы, напечатанные на 3D-принтере, не будут уступать изготовленным традиционным способом
Современной тенденцией является изготовление светильников под конкретный проект. Зачастую при изготовлении под заказ главным отличием от базовой модели является использование другой оптики, дающей оптимальное распределение света для конкретного применения. Дальнейшим развитием этой идеи может быть печать элементов оптической системы на 3D-принтере, тогда появляется возможность создания линз или отражателей, более точно учитывающих особенности проекта. Недостатком такого подхода является то, что по своим характеристикам линзы, напечатанные на 3D-принтере, значительно уступают линзам, изго-товленным традиционным способом.
Компания Luximprint из Нидерландов, специализирующаяся на 3D-печати элементов оптических систем, решила данную проблему, создав полимерный материал LUX Crystal. Данный материал мо-жет применяться при 3D-печати. Создаваемые на его основе линзы по долговечности, устойчивости к ультрафиолетовым лучам и прозрачности ничем не уступают линзам из ПММА, произведенным по привычным технологическим процессам. Правда, стоимость таких линз, произведенных инновационным способом, пока на порядок выше, чем обычных. Но, как известно, технологии сейчас интенсивно развиваются, поэтому можно ожидать, что этот разрыв в цене будет быстро сокращаться.
Светильники для тоннелей метро
На выставке «Транспортная светотехника», прошедшей в конце сентября в «Экспоцентре», российская компания Ecolight (г. Москва) представила серию светильников для тоннелей метро. На фото показан стенд фирмы на выставке, включены именно эти новинки.
Особенность данной серии — светильники способны работать как от переменного тока напряжением 90–264 В, так и от постоянного напряжением 110–250 В. Для чего это нужно? В режиме аварийного освещения установленные в тоннелях метро светильники питаются от централизованного источника постоянного тока. Лампы накаливания до сих пор применяются в метрополитене, поскольку они одинаково хорошо работают как от переменного, так и от постоянного тока. Светильники Ecolight представляют современную, более долговечную и более энергоэффективную замену для них.
Тоннельные светильники Ecolight выполнены в корпусе из боросиликатного стекла, что обеспечивает их долговечность в сложных условиях эксплуатации. Заявленный срок службы всего светильника составляет 100 тыс. часов. Столь значительная долговечность важна для метрополитена, поскольку при современном графике ремонтных работ в тоннелях менять светильники довольно сложно.