России, как и другим развитым странам, для сохранения своего экспортного потенциала необходимо совершенствовать топливно-энергетический комплекс с учетом вызовов и требований глобального энергетического перехода. Об этом говорил главный советник генерального директора Российского энергетического агентства Минэнерго России Владимир Дребенцов на сессии «Энергопереход и изменение климата: каковы риски для финсектора?» Финансового конгресса Банка России.
На пути к углеродной нейтральности особую значимость приобретает баланс между традиционными видами топлива и возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ). Чтобы выбрать оптимальный путь энергоперехода, отраслевые организации и компании ТЭК во многих странах разрабатывают прогнозы развития мирового топливно-энергетического комплекса на ближайшие десятилетия.
При этом существующие сценарии отличаются большим разбросом оценок. Например, разница между верхней и нижней оценкой в прогнозах мирового потребления природного газа в 2050 году превышает 5 трлн кубометров, что на 25% больше, чем текущее мировое потребление природного газа.
Исходя из этого, эксперты РЭА Минэнерго России разработали три сценария развития мирового ТЭК до 2050 года: «Все как встарь» (ВКВ), «Чистый ноль» (ЧН) и «Рациональный технологический выбор» (РТВ).
По словам Владимира Дребенцова, сценарий ВКВ вполне адекватно удовлетворяет сегодняшние запросы мировой экономики, однако в долгосрочном периоде ведет к катастрофическим изменениям климата.
«Мы в РЭА Минэнерго России согласны с выводами Шестого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата, что если все оставить так как было, то при повышении среднемировой температуры более чем на два градуса в этом столетии, мировую экономику ждут катастрофические изменения, связанные с засухами, с одной стороны, и повышением уровня мирового океана, с другой, не говоря про ураганы и торнадо, чему мы уже начинаем быть свидетелями. Мы понимаем, что по сценарию ВКВ мировая энергетика развиваться не сможет по климатическим причинам», – отметил главный советник руководителя Агентства.
Сценарий ЧН, то есть достижение углеродной нейтральности к 2050 году, по оценкам экспертов, оказался технологически достижим, но слишком дорогостоящим.
«Уже в ближайшие годы нужно увеличить расходы на энергетику для ее развития по сценарию ЧН более чем в три раза, то есть довести ее до уровня 7-8 трлн долларов в год и держать на этом уровне последующие лет 15, а к концу периода даже увеличить. По нашим оценкам, это слишком высокая цена, ее теоретически можно заплатить, если все страны мира договорятся. Но невозможно потратить столько денег, не забрав их у чего-то не менее важного: образования, здравоохранения или социальной сферы, что для развивающихся стран очень важно. По этой причине мы заключили, что сценарий ЧН слишком дорогой», – сказал Владимир Дребенцов.
Сценарий РТВ требует в полтора раза меньшего объема финансов и является гораздо более реалистичным. Но и в нем мировая энергетика претерпевает очень существенные изменения. Например, в структуре первичного топливно-энергетического баланса доля ископаемых энергоресурсов сокращается с нынешних более чем 80% до 56%, а совокупная доля ВИЭ растет с 3-5% до 31%. Вместе с тем, природный газ может сохранить свои позиции на мировых энергетических рынках, более того, его потребление может даже вырасти примерно на 25%.
«Почему? Потому что основная отрасль, в которой сокращаются выбросы – это электро- и теплоэнергетика. А в электро- и теплоэнергетике природный газ остается вполне конкурентоспособным источником сокращения выбросов по сравнению с ВИЭ. Он требует гораздо меньших капиталовложений, чем ВИЭ, и даже если посмотреть на удельную стоимость электроэнергии на всем жизненном цикле, природный газ остается более дешевым способом получения более чистой электроэнергии в этом сценарии», – подчеркнул эксперт.
Владимир Дребенцов добавил, что сценарий РТВ кажется наиболее рациональным с точки зрения экономических затрат и сокращения выбросов.
«Он не обеспечивает ограничения роста среднемировой температуры 1,5 градусами, которое ставится в сценарии ЧН. Но и в этом сценарии получается углеродный бюджет, который позволяет ограничить повышение среднемировой температуры двумя градусами. Как говорят российские климатологи, когда подписывалось Парижское климатическое соглашение, это и было наилучшим ожиданием экспертного сообщества. Итак, сценарий РТВ, по нашим оценкам, наиболее реалистичен. Однако и в его рамках Россию и российскую промышленность ждут большие изменения, потому что не меняться России не удастся», – отметил он.