Компания DIORA, российский производитель осветительного оборудования, представила на конференции «Электротехнические решения для судостроения и портового строительства», организованной компанией «Русский Свет» в рамках выставки «НЕВА-2025», кейс по реализации проекта освещения атомного ледокола «Ямал».

Проект включал замену устаревшего осветительного оборудования, оснащенного лампами типа ДКсТ 50000 (ксеноновые дуговые источники света сверхвысокого давления), на современные светодиодные аналоги в рамках планового ремонта судна. После проведения светотехнических расчетов и согласования с заказчиком была разработана и внедрена осветительная система на базе светодиодных модулей Diora Unit6 PRO 4560/696000 K300 4K лира. Система состоит из четырех модулей, каждый из которых включает шесть светильников, установленных на двух несущих конструкциях. Общая мощность системы составляет 9 киловатт, а световой поток – около 1,4 млн люмен. Поставка оборудования была осуществлена в сентябре 2023 года, и в настоящее время осветительная система находится в эксплуатации.

Корреспондент портала Elec.ru поинтересовался у Евгения Козлова, маркетолога и менеджера продукта DIORA, какие были основные трудности при разработке световых решений для столь критически важного объекта и суровых условий эксплуатации, и как компания их преодолела.

Евгений Козлов отметил, что проект по освещению атомного ледокола является одним из самых сложных и ответственных в истории компании. Производитель осознавал критическую важность обеспечения надежного освещения в экстремальных условиях Арктического региона, где от работоспособности осветительной системы напрямую зависит безопасность и эффективность эксплуатации судна.

Основные технические проблемы, с которыми столкнулась компания, включали суровые климатические условия, такие как экстремальные температуры, солевые туманы, штормовые ветра и постоянная вибрация от мощных двигателей и ледовых ударов. Учитывая, что судно находится в автономном плавании на протяжении нескольких месяцев, без возможности оперативного ремонта, любые неисправности в системе освещения могли представлять серьезную угрозу для экипажа и выполнения миссии. Кроме того, проект потребовал разработки осветительной системы нестандартной мощности, что являлось самым масштабным решением в портфолио компании DIORA с точки зрения габаритов и энергетических параметров.

Для преодоления этих трудностей команда компании применила комплексный подход, основанный на тщательном инженерном анализе. На этапе проектирования был обеспечен значительный запас прочности всех конструктивных элементов, от материалов корпуса до крепежных элементов. Все детали, включая крепежные элементы, были тщательно рассчитаны с использованием современных методов компьютерного моделирования и симуляции для обеспечения устойчивости к перегрузкам и коррозии. Прототипы прошли серию лабораторных испытаний, имитирующих условия арктической эксплуатации, включая вибрационные испытания и испытания в климатических камерах. В результате система получила типовое одобрение Морского регистра России, подтверждающее соответствие международным стандартам.

Несмотря на то, что этот проект стал для производителя DIORA серьезным испытанием, он также продемонстрировал возможности создания оборудования, способного функционировать в самых экстремальных условиях. Компания гордится своим вкладом в развитие российского ледокольного флота и готова делиться своим опытом с коллегами по отрасли.