Альтернативная энергетика

Возобновляемая энергетика прибавила в мощности

14 мая 2018 г. в 12:41

В прошлом году возобновляемые электростанции прибавили в общей мощности 157 гигаватт — и это против лишь 70 гигаватт тепловых, гласит доклад Франкфуртского института финансов и менеджмента (Германия). Кроме того, ведущая роль в развитии возобновляемой энергетики в мире перешла от развитых западных государств к развивающимся странам. Позиции тепловой энергетики неуклонно ухудшаются. Это ставит под угрозу экономическое благополучие стран — поставщиков ископаемого топлива.

К Солнцу и по ветру

В 2017 году инвестиции в возобновляемую энергетику во всем мире выросли на два процента и достигли $ 280 миллиардов (примерно пятая часть номинального ВВП России на 2017 год). Из них $ 161 миллиард инвестировали в солнечную энергетику, что позволило ввести в строй солнечных электростанций на 98 гигаватт мощности. Это значительный рост по сравнению с 2016 годом, когда было установлено 76 гигаватт новых солнечных мощностей. 107 миллиардов долларов было вложено в ветровую энергетику, что дало возможность ввести ветряки общей мощностью 52 гигаватта (из них 47 гигаватт — сухопутных, еще пять — морских). Дополнительные 7 гигаватт добавили электростанции на биомассе, малые ГЭС и геотермальные электростанции.

Мощности крупных ГЭС выросли за год на 19 гигаватт, а АЭС — на 11 гигаватт. Всего нетепловая энергетика прибавила за 2017 год 187 гигаватт мощности. Из них на возобновляемую, без учета крупных ГЭС, пришлось 157 гигаватт. (Для сравнения: мощность всей российской энергетики — 265 гигаватт.)

Бугульчанская СЭС «Хевел»

Бугульчанская СЭС ©ООО «Хевел»

В тепловую энергетику в прошлом году было вложено $ 103 миллиарда, при этом ее мощности выросли лишь на 70 гигаватт (половина — газ, половина — уголь). Лишь 27,2% от общемирового ввода пришлось на этот вид электростанций. Это радикально меньше, чем у ее «зеленых» конкурентов, даже несмотря на то, что ввод ТЭС в пересчете на один киловатт в прошлом году стоил примерно 1500 долларов, а киловатт солнечных электростанций — 1640 долларов. А для ветроэлектростанций цена одного киловатта мощности составила $ 2050, что уже на треть дороже, чем киловатт ТЭС. Причина такой популярности новых типов электростанций в том, что стоимость энергии от ТЭС складывается как из стоимости их введения в строй, так и из топлива. Солнечным и ветровым электростанциям топливо не нужно, что и побуждает интенсивно инвестировать в них.

В то же время энергетика — это крайне большая и инерционная отрасль, поэтому ввод большого количества «зеленых» электростанций лишь умеренно изменил общую долю электричества, вырабатываемого возобновляемой энергетикой в целом. Если в 2016 году она дала 11% от общемировой генерации, то в 2017 году — 12,1%. Это уже больше, чем дала атомная энергетика, но все еще несколько меньше, чем дали крупные ГЭС в том же году.

Батареи на колесах

Из доклада следует, что в 2017 году было продано 1,1 миллиона автомобилей с электромоторами (примерно пополам гибридов и электромобилей). Это немного, лишь 1,8% от всего рынка легковых авто, но все же в девять раз больше, чем в 2012 году (тогда было продано 122 000 автомобилей с электромоторами). Авторы делают вывод, что в 2020-х годах электромобили резко сократят дальнейший рост потребления жидкого топлива. Это особенно важно для будущих цен на нефть, которая в основном используется именно автомобилями, а не электростанциями.

Технология HARTING для быстрой зарядки электромобиля
Технология HARTING для быстрой зарядки электромобиля ©Elec.ru

При этом общее потребление электроэнергии всеми электромобилями, проданными в 2017 году, оценочно не превышает трех миллиардов киловатт-часов. Это в 70 раз меньше, чем ежегодно вырабатывают возобновляемые электростанции, введенные в строй к 2018 году. Таким образом, взрывной рост электромобильной индустрии не приведет к росту потребления топлива энергетикой, снабжающей электромобили электричеством.

Энергия третьего мира

Составители доклада особо отмечают, что в возобновляемой энергетике и в увеличении доли электротранспорта сегодня доминируют вовсе не развитые западные страны, инициировавшие процесс перехода к ним, а, напротив, страны развивающиеся. В 2017 году они увеличили вложения в возобновляемую энергетику на 20 процентов и довели их до 177 миллиардов долларов, тогда как развитые страны снизили их на 19 процентов — всего лишь до 103 миллиардов долларов.

Среди развивающихся государств особо выделяется Китай. Он вложил почти $ 127 миллиардов в «зеленую» энергетику (не считая крупных ГЭС), что на четверть больше, чем весь развитый мир вместе взятый, и в разы больше, чем Пекин инвестировал в тепловую или атомную энергетику в том же году. Большинство автомобилей с электромоторами также было продано в КНР. Индия вложила в возобновляемую энергетику (без крупных ГЭС) $ 10,9 миллиарда — больше, чем Германия, еще недавно лидировавшая в этом отношении. Ближний Восток и Африка инвестировали в тот же сектор 10,1 миллиарда долларов.

Причины такого роста интереса бедных и даже нефтедобывающих стран к «зеленой» энергетике вполне очевидны. Скажем, согласно докладу, средневзвешенная стоимость электричества от солнечных электростанций за прошлый год упала на 15 процентов. Относительно 2009 года она упала на 72 процента. Более того, процесс удешевления продолжается и пока далек от завершения. Если в мире в целом средняя стоимость солнечного киловатт-часа упала до 8,6 цента, то в отдельных странах она опустилась намного ниже. В Мексике «солнечный» киловатт-час в прошлом году стоил всего 2,08 цента. До скачка курсов валют на этой неделе это было эквивалентно 1,2 рубля, что ниже, чем оптовая цена для российских тепловых и атомных электростанций (те продают свое электричество в сеть от 1,5 рубля за киловатт-час). Из-за быстрого технологического прогресса в данной отрасли сходную картину в ближайшем будущем можно будет наблюдать еще в целом ряде стран.

Похожая ситуация и ветряной энергетике. Как отмечают составители доклада, в 2009 году киловатт-час от наземной ВЭС в среднем стоил 9,3 цента, а в 2017 году — уже 6,7 цента. В ряде стран мира с наибольшим уровнем конкуренции в возобновляемой энергетике снижение цен было даже заметнее. Например, в США оно достигло пяти центов за киловатт-час.

Ветропарк «Тюпкильды» (Башкортостан, Туймазинский район) ©mapio.net

Особый путь

Среди государств, впрочем, не входящих в круг развитых, были исключения — такие страны не инвестировали заметных средств в «зеленую» энергетику. Например, в России как вложения в возобновляемую энергетику, так и ввод новых электростанций были настолько незначительны, что в докладе даже не учтены отдельно. Однако причины этого вряд ли лежат в неприятии данных отраслей. Напротив, госкорпорация «Росатом» активно заимствует технологии создания ветряков у голландской компании, а «Хевел» в прошлом году запустил производство технологически передовых гетероструктурных солнечных батарей в Чувашии (та же Tesla запустила такое производство только в начале 2018 года).

Запуск первого в России завода полного цикла по производству солнечных модулей
Запуск первого в России завода полного цикла по производству солнечных модулей, февраль 2015 ©ООО «Хевел»

Однако возобновляемая энергетика, так же как и традиционная, может быстро развиваться только при условии заметного экономического роста, иначе новым электростанциям просто будет некуда сбывать энергию. В Китае, Индии и иных развивающихся странах он есть, в то время как в России кумулятивный экономический рост за 2007–2017 годы равен примерно нулю, что затрудняет рост всех видов энергетики.

Легкая тень

Впрочем, авторы доклада отмечают, что и в мировом масштабе в развитии «зеленой» энергетики не все складывается гладко. Во-первых, ее рост, каким бы быстрым он ни был, недостаточен, чтобы остановить рост выбросов углекислого газа. Это вообще вряд ли случится ранее 2030-х годов. И энергетика, и автомобилестроение слишком масштабны, чтобы их удалось в достаточной степени «озеленить» раньше этого срока. При этом в 2017 году уровень углекислого газа в воздухе вырос c 404,2 до 406,5 части на миллион, то есть интенсивность глобального потепления продолжает нарастать.

Другой проблемой «зеленой» энергетики является повышение процентных ставок в США, де-факто являющихся финансовым центром планеты. Этот шаг вынуждает большинство экономик мира также повышать процентные ставки. Данный шаг ведет к удорожанию долгосрочных кредитов, на которых базируется строительство всех типов электростанций. Разумеется, такой процесс может вызвать замедление перехода на возобновляемую энергетику. В то же время вряд ли такое замедление будет значительным — достигнутый солнечными и ветровыми электростанциями технологический уровень сегодня таков, что они вполне оправданы экономически во многих странах мира даже в условиях постоянно дорожающих кредитов.

©Александр Березин, Chrdk.ru

Источник: ©Александр Березин, Chrdk.ru

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: ДЭС Контейнерные электростанции ЯМЗ - 60 кВт, 100 кВт, 150 кВт, 200 кВт, 250 кВт, 300 кВт, 315 кВт

ДЭС КОНТЕЙНЕРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ЯМЗ: ДЭС СТАЦИОНАРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДЭС ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДЭС ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДЭС ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДЭС КОНТЕЙНЕРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДЭС КОНТЕЙНЕРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ НА ШАССИ: Представляет из себя шасси...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
ДЭС Контейнерные электростанции ЯМЗ - 60 кВт, 100 кВт, 150 кВт, 200 кВт, 250 кВт, 300 кВт, 315 кВт

ПРОДАМ: Продам энергетическое оборудование

1.Теплообменник 0,5 м Р=1,75, ф720мм с/хр 2.Подогреватель пароводяной ВПЭ-2,5 1991 г. 5.Подогреватель 0,25т/час Рраб-7кгс/см2 Тдопуст пара -170С — 2шт. б/у 6.Котел КПА-500Г, паропроизв.400-500кг/ч 7. Котел электрич. ЭПЗ-100 И3-100кВат 11.Вентилятор к горелкам котла 19ЦС-63 эл. дв.4АМ132М2 11кВтх3000об с/хр- 3шт 12.Дымосос ДН-9 лев.вращ эл.двиг 15кВтх1500об б/у 1шт 13.Фильтр мазута грубой очистки ФМ-25-30-5 с/хр — 2шт. 14.Газогорелочный блок к котлу Факел (с эл.магнитом, без датчиков, без запальника, без контрольных электродов) с/хр 15.Автоматический газогорелочный блок Л1-Н к факелу (в составе казовый клапан КГ, горелка, газовый узел, вентилятор, электрозапальник исп.1(205×130×500), блок управления, ЗИМ (без комплекта датчиков) с/хр. 17.Дымосос Д-3,5с эл.двиг 3кВтх300об с/хр.
Уралев Василий · ООО "Грант-Арм-Электро" · 22 апреля · Россия · Пензенская обл

ПРОДАМ: Дизельные электростанции ЯМЗ 160 кВт

Дизель генератор 160 кВт (ДЭС ЯМЗ) Основная мощность 160 кВт / 200 кВА Резервная мощность 175 кВт / 220 кВА Цена от 1 550 000р. Двигатель: ЯМЗ-238ДИ (V8) ЯМЗ-5368 (Р6) Генератор: «Linz Electric» S.P.A. (Италия) «Marelli Motori» S.p.A (Италия) «Stamford» (Англия) Пульт управления с цифровым контроллером: 1я степень автоматизации (ручной запуск) 2я степень автоматизации (Автозапуск) — возможна комплектация с АВР Исполнение: На раме В капоте В шумозащитном кожухе В контейнере Север На прицепе / шасси Все технические характеристики https://yardizel.ru/electrostanciya_yamz_ad160
Губарев Никита · ЯРДИЗЕЛЬ · 2 апреля · Россия · Ярославская обл
Дизельные электростанции ЯМЗ 160 кВт

ПРОДАМ: Дизельные электростанции ЯМЗ 250 кВт

Дизель генератор 250 кВт (ДЭС ЯМЗ) Основная мощность 250 кВт / 313 кВА Резервная мощность 275 кВт / 344 кВА Цена от 2 590 000р. Двигатель: ЯМЗ-7514 (V8) Генератор: «Linz Electric» S.P.A. (Италия) «Marelli Motori» S.p.A (Италия) «Stamford» (Англия) Пульт управления с цифровым контроллером: 1я степень автоматизации (ручной запуск) 2я степень автоматизации (Автозапуск) — возможна комплектация с АВР Исполнение: На раме В капоте В шумозащитном кожухе В контейнере Север На прицепе / шасси Варианты обозначения: АДРя250С-Т400-1Р, АД 250 квт ЯМЗ, АД250С-Т400-1Р, АД250-Т400, АД 250 т400, АД-250, ЭД-250-Т400, ад 250 т 400, ДЭС 250, ДЭС ад 250, ад-250с Дополнительная информация о дизель генераторе АД 250: https://yardizel.ru/electrostanciya_yamz_ad250
Губарев Никита · ЯРДИЗЕЛЬ · 2 апреля · Россия · Ярославская обл
Дизельные электростанции ЯМЗ 250 кВт

ПРОДАМ: Дизельные электростанции ЯМЗ 100 кВт

Дизель генератор 100 кВт (ДЭС ЯМЗ) Основная мощность 100 кВт / 125 кВА Резервная мощность 110 кВт / 138 кВА Цена от 1 280 000р. Двигатель: ЯМЗ-238М2 (V8) ЯМЗ-5348 (Р4) Генератор: «Linz Electric» S.P.A. (Италия) «Marelli Motori» S.p.A (Италия) «Stamford» (Англия) Пульт управления с цифровым контроллером: 1я степень автоматизации (ручной запуск) 2я степень автоматизации (Автозапуск) — возможна комплектация с АВР Исполнение: На раме В капоте В шумозащитном кожухе В контейнере Север На прицепе / шасси подробная информация: https://yardizel.ru/electrostanciya_yamz_ad100
Губарев Никита · ЯРДИЗЕЛЬ · 2 апреля · Россия · Ярославская обл
Дизельные электростанции ЯМЗ 100 кВт
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.