Альтернативная энергетика

Октябрь 2020: водород, двигатели с графеном и электросамолеты

20 ноября 2020 г. в 14:13

Трудно оспорить тот факт, что будущее, хоть и медленно, но всё же неумолимо наступает. И даже в тех областях, в которых, казалось бы, сложно придумать что-либо уникальное, инновационное и принципиально (в некоторых смыслах) новое, наблюдается всё более заметный прогресс. Человечество уже стоит на пороге новой технологической и энергетической концепции мира, всё чаще по-новому смотрит на обыденные вещи и всё больше требует замены устаревших и в какой-то мере надоевших вещей на свежие и гораздо более полезные. Традиционный обзор Алексея Васильева как раз и рассказывает о том, что же такого интересного, нового и долгожданного удалось получить научно-инженерному мировому сообществу за октябрь месяц 2020 года.

Водород из ВИЭ

Высокие технологии в области энергетики тесно связаны с политикой. Вложения в них довольно рискованные, поэтому бизнес обычно занимается такими инвестициями при наличии каких-либо преференций со стороны государства. К октябрю 2020 г. стало понятно, что победа Джозефа Байдена на выборах президента США вполне реальна, и это стало одной из причин роста на мировых биржах курсов акций компаний, занимающихся технологиями транспортировки энергии в форме водорода. Дело в том, что Демократическая партия США, кандидатом от которой и был Байден, активно поддерживает «зеленую» энергетику, когда республиканцы более склонны лоббировать интересы нефтяных корпораций.

Водород — новый источник энергии
Энергия, выработанная на солнечных и ветряных электростанциях, может транспортироваться в форме водорода

Почему именно водород? Серьезное использование энергии солнца подразумевает преимущественное размещение соответствующих электростанций ближе к экватору. Но потом возникает необходимость транспортировать электричество на расстояния в несколько тысяч километров, для чего электрические кабели не лучший вариант (пока их применяют при передаче энергии не более чем на 2500 км). Поэтому планируется использовать электричество для выработки водорода, который потом по трубопроводам или с помощью танкеров будет поставляться туда, где есть потребность в энергии. Далее водородом можно заправлять транспортные средства, либо использовать его на электростанциях. Ранее уже было заявлено о планах начала производства в течение ближайших четырех лет водорода в Саудовской Аравии и поставки его в том числе и на экспорт. А в октябре анонсы посыпались как из рога изобилия.

Австралия объявила о начале реализации проекта строительства в пустыне на своей территории самой большой в мире электростанции, работающей от солнца и ветра. Стоимость проекта составит 36 млрд долл. США. Электроэнергия будет использоваться для выработки водорода, который будет транспортироваться потом преимущественно в Японию и некоторые другие страны Азии, где есть быстро развивающиеся экономики, испытывающие дефицит энергетических ресурсов.

В Норвегии объявили о начале работ по созданию небольшого грузового парома Topeka, работающего на водороде. К 2024 году первый такой паром должен начать курсировать между портами Норвегии. На разработку опытного образца из Фонда исследовании и инноваций Евросоюза уже выделено 8 млн евро.

Но наиболее сенсационная информация по водороду пришла в октябре из Нидерландов. Там было объявлено о создании к 2026 г. первой в мире бирже по торговле водородом. Возможно, скоро мы будем больше следить за биржевыми ценами на водород, чем за нефтяными котировками. И кстати, данное новшество способно изменить рынок электроэнергии, т. к. теперь ею можно будет торговать в глобальных масштабах, не ограничиваясь возможностями электросетей.

Водород из ВИЭ в Австралии
Австралия будет вырабатывать электроэнергию из возобновляемых источников, получая с ее помощью водород, а затем транспортировать топливо будущего в страны Азии

Главная проблема водородной энергетики, как и многих других «зеленых» технологий в том, что она... не совсем экологична в реальности. Сейчас водород производится в основном из природного газа, что приводит к выбросу парниковых газов в атмосферу. Просто этот выброс происходит не в крупных городах стран «золотого миллиарда», а... «где-то там, в другом месте». Но это не гарантирует, что вызванные данным процессом изменения в природе не достигнут когда-нибудь США и страны Евросоюза. Выработка водорода путем электролиза воды все еще недостаточно эффективна, но в уже упомянутом австралийском проекте предполагается задействовать именно такую технологию. Это вселяет надежду, что водородная энергетика все же станет по-настоящему экологически чистой.

Сверхпроводимость при комнатной температуре

Водород может быть не только топливом, но и материалом для создания электрических проводов без потерь.

Возможность обеспечить сверхпроводимость, т. е. практически нулевое электрическое сопротивление проводника, при комнатной температуре, давно будоражит умы ученых. Уже более 30 лет периодически появляются сообщения об обнаружении такого эффекта в лабораторных условиях, и столько же времени они подвергаются сомнению со стороны научного сообщества.

В октябре были опубликованы результаты очередного исследования в области сверхпроводимости при комнатной температуре, выполненного учеными из университета Рочестера и университета штата Невада (США). Похоже, наконец-то удалось достичь устойчивого эффекта сверхпроводимости при комнатной температуре, который подтверждается по всем строгим научным канонам и не противоречит теории. Для этого, правда, пришлось сжать водород в ячейке, сделанной из алмаза, под давлением порядка нескольких миллионов атмосфер. В результате водород при комнатной температуре перешел в металлическое состояние и стал сверхпроводником. Естественно, до практического применения такого сверхпроводника еще далеко, но важен сам факт, что сверхпроводимость возможна без дополнительных систем охлаждения.

Кстати, открытие сверхпроводимости при комнатной температуре стало побочным результатом исследований по поиску наиболее эффективного способа выработки водорода для нужд энергетики.

Электросамолет для коммерческих перевозок

Итальянский производитель малой авиации Tecnam и знаменитая компания Rolls-Royce (производит, помимо прочего, авиационные двигатели) объявили о партнерстве в деле разработки полностью электрического самолета P-Volt. Этот самолет будет иметь следующие варианты:

  • коммерческий, вместимостью 9 пассажиров,
  • грузовой,
  • медицинский,
  • для специальных применений.

Пилотироваться самолет будет экипажем из 2 человек. Авионику будет создавать Technam, а вот двигателями займется Rolls-Royce. Ожидается, что P-Volt станет первым коммерческим электрическим самолетом в мире, который сможет перевозить сразу 11 человек, включая экипаж. Пока что электросамолеты выпускаются в виде опытных моделей вместимостью не более 2 человек.

Technam P-volt
Technam P-volt станет первым коммерческим электросамолетом с вместимостью более 10 человек

Предполагается, что электросамолеты P-Volt будут безопаснее обычных того же класса благодаря лучшей управляемости двигателя. В частности, при посадке можно быстрее остановить вращение винтов. То есть теоретически электросамолет способен приземлиться там, где посадка обычного самолета невозможна, что особенно ценно для медицинской авиации. Правда, о том, когда планируется начать серийный выпуск самолетов P-Volt, пока не сообщается.

Проволока с графеном

При производстве электродвигателей, особенно для авиации, идет борьба за повышение электропроводности обмоток. Выигрыш всего в несколько процентов — уже значительный результат. Также важна механическая прочность материала, из которого сделаны обмотки, и здесь приходится нередко идти на компромисс — сплавы с меньшим электрическим сопротивлением не всегда самые прочные.

Образец с графеном
Образец медной проволоки с покрытием графеном

Решить проблему можно, покрыв проволоку из чистой меди слоем графена. Это повысит ее электропроводность на 5 % и значительно (в несколько раз) увеличит прочность на разрыв и износостойкость. Данный факт известен почти 10 лет, но дальше лабораторных опытов дело не заходило. Не существовало технологии, позволяющей наносить графен на медную поверхность при серийном производстве. Проблема осложнялась еще плохой адгезией графена к меди.

Исследователи из Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории (США) совместно с компанией General Motors сообщили о создании технологии смещённой экструзии, позволяющей совместить процессы экструзии и нанесения графена. Одновременно решена проблема нанесения графена на поверхности с плохой адгезией.

Суть технологии заключается в том, что заготовка для экструзии раскручивается на больших оборотах и в таком виде вводится в форму. Из-за трения с формой заготовка нагревается, что приводит к размягчению металла. В процессе трения также происходит внедрение графена в металл, получаемое покрытие прочно держится. Причем, в отличие от метода осаждения, нанесение графена производится непрерывно, что важно при серийном производстве. Другое преимущество — экструзия по такой технологии улучшает внутреннюю структуру материала, делая его более прочным и пластичным.

Изначально технология смещенной экструзии разрабатывалась для того, чтобы уменьшить энергозатраты при производстве проволоки и других деталей для электрооборудования. Но потом ученые догадались, что данным способом можно одновременно решить и проблему нанесения графена на медь.

В отличие от технологий отдаленного будущего, сообщениями о которых был так богат октябрь 2020 г., смещенная экструзия уже в самое ближайшее время начнет использоваться при производстве электрооборудования. Проволока с покрытием графеном найдет применение не только в электродвигателях, но и в трансформаторах. Причем для намотки проволокой с графеном можно будет применять существующие станки, даже перенастраивать их под новый материал не придется. Также можно ожидать появления электрических шин с покрытием графеном, которые значительно снизят потери на объектах электроэнергетики.

Автор: Алексей Васильев

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Васильев Алексей Владимирович
Все новости и публикации пользователя Васильев Алексей в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Новые поступления электродвигателей.

Эл.двигатели, свежее поступление. 1FL3041-ОАС31-ОВКО 190ВТ 1000 ОБ/М 2007 3 1Д-315-71-УДЛ4 1999 1 2МТА-С 100В 1500 ОБ/М 2008 2 2ПБВ132LE У3 2005 1 2ПФ250LГУ4 71КВТ 220В 1500-2800 ОБ/М 1 310.2.112 2007 2 4АА50А4У3 220-380В 60ВТ 1978 1 4ААМ50В4У3 90ВТ 220/380В 1200 ОБ/МИН. 1982 3 4АМ180М8/4У3 380В 730 ОБ/М 1988 1 4ПО1001УХЛ4 2,2КВТ 220В 2200 ОБ/М 2003 1 5А80М2У3 2850об/мин, 220-380В 2005 1 5А80МВ2У3 2850об/мин, 220-380В 2,2КВТ 2006 36 А100S4У3 380В 3КВТ 1390 ОБ/М 18 А-71В4У3 380В 0,75КВТ 1405 ОБ/М 16 А80В2У3 22КВТ 2820 ОБ/М 4 А80В6У3 1,1КВТ 930 ОБ/М 10 АВ-600УХЛ4 220В 2007 20 АД-90 L4У3 380В 2,2КВТ 1418 ОБ/М 2005 1 АИ 2М80А6У3 380В 930 ОБ/М 1 АИР225М6 1М1081 37КВТ 380-660В 980 ОБ/М 2010 1 АИР-50А4N3 60ВТ 380В 1340 ОБ/М 1989 1 АИР56А2У3 180ВТ 220-380В 2730 ОБ/М 2005 5 АИР-56В4У3 180Вт 1372 ОБ/М 220-380В 2006 4 АИР63В4У3 220-380В 1320 ОБ/М 2005 11 АИР-63В6У3 220-380В 0,25КВТ 860 ОБ/М 2001 2 АИР63В6У3 380В 0,25КВТ 885 ОБ/М 2003 2 АИР71А6У2 380В 0,37КВТ 915 ОБ/М 1994 12 АИР-71В6У2 220-380В 0,55КВТ 915 ОБ/М 2006 1 АИРМ 53В2У2 220-380В 0,55КВТ 2800 ОБ/М 4 АОЛ11-4С1 120ВТ 220-380В 1400 ОБ/М 2007 2 АСМ2УХЛ4,2 220В 2 ОБ/М 1990 23 ВР 300-45-4 1440 ОБ/М 2005 1 ВЭМ210У3 44В 750 ОБ/М 1985 1 ГШН-150/30 1460 ОБ/М 30КВТ 2008 1 ДА-086-1,5-Д48-УХЛ4 220В 10ВТ 2000 38 ДСОР-32-10-2 220В 39 КМ 50-32-200 1988 1 МТ-14 45.3730 1990 259 НШ 50М-4 20МПА 17 РОТОР и СТАТОР к ДВИГАТЕЛЮ ДАК 2-1.1 9 РОТОР и СТАТОР к ДВИГАТЕЛЮ ДАК 2-3.0 2006 11 СД-75М-01 1991 6 ТГ-1-0,3-2-АТ +4ПДК-1-5,2-100 2004 1
Иванов Сергей · Вертекс · Вчера · Россия · Удмуртская Респ
Вертекс, ООО

ПРОДАМ: Электродвигатели новые, с хранения от 2150руб

Продам с хранения: Эл. Двигатель 4АМ132М8/4ПТ2 5,0/7,5кВт. 870/1730 об./мин. /Y220В 60Гц фланцевый шт 2 по 9000 руб. Эл. Двигатель А3Л 31-4М-А 0,25 кВт. 1440 об./мин. Y 380В 50Гц вертикальный шт 3 по 250 руб. Имеются также другие новые остатки электрики, сантехники, электродвигателей, электронных компонентов, строительных материалов и приборов, пневматики и гидравлики, а также запчасти для электроинструмента, триммеров, бензиновых и электрических пил, для дизельных и бензиновых агрегатов, диски алмазные и пильные, цепи приводные и для бензопил, ремни станочные и инструментальные, и многое что другое. Полный перечень и фото могу выслать по запросу на Ваш электронный адрес. В основном самовывоз, но возможна отправка некоторых позиций в другой регион за счёт покупателя.
Чехлатый Павел · Вчера · Россия · Хабаровский край

ПРОДАМ: Предлагаем электродвигатели из свежих поступлений.

Электрические двигатели в наличии. 1ВАО-315М-038-2У2 250КВт 3000ОБ/МИН 380В 2006 1 2ПБВ112SE УХЛ4 2000об 2008 1 4АМАТ80А2У3 2840ОБ/МИН 220В 1,1КВт 7,5А 1994 6 5А160S6У3 11КВт 970об/мин, 220-380В 2000 2 5А200М6У3 22КВт 1000об/мин, 220/380В 1998 1 5АИ 112М2У3 7,5КВТ 220-380В 2900 ОБ/М 2006 4 7585133/КО1 ИСП.1081 10КВТ 220-380В 2820 ОБ/М 1984 1 АИPX132S8У3 квт, 720об 1990 3 А 200 L 6У3 30КВТ.975 ОБ/М.220-380В 1 А112МВ8У3 2,2КВТ-720ОБ/МИН 380В 3ФАЗ ФЛАНЕЦ 1 А132М4У3 220-380В 11КВТ 1440 ОБ/М 4 АИМ 100 S4У2,5 3квт, 380В, 1420об. (взрывозащищенный) 2008 47 АИР-100S4У3 380В 7А 1410ОБ/МИН 2003 1 АИР-160S4У3 380В 15КВТ 1460 ОБ/МИН 2001 1 АИР-56А2У3 180ВТ 220-380В 2730 ОБ/М 1 АИР-63А4У3 220-380В 0,25КВТ 1320 ОБ/М 2003 1 АИР-63В4У3 220-380В 1320 ОБ/М 2005 11 АИР-63В6У3 380В 0,25КВТ 885 ОБ/М 2001 3 АИР-71А4У3 220-380В 1360 ОБ/М 3 АИРМ132М6У3 7,5КВТ 380В 960 ОБ/М 2001 3 АИРМ90L6У3 1,5кВт 4,2А 380В 930ОБ/МИН 2001 1 АПН-011/2 1990 57 ВА160S1У2,5 15КВТ 1460 ОБ/М 1 ВА160SУ2 970 ОБ/М 380В 1988 1 ВЭМ211УХЛ4 31,5А 750ОБ/МИН 44В (с тахогенератором) 1987 5 ВЭМ231УХЛ4 28А 400об. (с тахогенератором) 1991 1 ДАУ-25П 1 ДВ-302Т вентилятор 2005 1 ДК-1-5,2-110АТ с тахогенератором ТГ-0,03-2-АТ КЛ.2 1983 3 ДК-70-40-12-УХЛ4 0,45А 220В 2005 1 ДПМ-25-Н1-04 38 МТ-14 45.3730 вентилятор отопителя 1990 188 МТК F 312-8У1 11КВт50ГЦ 220/380В 32/55,5А 700ОБ/МИН 1997 1 МТК F 411-ВУ1 15КВТ 220-380В 695 ОБ/М 1998 1 ПЛ-062 110В 90В 1500 ОБ/МИН 2003 6 ПЛ-062 220В 120ВТ 3000ОБ/МИН 1999 1 РШИ-25/8 1988 1 СТАТОР+РОТОР К АИВ 71А2БФ2 21 СБМ-1 10 Т25У2 усилие-250Н гидротолкатель 1
Иванов Сергей · Вертекс · Вчера · Россия · Удмуртская Респ
Вертекс, ООО

ПРОДАМ: Предлагаем подшипники.

Предлагаем подшипники применяемые в электродвигателях, генераторах и тп. ПОДШИПНИК 1000915 (75×105×16) ПОДШИПНИК 1000915А ПОДШИПНИК 110 Гост 8338-75 ПОДШИПНИК 1200 ЮУТ ТУ 3706-77 (10×30×9) ПОДШИПНИК 24 ПОДШИПНИК 292205-КМ Гост 5377-79 ПОДШИПНИК 46-214Ю ТУЗ706-77 (70×125×24) ПОДШИПНИК 464705Ю ГОСТ 520-89 (25×30×25) ПОДШИПНИК 5-1000805Л ТУ3900А (25×37×7) ПОДШИПНИК 5-1000911 ЕТУ100/5 ПОДШИПНИК 5-107-Ю1 ТУ4479-73 ПОДШИПНИК 5-176122 ДТ2 (А 176122ДТ2) ПОДШИПНИК 5-205Ю1 3706 64 ПОДШИПНИК 5-36204-Е5 ТУ37006060-80 ПОДШИПНИК 6-1000805 ПОДШИПНИК 6-1000901Ю (12×24×6) ПОДШИПНИК 6-1000901ЮТ ПОДШИПНИК 6-1000906 ПОДШИПНИК 6-17 ПОДШИПНИК 6-17Ю ТУ302 74 ПОДШИПНИК 6-34 Г520 71 ПОДШИПНИК 6-7000101 ПОДШИПНИК 7000101 ТУ37.06.060-80 ПОДШИПНИК 75-1000812 ЮТ ТУ3706 77 ПОДШИПНИК 76-212ЮТ ТУ 3706-77 ПОДШИПНИК 7900812Д ЕТУ 100/3 ПОДШИПНИК 804805К1 ПОДШИПНИК 8100 ПОДШИПНИК 900904С ТУ 100/5 ПОДШИПНИК 904700УС17 37006 065 74 ПОДШИПНИК НУ ШС12 ЕТУ100/5 ПОДШИПНИК Ш15Ю ТУ3706 77ЭШП ПОДШИПНИК Ш6ЮТ ТУ3706 ПОДШИПНИК Ш8Ю ТУ3706 77 ПОДШИПНИК ШС 8 ПОДШИПНИК 80201 РОЛИК ДЗ 4×6АЕ Г22696 77 подшипник 3,5-40Ю 420 подшипник 4-26 114 подшипник 1000915 320 подшипник 1000915А 280 подшипник 110 Г8338 75 2 подшипник 1200ЮУТ 3706 77 88 подшипник 24 96 подшипник 292205КМ Г5377 79 91 подшипник 46-214Ю ТУЗ706 1 подшипник 464705Ю 45 подшипник 5-1000805Л ТУ3900А 60 подшипник 5-1000911 ЕТУ100/5 2 подшипник 5-107Ю1 ТУ4479 73 256 подшипник 5-176122 (А 176122ДТ2) 996 подшипник 5-205Ю1 3706 64 4 подшипник 5-36204Е5 ТУ37006060 80 340 подшипник 6-1000805 400 подшипник 6-1000901Ю 370 подшипник 6-1000901ЮТ 380 подшипник 6-1000906 592 подшипник 6-17 450 подшипник 6-17Ю ТУ302 74 1 подшипник 6-34 Г520 71 600 подшипник 6-7000101 ЕТУ50049700 95 подшипник 7000101 ТУ3706060 80 92 подшипник 75-1000812ЮТ ТУ3706 77 145 подшипник 76-212ЮТ ТУ 3706 65 подшипник 7900812Д ЕТУ 100/3 134 подшипник 804805К1 243 подшипник 8100 56 подшипник 900904С ТУ 100/5 8 подшипник...
Иванов Сергей · Вертекс · Вчера · Россия · Удмуртская Респ
Вертекс, ООО

ПРОДАМ: Реши проблему сейчас: электростанции для электроснабжения

Дизельные Генераторы, электростанции АД-12, АД-16, АД-20, АД-30, АД-60, АД-100, АД-150, АД-200, АД-250, АД-315, другие дизель генераторные установки до 3000 кВт, CUMMINS, SDMO, DENYO, FG Wilson, дизель и бензо генераторы , ММЗ, ЯМЗ. ТМЗ, VOLVO, DOOSAN, MTU и др., 1,2,3 степень автоматизации, стационарные и передвижные, кунг, шасси, контейнер Север, в наличии и под заказ. Новые, б/у, консервация Доставка авто и ж/д транспортом. Поставки в Атырау, Актобе, Костанай, Рудный, Петропавловск, Кокшетау, Павлодар , Астана, Караганда и др.
Насонова Виктория · ООО ПК НАВИГАТОР · 15 апреля · Россия · Челябинская обл
Реши проблему сейчас: электростанции для электроснабжения
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.