Внедрение и развитие средств электронной коммерции в корпоративном секторе неразрывно связано с постоянным созданием всё более совершенных средств коммуникации и стремлением бизнеса использовать эти средства в работе. История развития электронной торговли в режиме онлайн в России начинается в конце 90-х гг., когда появилось большое число площадок для электронной торговли. По своей сути на тот момент это были доски объявлений, призванные связать потребителя и поставщика для последующего заключения сделок оффлайн.
Качественный скачок в развитии электронной коммерции в сегменте b2b в России произошел в 2001–2002 годах. В исследовании Boston Consulting Group, опубликованном в начале 2001 года, констатировалось существование более пятидесяти действующих и анонсированных электронных торговых площадок (ЭТП), большая часть которых была создана в металлургии и отраслях ТЭК. А уже к концу 2001 года число В2В-проектов в различных отраслях российской экономики удвоилось и перевалило за сотню.
На развитие средств электронной коммерции в России в той или иной степени оказывают влияние следующие факторы:
- Географическая удаленность партнеров и сложность процесса взаимодействия из-за большого количества часовых поясов.
- Относительно низкий (в сравнении с ЕС и США) уровень компьютерной грамотности населения и распространения сети Интернет (население России, вовлеченное в пользование Интернетом, в 2011 г. составило 57 млн. чел., или около 30% населения страны).
- Высокий уровень коррупции, с одной стороны, вызывающий стремления государства и многих частных компаний к повышению прозрачности закупочной деятельности (и стимулирующий развитие электронной торговли), а с другой — приводящий к многочисленным злоупотреблениям и неэффективности закупок.
- Недоверие руководителей многих российских компаний к торговле в режиме онлайн и приверженность проверенным контрагентам. Особенно заметный для сегмента B2B фактор, приводящий к тому, что многие крупные компании до сих пор проводят закупки напрямую и/или в бумажной форме.
- Стремление крупных частных компаний к созданию собственных ЭТП.
В настоящее время наблюдается развитие отрасли электронной торговли как в b2b, так и в b2g сегментах. Фактические показатели деятельности с 01.09.2011 по 01.09.2012 рассчитанные аналитическим центром B2B-Center на основании данных из открытых источников:
b2b | b2g | |
---|---|---|
Объем торгов, трлн руб. | 2,5 | 5 |
Количество торговых процедур, тыс. | 400 | 2 100 |
Количество участников, тыс. | 450 | 1 100 |
Средняя стоимость торговой процедуры, млн руб. | 6,25 | 2,38 |
Преимущественный вид торговых процедур | Запрос цен / запрос предложений | Аукцион |
Драйверы роста сегментов b2b и b2g отличаются по своему составу. Если в сегменте b2b преобладают закупки машин и оборудования, электроприборов, строительства и т.д. (рис.1.), то в секторе государственных закупок — закупки медикаментов и продуктов питания (рис.2).
Рис.1. Драйверы роста сегмента b2b
В настоящий момент рынок электронной торговли в России характеризуется следующими тенденциями и перспективами развития:
- Неэффективность существующего законодательства в области электронных закупок (94-ФЗ и отдельные положения 223-ФЗ) приводят к снижению эффективности ЭТП, работающих с подпадающими под действие данных законов компаниями, и недоверию к электронным торгам в целом.
- Неудовлетворённость государства результативностью госзакупок приводит к дальнейшему совершенствованию законодательства в этой области. В частности, закон о создании Федеральной Контрактной Системе (ФКС), который в настоящий момент находится в стадии разработки и может вступить в силу с 2014 года. Закон может как открыть новые возможности для ЭТП, работающих с гозакупками, так и создать новые сложности.
- Меры по внедрению электронных средств в различных сторонах деятельности государства (создание «электронного правительства», «дорожные карты» Агентства Стратегических Инициатив по внедрению электронного документооборота и т. д.) благотворно сказываются на рынке электронной коммерции.
- Решение правительства о проведении продаж государственного и муниципального имущества в электронной форме может открыть для рынка электронной коммерции новый сегмент с огромным объёмом торгов.
- Тенденция к увеличению средней стоимости лота в сегменте b2b (это объясняется стремлением заказчиков к централизации закупок).
- Большинство игроков рынка электронных торгов в настоящий момент сосредоточились на подключении компаний, подпадающих под действие 223-ФЗ. Тем не менее, неготовность данных компаний к переходу на электронные закупки пагубно сказывается на ЭТП, рассчитывающих работать с ними.
- Тенденция к отраслевому расширению основных ЭТП и превращение их в «торговые системы» (объединяющие несколько площадок): запуск специализированной торговой системы «Фабрикант рейл», открытие торговой площадки ЕЭТП для торгов госкорпорации «Росатом», открытие Тендер. Про доступа к системе электронных закупок TecLot.com и т. д.
- Низкая вероятность появления новых сильных игроков на рынке электронных торгов из-за квадратичной зависимости роста объемов выручки ЭТП от числа клиентов (что даёт большие преимущества для успешно действующих ЭТП по сравнению с новыми конкурентами, позднее вышедшими на рынок).
- Вступление России в ВТО может открыть новые перспективы для электронной торговли за счёт притока на российский рынок иностранных поставщиков и стремления российских компаний-производителей повысить свою конкурентоспособность (в т.ч. путём снижения издержек, что возможно благодаря внедрению практики электронных закупок).
- Переход Украины на госзакупки в электронной форме в сочетании с отсутствием местных ЭТП даёт значительные возможности для экспансии со стороны российских ЭТП.
Рис.2. Драйверы роста сегмента b2g
Отличительной особенностью B2B-Center является уникальный торговой функционал Системы, включающий в себя 43 вида торговых процедур с возможностью дополнительных настроек, а также широкий ряд дополнительных сервисов:
- Электронная банковская гарантия — дополнительный сервис для обеспечения конкурсных заявок, который позволяет получить ЭБГ из личного кабинета участника системы B2B-Center в режиме реального времени.
- Страховой сервис — инструмент взаимодействия страховой компании и потенциальных клиентов в рамках электронной торговой системы для всех пользователей B2B-Center. Сервис разработан в партнерстве с РОСГОССТРАХ – лидером российского рынка страховых услуг.
- Бизнес-справка – функционал, который позволяет оперативно, в режиме он-лайн получить информацию о любом юридическом лице РФ.
- Услуги перевода — возможность различных переводов на любые языки мира. Услуги перевода участникам Системы предоставляются партнером B2B-Center — компанией ABBYY Language Services, которая входит в группу компаний ABBYY.
- Обучение — возможность личного и профессионального развития, а также приобретения навыков работы в системе B2B-Center наиболее удобным способом.
- Аналитические обзоры B2B-Center — аналитическое подразделение B2B-Center на регулярной основе проводит экономические исследования рынков РФ, макроэкономические исследования, а также анализ отрасли электронных торгов, которые доступны на бесплатной основе.
- Бизнес-исследования — сервис предлагает организациям и предприятиям, не обладающим достаточными ресурсами для проведения собственных исследований, воспользоваться готовыми исследованиями рынков.
- Расчёт железнодорожных тарифов — возможность предварительного расчета стоимости перевозки грузов по территории России (в будущем планируется расчет тарифов нв автомобильные перевозки)
- Система поддержки инновационного процесса StartBase — электронная информационно-коммуникационная и торговая система для поддержки инновационного процесса на всех его стадиях, в т.ч. коммерциализации и продвижения инновационных технологий и продуктов.
Подготовлено компанией B2B-Center