Объем инвестиций, заявленный крупными игроками отрасли, не позволяет рассчитывать на существенный прирост добычи как по нефти, так и по газу, считает аналитик в области ТЭК информационно-аналитического агентства «INFOLine» Дарья Николаевна Баленко. Подобные прогнозы можно сделать исходя из того, что все крупнейшие нефтяные месторождения на суше распределены, а к шельфу допущены только государственные компании, которые обладают ограниченными возможностями для привлечения инвестиций в эти проекты.
По словам специалиста, в сегменте переработки к 2016 году ожидается спад инвестиционной активности, так как нефтеперерабатывающие заводы к тому времени должны реализовать все программы по модернизации мощностей. С другой стороны, в связи с реализацией программы по развитию ПНГ финансирование в переработку газа продолжит расти. Наименее профинансированным на сегодняшний день остается сегмент нефтепродуктопроводов, что является одной из причин не готовности системы принять увеличивающийся объем нефтепродуктов с модернизированных заводов. Данный фактор также является сдерживающим для развития инвест-программ.
«Рост инвестиций в сегменте upstream в наши дни перестал давать ощутимый прирост объема добычи. Причина — системные внутренние проблемы отрасли, бесконтрольное нарушение проектов освоения запасов, неэффективное недропользование, истощение запасов освоенных регионов», — заключает Дарья Николаевна.
Дороговизна инвестиционных проектов в российском ТЭК и затяженность их реализации приводят к понижению инвестиционной привлекательности. Эта ситуация обусловлена тем, что, с одной стороны, на стадии проекта обычно необоснованно завышены сроки выполнения отдельных этапов. Например, этап предэкспертных согласований, выделения участка, разрешения на строительство беспочвенно затянут, в то время как этап государственной экспертизы фактически превращается в формальность.
Влияние государственного регулирования на инвестиционную привлекательность
Важная причина снижения привлекательности отрасли для частных инвесторов — государственное регулирование. Выступая гарантом определенных правил игры, государство обязано в перспективе быть прогнозируемым партнером, в реальности Правительство по нескольку раз в год выдвигает инициативы сомнительного свойства, пересматривает условия, акцизы, налоги, предлагает поднять ставки экспортных пошлин для тех компаний, которые не успевают реализовывать четырехстороннее соглашение.
С данным положением также согласен Дмитрий Олегович Губа, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «МРСК Северо-Запад». Эксперт предложил несколько точек сближения инвесторов электросетевого комплекса и государства: «Первая и самая срочная мера, которая необходима всем — это возврат к долгосрочному регулированию отрасли. В частности, у нас по одному из филиалов в течение года перерегулирование происходило пять раз. При этом выручка в долгосрочный период сократилась в 1,5 раза, средний тариф — также в 1,5 раза, источники инвестиций — в 4 раза. Мы считаем, что очень важно вернуться к тому, чтобы в настоящем периоде установить законодательный запрет на изменения основ электроэнергетики. Текущие изменения не дают инвесторам права математически просчитывать свои модели. Вторая задача — усиление роли корпоративных механизмов в процессе управления отраслью. В настоящее время государственные органы фактически заменяют собой акционеров, хотя само государство не является акционером. Так, формально предусмотренный тарифом доход направляется тарифным решением сразу же на инвестиции. То есть инвестор не может определять, куда он направит свои доходы, на развитие и на какое развитие — это определяется государством через органы федеральной власти и органы региональной власти. Тем самым инвестиционная привлекательность компаний существенно снижается, т.к. инвестор не в состоянии управлять тем, на что рассчитывает».
Исследования «INFOLine» показали, что доминирующее положение на рынке проектных услуг занимают государственные компании, а также все большую активность на рынке проявляют иностранные инжиниринговые компании полного цикла. Без иностранных технологий и зарубежного подхода к управлению проектами российские независимые компании не смогут занять места в Топ-10. На строительном рынке лидерство до сих пор удерживают государственные «Стройгазконсалтинг» и «Стройгазмонтаж».
Текущая рыночная ситуация как в нефтяной, так и в газовой отраслях стимулирует рост не независимых игроков, а государственных компаний и мегахолдингов, обладающих не только огромным опытом по реализации проектов, колоссальными финансовыми возможностями и техническими ресурсами, но и определенными преимуществами при распределении контрактов между игроками, в том числе, на не вполне рыночных условиях.
EPC-подрядчик — как вариант решения проблем отрасли
Одна из причин, приводящая к неэффективному освоению инвестиций в нефтегазовом секторе — снижение и практически полное отсутствие научного и инженерного потенциала в РФ. Этот тезис подтвердил в своем выступление Михаил Маркович Полонский, президент ГК «Промстрой». «Сейчас мы наблюдаем деградацию гигантского, мощнейшего подрядного комплекса, который был в СССР. Если говорить об EPC, то серьезный проект от $500 млн без участия западных компаний сегодня уже невозможен», — заключает эксперт.
Данная проблема связана с реалиями подрядного рынка, выражающихся во взаимном недоверии и отсутствии должного уважения между заказчиками и подрядчиками. Альтернатива данному сценарию, предложенная Михаилом Марковичем, — квазирынок, временно свободный от кэптивных компаний, который составляет 22-28%, и действующий по демпинговым принципам, либо субподряд на кэптивном рынке, где работает устоявшийся принцип «ограбь нищего».
Для разрешения существующих проблем докладчик предложил использовать концепцию, называемую «пирамидой эффективности». В фундаменте этой пирамиды находятся следующие атрибуты эффективности: конкурентный рынок EPC-подрядчиков, работающая система технического регулирования, последовательная отраслевая, техническая, государственная политика, доверие к судебной системе и годы (по оценкам эксперта, не менее 8-10 лет).
В вертикальном разрезе верхняя часть пирамиды состоит из четырех взаимосвязанных элементов: проектирование, комплектация, строительство и пусконаладка. Помимо всего прочего, все перечисленные этапы обладают характерными недостатками: размытость ответственности, логистики, поставки комплектующих, сложные взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком, проектировщиком и строителем. Единственно логичным решением данной проблемы является привлечение EPC-подрядчиков для реализации всего комплекса работ «под ключ», что позволит снизить временные и материальные затраты закупок и других циклических процессов.
По мнению М.М. Полонского, для эффективного функционирования отрасли в части инжиниринга и управления необходима экспертиза лучших западных компаний, а также интеграция западных компетенций, так как российские проектные комплексы сильно отстают от мировых стандартов.
Прогноз специалиста ГК «Промстрой» на 2013-2018 гг. остается неутешительным: на уровне государственной политики реального запроса на эффективность не будет, кэптивность подрядного рынка сохранится и, возможно, будет нарастать, увеличатся риски срыва сроков, проявится существенное удорожание строительства крупных промышленных объектов, будет расти дефицит квалифицированного персонала и подрядных мощностей на фоне деградации компетенций промышленного инжиниринга.
Выводы
Несмотря на тот факт, что в отрасли ТЭК присутствуют значительные инвестиции, их качество по-прежнему является довольно низким. Во многом эта ситуация обусловлена прогрессирующим доминированием кэптивных и аффилированных компаний на рынке строительства энергетических и нефтегазовых объектов, что, как следствие, приводит к снижению конкурентоспособности отрасли и ее последовательной деградации.
В условиях ограниченных возможностей месторождений на суше, открытых по большей части в 1970-х гг., и государственного монополизма при распределении месторождений на континентальном шельфе Арктики, по прогнозам ведущих экспертов, объем инвестиций будет снижаться, поскольку на данный момент не существует моделей для привлечения частных инвесторов. Указанная проблема усложняется государственным регулированием. Так, зачастую, решения Правительства являются непоследовательными, их вектор меняется быстрее, чем достигается тот или иной результат.
Технический и научный потенциал ТЭК в России значительно отстает от передовых западных разработок. Если в эпоху СССР существовали КБ, прорабатывающие весь комплекс стоящих перед отраслью задач, то сегодня наилучшим вариантом является привлечение инжиниринговых или EPC компаний.
Одним из выходов в современных реалиях, характеризующихся падением спроса на чистое сырье на ключевых для российской нефтегазовой отрасли рынках, является развитие газохимических и нефтеперерабатывающих мощностей, что в свою очередь должно привлечь дополнительные инвестиции. Впрочем, вероятно, средства на развитии этих отраслей также будут направлены компаниям с государственным участием, которые в условиях технологического отставания будут вынуждены привлекать зарубежных специалистов.
Скачать презентации спикеров:
- Д.Н. Баленко «Конкурентная карта и проблемы российского рынка инжиниринга ТЭК»
- М.М. Полонский «Проблемы рынка строительства площадочных объектов в нефтегазовом секторе ТЭК»
- Д.О. Губа «Инвестиционный климат, управление рисками при финансировании энергетических проектов»
Подготовлено ИА «INFOLine»