Современную жизнь сложно представить без электродвигателей. Электрические силовые приводы повсеместно применяются в промышленности и все чаще в быту.
По устройству и типу питания электродвигатели можно разделить на три основные группы: машины постоянного тока, машины переменного тока и универсальные электродвигатели. Двигатели переменного тока, в свою очередь, подразделяются на синхронные и асинхронные.
Объем рынка электродвигателей и его структура являются индикаторами состояния промышленности страны.
Внешнеторговые потоки электродвигателей оказывают существенное влияние на структуру российского рынка, превосходя по многим позициям объемы российского производства. Рассмотрим импорт и экспорт электродвигателей РФ подробнее.
ИМПОРТ
Российский импорт двигателей и генераторов электрических по группе кодов 8501 в денежном выражении по итогам 2014 года снизился на 15,2% к уровню 2013 года и составил около 870 млн $ США.
Динамика импортных поступлений двигателей и генераторов электрических в РФ представлена на рисунке 1.
Основная стоимость в структуре российского импорта электрических машин в денежном выражении приходится на оборудование переменного тока мощностью от 37,5 Вт (66,7% импорта). При этом, в количественном выражении (единицах товара) на рынке лидируют двигатели низкой мощности (до 37,5 Вт). На их долю приходится 52,2% импорта по итогам 2014 года — см. рисунок 3.
Существенная разница между структурами рынка в денежном и натуральном выражении обусловлена разницей в цене на различные типы электродвигателей.
Средние импортные цены на двигатели и генераторы электрические различных типов отличаются в тысячи раз. Так, средняя цена на наименее мощные двигатели составляет 7,9$, средняя цена на машины постоянного тока высокой мощности составляет 34 тыс. $.
Структура российского импорта электрических машин в детализации по странам-производителям представлена на рисунке 4.
Из данных рисунка видно, что основным поставщиком двигателей и генераторов электрических в РФ выступает Китай (22,8% импорта). Основная доля продукции китайского производства приходится на многофазные двигатели переменного тока мощностью от 750 Вт до 75 КВт (31,8%) и однофазные двигатели переменного тока мощностью до 750 Вт (10,1 %).
На долю электродвигателей и электрогенераторов производства Германии приходится 17,4% импорта.
Основную долю в структуре импорта продукции немецкого производства также занимают многофазные двигатели переменного тока мощностью от 750 Вт до 75 КВт (33,8%).
Структура российского рынка в детализации по российским регионам-получателям представлена на рисунке 5.
Из рисунка видно, что основной объем импорта в денежном выражении по итогам 2014 года приходится на г. Москва и Московскую область (суммарно 52,9%) и г. Санкт-Петербург (15,2%).
ЭКСПОРТ
Объем российского экспорта двигателей и генераторов электрических по итогам 2014 года составил 211 млн $ США, что на 24,2% ниже уровня 2013 года — см. рисунок 6.
В структуре российского экспорта электрических машин в денежном выражении основную долю составляют машины переменного тока мощностью более 37,5 Вт — см. рисунок 7.
Основная доля экспорта в натуральном выражении приходится на электрические машины малой мощности — двигатели мощностью не более 37,5 Вт (37,8%). Основными покупателями продукции российского производства по итогам 2014 года выступили Беларусь (22% экспорта) и Казахстан (19,2%).
Таким образом, российские внешнеторговые потоки двигателей и генераторов электрических по итогам 2014 года значительно снизились. Сокращение объемов торговли коснулось всех без исключения групп электрических машин.
* Источник: данные Федеральной Таможенной Службы РФ.
Маркетинговое агентство
«Нужные Люди»
Статья опубликована в журнале «Электротехнический рынок» №4 (64) июль-август 2015