Рассмотрены неотложные меры в российской электроэнергетике, позволяющие сгладить кризисные явления и создать условия для надежного и эффективного электроснабжения в последующий период. На основании отраслевых показателей за новейшую историю России сделан вывод о том, что энергетическая отрасль отброшена на 25-30 лет от уровня, который она имела в 1990 г. В то же время в ряде ведущих государств предприняты серьезные меры по развитию национальных энергокомплексов. В настоящее время еще сохраняется возможность исправить положение, поскольку в собственности государства находится треть генерирующих мощностей, основные электрические сети и диспетчерское управление. Сформулированы первоочередные проблемы, требующие государственной поддержки, и мероприятия по их реализации.
Ключевые слова: электроэнергетика; кризисные явления; эффективное электроснабжение; отраслевые показатели; развитие национальных энергокомплексов; государственная поддержка; первоочередные проблемы.
Впериод системного кризиса, влияющего на благосостояние граждан, одними из важнейших задач государства являются:
- обеспечение социальной стабильности общества;
- исключение действий, вызывающих снижение ВВП;
- создание предпосылок для подъема экономики.
Конечно, столь универсальные задачи должны быть конкретизированы по секторам экономики и ведущим отраслям. Это позволяет упростить анализ предложений для компетентного выбора оптимальных мер и принятия реальных шагов для достижения цели.
В России из-за климатических условий и обширной территории особое место в решении столь сложных проблем занимает электроэнергетика, являющаяся основой системы жизнеобеспечения страны, определяющей саму возможность функционирования систем теплоснабжения и водоснабжения; трубопроводного и железнодорожного транспорта; средств связи; обработки информации и диспетчерского управления гражданских и оборонных отраслей. В современном обществе электроэнергия является мгновенно используемой незаменимой услугой для жизни и труда граждан, прекращение подачи которой по последствиям аналогично крупнейшим техногенным катастрофам.
Непрерывность поставок электроэнергии, приемлемые тарифы, возможность подключения новых потребителей — именно эти критерии определяют сегодня зону ответственности национального энергокомплекса за социальную стабильность и выход страны из кризиса.
Однако следует объективно признать, что реформированная по дезинтеграционным принципам российская электроэнергетика вышеперечисленные задачи выполнить не сможет по следующим причинам.
- Единые вертикально-интегрированные региональные энергокомплексы разделены на несколько энергокомпаний даже в стратегических субъектах РФ (Москва, С.-Петербург, топливодобывающие регионы: Тюмень, Кузбасс, Красноярск и т.д.).
В Уставах новых энергокомпаний утверждена одна цель — получение прибыли. Ответственность Советов Директоров и Исполнительных органов энергокомпаний за надежность электроснабжения национальных потребителей полностью отсутствует.
- Сотни электросетевых и энергосбытовых компаний через систему «котловых» тарифов и посреднические услуги повышают стоимость электроэнергии для потребителей. Так например, на Дальнем Востоке доля гидроэнергетики доведена почти до 50%, однако вместо снижения стоимость электроэнергии для промышленности с 1999 г. увеличилась в 8 раз, составляя в самом теплофикационном регионе страны — Хабаровском крае — 10 цент/(кВт?ч), что на 30% выше среднего тарифа в США (рис. 1).
- Финансирование НИОКР практически не осуществляется, и это несмотря на отставание по основным технологиям и оборудованию на 10-15 лет от зарубежного уровня. Массовое использование зарубежного оборудования на новых ТЭС ведет к росту стоимости строительства и увеличивает затраты на техническое обслуживание на весь период эксплуатации.
- Производственные мощности машиностроительного и строительно-монтажного комплексов дезинтегрированы до уровня кратно ниже необходимого. В результате инвестиционная программа2006-2010гг. будет выполнена лишь на одну треть, что не позволит после окончания кризиса форсированно поднять экономику, имеющую с 2006 г. ежегодное снижение ВВП на 1500 млрд руб. из-за недостатка энергомощностей (см. таблицу).
Наименование | Единица измерения | 1990 г. | 2007 г. | Показатели аналогичные 2007 г. | Результат сравнения |
---|---|---|---|---|---|
Технологические ограничения мощности | млн кВт | 12,0 | 28,0 | не было в период 1946-1990 г. | Выведено из баланса 16,0 млн кВт энергомощности |
Потенциал ввода новых энергомощностей | млн кВт/год | 4,9 | 2,2 | 1959 г. | Не обеспечивается выполнение программы 2006-2010 гг. (ввод 31,5 млн кВт) |
Специализированные ремонтные предприятия | численность персонала | 40 000 | 7 000 | 1952 г. | Не обеспечена готовность к плановым и аварийным ремонтам |
Износ основных фондов | % | 40,6 | 56,4 | 1947 г. | Снижена надежность электроснабжения потребителей |
Потери электроэнергии в электрических сетях | % млрд кВт•ч | 8,2 82,0 | 14,0 112,0 | 1946 г. | Потеря равна годовому приросту потребления электроэнергии |
Удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии | т у.т./(кВт•ч) | 311,9 | 333,5 | 1976 г. | Из-за снижения отпуска тепла ТЭЦ перерасход 5 млрд куб. мгаза |
Коэффициент использования мощности | % | 57,2 | 51,9 | не было в период 1946-1990 гг. | Равнозначно потере 10 млн кВт новых энергомощностей |
Тариф для промышленных потребителей | цент/(кВт•ч) | 1,2 | 5,7 | не было в период 1946-1990 гг. | Снижается конкурентоспособность отечественных товаров |
Финансирование НИОКР | млн долл. | 150 | 10 | 1950 г. | Потеряно 10 лет для развития передовых технологий |
Доля отечественного оборудования в новых проектах | % | 99,0 | 35,0 | 1940 г. | Угроза энергетической безопасности |
Доход топ-менеджеров, среднеотраслевая оплата труда | превышение | в 3-5 раз | в 70-100 раз | не было в период 1946-1990 гг. | Десятикратный рост расходов на управление |
Приведенные в таблице данные показывают, что отрасль отброшена на 25-30 лет от уровня, который она имела в 1990 г. Третий энергокомплекс мира фактически превращен в конгломерат третьеразрядных компаний. Мы потеряли даже возможность надеяться на какую-либо паузу для ликвидации отставания. Дальнейшее промедление с консолидацией активов отрасли и подъемом энергомашиностроения не позволит создать эффективный отечественный бизнес, работающий в конкурентных условиях внешнего и внутреннего рынка.
В это же время наши потенциальные конкуренты согласно решений первых лиц государств и правительств в Азии, США, Европе предприняли беспрецедентные меры по развитию национальных энергокомплексов:
- в США в 2001 г. остановлены либеральные реформы в электроэнергетике. За период 2004-2007 гг. отработано уникальное законодательство по обеспечению приоритета надежности электроснабжения в рыночной экономике, в т.ч. установлен 30%-ный норматив резерва мощности. По разработке ведущих институтов «Сеть 2030 г.» реализуется амбициозная программа строительства «умных» электросетей XXI века Единой энергосистемы США — Канады — Мексики.
- в Европе в 2003-2008 гг. через корпоративные ме-гаслияния образованы финансово устойчивые энерготопливные компании мощностью и капитализацией в 8-10 раз выше послереформенных ОГК и ТГК. Это позволило RWE, E. ON Ruhrgas, ENEL, Fortum по демпинговым ценам скупить акции российских генерирующих компаний.
- в Китае с конца 90-х годов реализуется беспрецедентная программа строительства электростанций по типовым проектам при сокращении номенклатуры энергооборудования до нескольких единиц. Заказы для национальной промышленности размещают одновременно для нескольких каскадов ГЭС и групп ТЭС. В результате вводы энергомощностей в 30 раз превышают темп развития РАО «ЕЭС России» за 1998-2008 гг. при снижении удельных затрат в 1,5-2,0 раза.
Повсеместно либеральная модель рынка продаж электроэнергии по равновесной цене заменяется на модель «Единый покупатель», позволяющую усреднять тарифы и стимулировать инвестиции без сверхприбылей энергокомпаний.
По антикризисным мерам в Китае, США и в других странах сохранены (в ряде случаев увеличены) вложения в энергетическую инфраструктуру. Это загружает промышленность, строительство, транспорт, создавая условия для последующего подъема экономики на базе эффективной энергетики.
В настоящее время у нас еще остаются возможности исправить положение. В собственности государства находится треть генерирующих мощностей, основные электрические сети, диспетчерские управления. Наличие проправительственного большинства в парламенте, кратная девальвация фондового рынка позволяют провести оперативные меры по консолидации активов. Необходимы лишь воля государства как заинтересованного собственника и компетентный, дееспособный Центр для разработки и реализации необходимых решений.
К сожалению, Минэнерго России как общеотраслевой Центр ТЭКа с такой задачей справиться вряд ли сможет. Во-первых, электроэнергетика до сих пор находится в тени сложных проблем нефтегазовых отраслей; во-вторых, его ресурсы абсолютно недостаточны для антикризисных мер и тем более для достижения целей Энергетической стратегии; в-третьих, численность и состав электроэнергетического блока на порядок ниже министерств зарубежных стран и абсолютно не соответствуют ведущей роли электроэнергетики в «создании условий для достойной жизни и свободного развития человека» (Конституция РФ, ст. 7).
Представляется целесообразным на уровне Правительства РФ и Госсовета РФ обобщить отечественный и зарубежный опыт по эффективному управлению национальными энергокомплексами, выслушать мнения руководителей регионов, специалистов и ученых по выработке нормативных и исполнительных мер на государственном и корпоративном уровне, позволяющих использовать потенциал отрасли для быстрейшего преодоления кризиса.
Первоочередные проблемы, требующие государственной поддержки
- Нормативное закрепление прав и обязанностей, обеспечивающих надежность электроснабжения на государственном и корпоративном уровнях.
- Создание укрупненных вертикально-интегриро-ванных энергокомпаний с потенциалом на уровне крупнейших компаний мира, ответственных за энергоснабжение на обслуживаемых Федеральных Округах.
- Организация системы гарантийного технического обслуживания действующего энергооборудования, обеспечивающего ресурс работы на ближайшие 15-20 лет.
- Возрождение научного, конструкторского, технологического потенциала для развития отрасли на базе отечественного оборудования.
- Переход на модель рынка «Единый покупатель», позволяющую решать инвестиционные задачи без чрезмерного обременения российского бизнеса.
В итоге необходимо обеспечить:
- организацию дееспособной структуры управления отраслью, позволяющей проводить эффективную политику в эксплуатации и развитии;
- оптимизацию топливно-энергетического баланса, исходя из энергетической безопасности и народно-хозяйственной эффективности.
В этих условиях представляется целесообразным
1. Для обеспечения социальной стабильности
- 1.1. Минимизировать рост тарифов на энергию на уровне динамики изменения доходов граждан.
Создать систему независимой экспертизы расчетов энергокомпаний, представляемых в органы госрегулирования, и проверки их фактических затрат по всем статьям расходов. Внедрение системы оценки энергокомпаний по результатам противозатратной деятельности, обеспечивающей приближение к показателям лучших «эталонных» предприятий по всем видам энергетического бизнеса.
1.2. Провести оперативно переаттестацию, а при необходимости — замену руководителей, что в кризисный
период дает наиболее быстрый эффект. Для структур жизнеобеспечения (тем более в период кризиса) необходимо, чтобы их возглавляли лучшие топ-менеджеры — энергетики, имеющие положительный опыт руководящей работы, способные эффективно управлять текущей надежностью и развитием энергокомпаний и умением организовать предотвращение, локализацию и устранение системных и объектовых аварий.
1.3. Организовать пересмотр Уставов энергокомпаний, образованных при реформировании РАО «ЕЭС России», в части закрепления приоритета надежности и ответственности органов управления за стабильность поставки электроэнергии потребителям. За основу могут быть приняты Уставы энергокомпаний Башкирэнерго, Иркутскэнерго, Татэнерго (контрольный пакет в собственности регионов), в учредительных документах которых приоритет надежности — основная цель.
1.4. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее ответственными и успешными собственниками контрольных и блокирующих пакетов региональных энергокомпаний являются муниципалитеты (Северная Европа), провинции (Канада), правительства земель (Германия). В США муниципалитеты владеют в среднем 15% акций энергокомпаний, в ряде штатов в их собственности блокирующие пакеты. В России эффективность управления региональными энергокомплексами в течение 17 лет убедительно продемонстрировали администрации регионов Татарии, Башкирии, Иркутска. К сожалению, 90% регионов, отвечая за социально-экономическое развитие, не владеют даже миноритарными пакетами акций энергокомпаний.
В течение 2009 г. целесообразно провести через корпоративные процедуры передачу (продажу, обмен активами) не менее блокирующего пакета акций администрациям субъектов РФ. Эта работа уже проведена в 2008 г. в городах Москве и Санкт-Петербурге. В период кризиса для государства создались предпосылки, которые надо использовать для создания оптимальной структуры отрасли.
1.5. Разработать комплекс мер по снижению рисков дестабилизации работы отрасли из-за неплатежей потребителей. Это связано с ростом убыточности предприятий, снижением доходов граждан и ослаблением административного ресурса сбытовых организаций, выделенных в отдельный бизнес. Эффективными мерами могут быть:
- возврат к вертикально интегрированным компаниям; объединение сбытовых компаний регионов в единую структуру — Гарантирующий поставщик; передача контрольного пакета акций ответственным стратегическим инвесторам; проработка схем бартерных операций между взаимосвязанными хозяйствующими субъектами;
- исключение случаев задержки распределения проведенных платежей и нарушения долевых соотношений между генерирующими, сетевыми и сбытовыми компаниями за счет унификации договорных отношений с банками;
- безусловно абсолютную дисциплину оплаты энергии должны обеспечить Федеральные ведомства и предприятия муниципальной собственности.
2. Для предотвращения глубокого падения ВВП
- 2.1. Использовать при начавшемся кризисе опыт правительства Е. М. Примакова по стабилизации в 1998-99 гг. тарифов для естественных монополий, тем более, что в настоящее время снизились цены на материальные ресурсы и услуги.
2.2. Исключить превращение деятельности энергокомпаний в сверхприбыльный бизнес по модели свободного ценообразования. Расчеты экспертов показывают, что данная система рынка обременяет российский бизнес на 600 млрд руб. ежегодно. Большинство энергокомпаний в мире уже перешло к модели «Единый покупатель», дополнив ее оптимизационным эффектом, применяемым ранее в советской энергетике, что дает экономию миллиардов рублей. Российская централизованная электроэнергетика с нормативной базой технических характеристик фактически создана для этой модели.
2.3. В случае углубления кризиса представляется возможным снижение прибыли энергокомпаний вплоть до нулевой, конечно, при полном финансировании регламентных затрат (эксплуатация, ремонт, топливо). Это реальная поддержка реальных секторов экономики в экстремальных условиях, которая может найти поддержку у новых собственников ОГК и ТГК, владеющих энергоемкими бизнесами других отраслей. Им важно получить эффект от подъема экономики, а не одаривать в период кризиса портфельных инвесторов. Практика работы энергокомпаний без выплаты дивидендов не является исключением. В США в таком режиме в разное время работают от 5 до 10% энергокомпаний. В Китае для работы в аналогичных условиях энергокомпании законодательно защищены и не подлежат процедуре банкротства.
2.4. Инвестиционная деятельность отрасли в период кризиса не должна прекращаться. Однако ее качественное наполнение должно быть противозатратным, а итоговый результат — иметь перспективную направленность. Спад потребления позволяет уйти от вынужденных дорогостоящих решений. В первую очередь, целесообразно сосредоточить ресурсы на снятии ограничений мощности электростанций, которые составляют 28,0 ГВт. Снижение ограничений мощности до советского уровня (10,0-12,0 ГВт) равнозначно пятилетней программе нового строительства. Экономия средств оценивается величиной около 10,0 млрд долл.
Важно, что электросетевое строительство, позволяющее снять основную часть ограничений мощности, практически полностью обеспечено поставками отечественного оборудования и исполнителями строительно-монтажных работ.
Инвестиции в тепловые сети должны обеспечивать дополнительную загрузку тепловых мощностей ТЭЦ, что позволяет за счет когенерации снизить тарифы на электрическую и тепловую энергию в 2 раза относительно раздельного производства энергии на котельных и электростанциях.
2.5. Необходимо увеличить долю стоимости российского оборудования и работ в энергетическом строительстве за счет загрузки отечественных заводов. Электроэнергетический комплекс стабильными заказами в объеме 80 млрд долл. поможет стабилизировать работу транспорта, металлургии, машиностроения, электротехники. При этом приоритет выбора места и срока строительства мощности энергообъектов должен исходить из возможности прежде всего ликвидировать дефицит мощности и стабилизировать тарифы.
2.6. В последние годы Россия катастрофически теряет позиции в теплофикации, осуществляя «ко-тельнизацию» страны. Прирост тепловой мощности котельных превосходит развитие ТЭЦ в 2-5 раз. По Москве потенциал экономии топлива от дополнительной загрузки теплофикационных турбин в летний период — 1,0 млрд куб. м газа/год, в годовом разрезе до 3,0 млрд куб. м газа. По стране из-за чрезмерного строительства котельных ежегодно теряется десятки млрд куб. м газа.
Причина форсированного строительства котельных — действующий порядок отнесения всей экономии топлива на ТЭЦ на электрическую энергию. Для создания экономических стимулов загрузки ТЭЦ целесообразно изменить методику распределения топлива между электрической и тепловой энергией на общепринятую в мире (экономия когенерации относится на тепловую энергию). Это позволит снизить объем платежей за тепловую энергию, которая не регулируется и не учитывается гражданами поквартирно. Для бизнеса это позволит получать тепловую энергию в два раза дешевле, чем выработанную на котельных. Конечно, при этом произойдет соответствующее увеличение стоимости электроэнергии, но для граждан и бизнеса электроэнергия (в отличие от тепла), является точно учитываемой и управляемой величиной. Применяемые почасовые тарифы дают возможность дополнительной оптимизации каждому потребителю. Переход на новую методику повышает эффективность экономики за счет использования топлива, а для каждого потребителя уменьшает общую сумму платежей за тепло и электроэнергию.
3. Для последующего подъема экономики

Анализ зависимости развития инфраструктур и повышения эффективности экономики (рис. 2) показывает, что производительность труда в развитых странах, в зависимости от доли в ВВП государственных инвестиций в инфраструктуру, увеличивается в соотношении 1:1. Можно полагать, что в российских условиях эта зависимость удваивается, значит, окупаемость инфраструктурных вложений составляет около 5-6 лет. ЧГП, применяющееся в этих странах, по сути своей является аналогом российского механизма гарантирующих инвестиций, но с серьезным отличием: в нашем механизме гарантом выступает Системный оператор (что ему абсолютно несвойственно), в зарубежном — государство
как объективно заитересованный субъект. По данному механизму у нас пятый год не реализовано ни одного проекта, а в Китае вводится по данной системе до 20% новых энергомощностей.
3.2. В кризисный период оценку менеджеров энергокомпаний надо проводить по показателям надежности и росту потребления. Это будет означать переход от корпоративной прибыльности к народно-хозяйственной эффективности, то есть к уни-версальному принципу «Потребитель всегда прав». Именно надежность энергоснабжения действующих потребителей и рост нового потребления в зоне ответственности энергокомпаний (или пула энергокомпаний) являются критерием эффективности текущего энергоснабжения и развития энергопотенциала в темпе подъема экономики.
Сегодня энергокомпаниям целесообразно обеспечить электроснабжение новых потребителей, не включенных из-за высокой стоимости технических условий, без взимания дополнительной платы. Кризисный спад производства — это появление неплановых резервов мощности, которые сегодня надо использовать эффективно в каждом регионе. Например, в ЦФО за последние годы не выдано технических условий на подключение до 50% потребителей, а общее уменьшение ВВП страны оценивается в 1500 млрд руб./год. Новые производства — это современные энергосберегающие технологии, подключение их в ближайшие годы не усугубит баланс. Механизм возврата инвестиций в данном случае должен быть определен договаривающимися сторонами при активной позиции региональных властей, вплоть до возможного залога акций. В 90-е годы именно таким методом была восстановлена работа завода «Амурсталь» в Хабаровском крае.
3.3. Государству придется сосредоточиться на развитии импортозаменяющих производств для стабилизации валютного баланса. Соответственно, на энергокомпании должна быть возложена задача первоочередного обеспечения их необходимой энергией.
- Сегодня 50% сельскохозяйственной продукции закупается за рубежом. Это не только затраты десятков миллиардов евро, но и потеря огромного количества рабочих мест. Энергокомпании могут внести заметный вклад в подъем сельскохозяйственного производства. Потребление электроэнергии на селе сегодня составляет лишь 25,0 млрд кВт•ч, против 104,0 млрд кВт?ч в советское время.
- Производство медицинских препаратов в России составляет лишь 17,0% от необходимого. Десятки миллионов граждан России не могут сегодня обходиться без зарубежных закупок жизненно необходимых лекарств. Электроэнергетика, имеющая сейчас незагруженные теплофикационные турбины и сверхчистую обессоленную воду, могла бы предоставить свои мощности для современных заводов медпрепаратов.
- Перспективным сектором экономики является текстильная промышленность, где сегодня используется лишь 20% потенциала и ликвидировано десятки тысяч рабочих мест. Непрерывное производство со сказочно коротким сроком окупаемости, которому необходимы электроэнергия, пар и горячая вода, могло бы дать эффективную загрузку электростанциям.
3.4. Для загрузки отечественной промышленности целесообразно:
- ввести в себестоимость энергии общепринятую статью затрат (до 1,5% реализации) специально для финансирования НИОКР. Если государство не обеспечит координации отраслевой науки, то возможен вариант создания аналога американского института «электроэнергетики» ЭПРИ на правах некоммерческого партнерства для координации разработки новой техники и технологий, покупки и освоения патентов, лицензий;
- cоздать единый инвестиционный закупочный Центр в электроэнергетике, как это фактически реализовано в ОАО «ФСК ЕЭС», которому на договорной основе с энергокомпаниями предоставить право закупки основного оборудования для всей отрасли. Это позволит перейти от разовых заказов машиностроительным фирмам к оптовым, скоординированным заказам на 5-7 и более лет, что резко снизит себестоимость изготовления;
- обеспечить разработку типовых проектных решений для электростанций на различных видах топлива, а электроподстанций и линий электропередач — для различных региональных условий;
- оптовые закупки, короткий типоразмерный ряд оборудования, типовые проекты дадут огромный эффект для производителя оборудования, исполнителя работ, а в конечном счете для потребителя. За счет именно такой политики Китай сократил удельные инвестиции в энергетику на 30-50%, обеспечивая ежегодный ввод десятков гиговатт мощностей.
Мировой опыт результатов поиска организационных и технологических решений позволяет системно реализовать программы создания надежной и эффективной электроэнергетики XXI века. Без этого невозможно обеспечить подъем национальной экономики и конкурентоспособность отечественного бизнеса.
Кудрявый
Виктор Васильевич
www.elektro.elektrozavod.ru.