Развитием собственного производства электротехнических изделий наиболее дальновидные российские компании стали заниматься еще несколько лет тому назад. В числе них — торгово-производственный холдинг Partner Electro.
Мы встретились с исполнительным директором этой фирмы Александром Лысаком на выставке Cabex-2022, поговорив с ним об особенностях рынка кабельно-проводниковой продукции, а также перспективах развития производства в нынешней экономической ситуации.

— В каких нишах рынка работает ваша компания? Расскажите вкратце нашим читателям об их особенностях.
— Условно всю кабельную отрасль можно разделить на несколько ниш: это промышленные кабели, как правило используемые в промышленном строительстве и эксплуатации промышленных объектов; кабели, используемые в гражданском строительстве и быту; специальные кабели.
Так исторически сложилось, что мы занимаемся кабелями для бытового применения и гражданского строительства, а также удлинителями. Для этих секторов рынка характерны высокая конкуренция, большой объем контрафакта и, как следствие, существенно меньшая маржинальность по сравнению с другими нишами.
В ответ на рост контрафакта, ассоциация «Честная Позиция» усиливает свою деятельность по борьбе с недобросовестными производителями. Постоянно проводятся независимые отборы и испытания образцов в разных регионах РФ.
Серьезной проблемой для данного сегмента рынка является ликвидность, особенно в текущей экономической ситуации. Основные каналы продаж для нас — федеральная розница, DIY-сети и крупные дистрибьюторские каналы. В частности, мы являемся главным поставщиком кабельной продукции, которая продается в сети магазинов Leroy Merlin (на момент подготовки материала магазины этой французской сети продолжали работу в России — прим. корр.) Для перечисленных каналов сбыта характерны большие складские остатки, значительная заморозка оборотных средств и отсрочки платежей. Например, мы только сейчас начали получать деньги за продукцию, которую отгружали на протяжении последних трех месяцев. Соответственно, за полученные деньги теперь мы сможем купить существенно меньше сырья и материалов для производства кабеля.

— Какую часть вашего ассортимента занимает кабельная продукция собственного производства?
— Весь ассортимент кабельной продукции, которую мы поставляем на рынок, собственного производства. Причем, обращаю внимание, что на завод к нам поступают катанка и полимерные материалы, все остальное мы делаем сами, включая переделы грубого и среднего волочения, что выгодно нас выделяет среди производителей в нише кабелей и проводов, которые используются в гражданском строительстве и быту.
— У вас на сайте указан год начала производства — 2013, но действующий сейчас завод в Богородском городском округе Московской области был запущен в 2017 г. Где изначально располагалось производство?
— Мы начинали развивать собственное производство с выпуска удлинителей. Производственная площадка располагалась в Смоленской области. Кабели для производства удлинителей мы тогда еще закупали. Потом это же производство мы перенесли в Ногинский район Московской области, сейчас это называется Богородский городской округ. А уже в 2017 г. в том же округе, но на другой производственной площадке — в Успенском технопарке — создали «с нуля» кабельное производство.
— Почему выбор пал именно на Богородский городской округ?
— Исторически в этой части Московской области еще с советских времен было сконцентрировано промышленное производство, поэтому есть вся необходимая инфраструктура. Кроме этого, нас с технопарком заключен долгосрочный контракт, и мы можем серьезно вкладываться в расширение производства. Например, в 2021 году мы установили дополнительный парк оборудования, который позволил нам кратно увеличить наши производственные мощности как в части ассортимента выпускаемой продукции, так и в объеме выпускаемой продукции.
— Используете ли вы как-либо богатый кадровый потенциал данного округа?
— Да, у нас работают и местные жители, но специалистов не хватает — они востребованы и на других промышленных предприятиях региона. Поэтому какую-то часть сотрудников нашего завода составляют приезжие. Мы предоставляем им жилье.
— А из Москвы к вам ездят на работу, благо, это недалеко?
— Да, ездят и из Москвы. Правда, это единичные случаи, но они есть.
— Где теперь вы производите удлинители?
— На той же площадке, что и кабели. В том числе, там располагаются такие технологические операции как штамповка силовых контактов, обработка, покраска металла и литье пластика. Вилки и розетки изготавливаем путем литья тоже там.
— Компоненты, из которых вы изготавливаете кабели и удлинители, они полностью российские? Или есть компоненты, которые в России не производят и в ближайшее время производить не будут?
— Арматуру в удлинителях мы использовали в основном немецкую. Выбрали именно ее из-за высокой надежности. Но заменить ее не проблематично — аналоги есть как у российских, так и у китайских производителей.
И можно подобрать с тем же качеством. Если же мы говорим о кабелях, то все компоненты, включая пластикаты, производятся в России.

— Значительная часть производимых вашей фирмой кабелей продается в розницу. При этом важным фактором для продаж становится упаковка, чтобы товар был заметен на полке. Мало того, как показывает экспозиция выставки, где мы беседуем, все чаще производители переходят от черного и белого цветов для оболочки кабеля к разнообразным ярким оттенкам, чтобы их продукция была заметнее в магазине. Что вы делаете в данном направлении?
— Большую работу, чтобы наша продукция была заметнее на полках, ведет директор по маркетингу Partner Electro Елена Руденькая. В частности, в прошлом году мы провели ребрендинг. Теперь наши корпоративные цвета обозначают медь, линия в символике означает открытость к сотрудничеству со всеми: как с розничными покупателями, так и с корпоративными клиентами.

Мы используем полиэтиленовую упаковку, но сейчас уже задумываемся над переходом к бумажной упаковке, которая считается более экологичной. В своих коммуникациях с потребителем мы сообщаем ему, что жилы наших кабелей изготовлены из меди, кабели выпущены в соответствии с ГОСТ и безопасны. Если говорить о цвете продукции, то кабель с оранжевой оболочкой мы используем в удлинителях.
— Если говорить о нише «народных» кабелей, то там в недавнем прошлом значительную долю рынка занимала продукция с обозначением ПУНП. Эти кабели сейчас считаются многими экспертами опасными. Есть ли у вас решения, чем заменить такие кабели в уже существующих объектах?
— Мы создали в прошлом году в нашей структуре отдел по техническому развитию. Там работают грамотные инженеры. Если у заказчика возникнет необходимость заменить уже проложенный ранее кабель на более качественный и безопасный, то они могут создать необходимый для этого проект. Но, особо подчеркну, что общего решения как заменить кабель на любых объектах, не существует. Этот вопрос должен решаться в индивидуальном порядке. Поэтому наш отдел технического развития делает такие проекты по запросу для каждого объекта в отдельности.
— Ваш прогноз ситуации на рынке кабельной продукции применительно к тем нишам, где работает Partner Electro?
— Рынок будет поделен, с него уйдет значительная часть игроков. Ожидается серьезная консолидация рынка. В России в этой нише сейчас работают, предположительно, до 150 заводов кабельной продукции.
Останется, по моим оценкам, менее 100 заводов.
Но открываются и новые возможности в связи с полным изменением производственных цепочек, а также цепочек поставки продукции в глобальном масштабе.
— Какие у вас планы развития производства?
— Были идеи наладить собственное производство медной катанки и полимеров. Но в текущей экономической ситуации пока «поставили на паузу» эти задумки. Будем следить за ситуацией.
— Какие инновационные продукты и решения от вашей компании станут доступны уже в ближайшем будущем?
— Мы рассматриваем возможность выпуска удлинителей с флуоресцирующими метками на кабеле. Удлинители на стройках разматывают на расстояние до 100 м. Естественно, в темное время суток большая его часть не освещена. Из-за этого часто происходят его механические повреждения. Мы хотим нанести на кабель метки из фосфоресцирующего материала, который днем запасает солнечную энергию, а ночью светится.
Но, вообще, направление, которым мы занимаемся, довольно консервативно. В производстве прорывные технологии появляются нечасто. Более важным фактором в конкурентной борьбе является сервис, максимально ориентированный на потребности клиентов. И в этом скорее стоит ждать прорывных технологий. Будем развивать цифровизацию процессов, предлагать клиентам хеджирование рисков, появятся новые клиентские приложения.
— Несколько лет тому назад появился льготный налоговый режим для самозанятых, который открыл новые перспективы перед частнопрактикующими электриками. Но, в отличие от сотрудника крупной организации, самозанятый электрик не имеет доступа к ресурсам научно-технического отдела, который посоветовал бы ему, какой выбрать кабель. Можете ли вы в будущем предложить какие-либо сервисы для самозанятых?
— В настоящее время мы занимаемся созданием проектной платформы. Человек вводит в цифровой сервис исходные данные и получает информацию, сколько и какой кабельной продукции ему нужно. Также платформа выдает информацию о периферийной продукции — сращивателях, муфтах и т. д. Я думаю, что такой сервис появится на нашем сайте уже в этом году. Но уже сейчас у Partner Electro налажены связи с частнопрактикующими электриками. Мы получаем от них «обратную связь» и эта информация используется в процессе создания данного сервиса. Именно таким цифровым сервисам и принадлежит будущее.

Беседовал Алексей Васильев