Электрическая генерация

К 100-летию плана ГОЭЛРО. История энергосистемы Московского региона

19 ноября 2020 г. в 15:34

Задолго до начала реализации плана ГОЭЛРО, в июле 1887 года, в Москве приступило к работе учрежденное за год до этого по инициативе братьев Сименс в Санкт-Петербурге «Акционерное общество электрического освещения» 1886 года.

В декабре 1888 года была введена в эксплуатацию первая центральная электростанция Москвы — «Георгиевская», мощностью 1,5 МВт. Сегодня в ее здании расположен Московский государственный выставочный зал «Малый манеж». 28 ноября 1897 года включили в работу первую очередь электростанции «Раушская» мощностью 3,3 МВт (старейшая в ПАО «Мосэнерго» электростанция ГЭС-1 им. П. Г. Смидовича). «Раушская» стала первым в Москве энергетическим проектом промышленного значения: электростанция вырабатывала переменный трехфазный электрический ток, что давало возможность использовать более высокое напряжение и передавать мощность на дальние расстояния.

В марте 1914 года введена в эксплуатацию первая в мире торфяная электростанция «Электропередача» мощностью 10 МВт (ГРЭС-3 им. Р. Э. Классона).

16 декабря 1917 года В. И. Ленин подписал декрет Совета Народных комиссаров о национализации «Общества электрического освещения 1886 года»: имущество общества было конфисковано и передано в собственность государства. При этом ведущие специалисты компании — Р. Э. Классон, Г. М. Кржижановский, С. Я. Аллилуев, Л. Б. Красин, И. И. Радченко, П. Г. Смидович, В. В. Старков — остались работать на своих местах. Общее руководство национализированными электростанциями осуществлял отдел электротехнической промышленности Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).

В 1918 году Президиум ВСНХ РСФСР принял решение об объединении на параллельную работу электростанций Москвы. Для осуществления этой задачи учреждено Объединение государственных электростанций (ОГЭС) Московского района, а 24 сентября 1921 года постановлением коллегии Главэлектро сформировано Управление объединенными государственными электростанциями Московского района (ОГЭС), в которое вошли МГЭС-1, «Трамвайная», «Электропередача», «Шатурская», «Глуховская», «Павлово-Посадская» и «Ореховская».

МОГЭС

17 декабря 1921 года в системе ОГЭС была организована центральная диспетчерская служба дежурных инженеров.

Центральная диспетчерская служба дежурных инженеров

5 января 1922 года постановлением Президиума ВСНХ создано Московское объединение государственных электрических станций (МОГЭС). Трест действовал на началах хозрасчета. В основе хозрасчета было введение тарифов на электроэнергию, соответствующих ее себестоимости, что означало для электростанций прекращение государственного снабжения — как денежного, так и продовольственного. Самые высокие тарифы были установлены для торговых помещений, самые низкие — для квартир и государственных учреждений. Тарифы для промышленности были в три раза меньше, чем тарифы за освещение квартир.

В 1924 году началась электрификация рабочих районов столицы. Правлением МОГЭС был разработан комплексный план электрификации всей московской промышленности и развития электросетей. Первым звеном кольца электрических линий вокруг Москвы стала линия Кашира ─ Москва, на которой впервые было освоено напряжение 115 кВ, а также подстанции в Кашире и Кожухове. Вторым звеном электрокольца стала ЛЭП Шатура ─ Москва на металлических опорах, которая вступила в эксплуатацию 23 сентября 1925 года. Столица получила надежную схему электроснабжения.

Московская энергосистема становится крупнейшей в стране. Производительность электростанций достигла 820 тыс. кВт, в столице появился новый электрифицированный транспорт: электропоезд, троллейбус и метрополитен.

30 ноября 1931 года состоялся ввод в эксплуатацию высоковольтного кольца вокруг Москвы напряжением 110 кВ.

29 июля 1932 года трест МОГЭС преобразован в районное энергетическое управление «Мосэнерго». 1932 год был последним годом первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. За годы пятилетки установленная мощность электростанций «Мосэнерго» выросла в 2,7 раза, а выработка электроэнергии — в 3,5 раза. Были расширены Шатурская ГРЭС (до 136 тыс. кВт), Каширская ГРЭС (до 186 тыс. кВт), ГРЭС-3 им. Р. Э. Классона (до 46 тыс. кВт), строились новые электростанции. В последующие десять лет МОГЭС удалось увеличить генерирующие мощности региона со 109,6 до 492,9 МВт. Одновременно с ростом мощности росла и развивалась электросеть.

После начала войны работы по строительству новых энергообъектов сворачиваются, начинается эвакуация оборудования московских электростанций в восточные районы страны. Оставшиеся в эксплуатации энергообъекты бесперебойно обеспечивали электроэнергией оборонные объекты и электрозаграждения на пути противника.

В 1943 году началось возвращение в Москву из эвакуации энергетического оборудования, было введено в строй 236 тыс. кВт новой мощности. При этом в «Мосэнерго» опробовались и новые рационализаторские идеи. Так, в 1943 году на электростанциях «Мосэнерго» стали внедрять системную автоматику, а на Угличской и Рыбинской ГЭС были включены первые автоматические регуляторы частоты.

За самоотверженную работу в годы войны коллектив «Мосэнерго» был награжден орденом Отечественной войны I степени, который вручался только за боевые заслуги.

В конце 1940-х годов была осуществлена связь Московской энергосистемы с Ивановской, Ярославской и Горьковской энергосистемами. В 1956 году была введена высоковольтная линия из Куйбышева в Москву. «Мосэнерго» стало основой формирования Единой энергетической системы Европейской части страны.

Сегодня ПАО «Мосэнерго» — основной производитель электрической и тепловой энергии для Московского региона, объединяющего два субъекта Российской Федерации — Москву и Московскую область. В состав компании входят 15 тепловых электростанций.

Источник: Пресс-центр Филиала АО «СО ЕЭС» ОДУ Центра

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Дизельные электростанции (ДЭС) ДГУ-30, ДГУ-50, ДГУ-60, ДГУ-100, ДГУ-150, ДГУ-200, ДГУ-250, ДГУ-300, ДГУ-315, ДГУ-350

ДИЗЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ДГУ (ДЭС): СТАЦИОНАРНЫЕ ДГУ (ДЭС) Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДГУ (ДЭС) В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДГУ (ДЭС) НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДГУ (ДЭС) НА ШАССИ: Представляет из себя шасси – платформу, специально доработанную для крепления и перевозки генераторной...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 14 июня · Россия · Ярославская обл
Дизельные электростанции (ДЭС) ДГУ-30, ДГУ-50, ДГУ-60, ДГУ-100, ДГУ-150, ДГУ-200, ДГУ-250, ДГУ-300, ДГУ-315, ДГУ-350

ПРОДАМ: Газопоршневая электростанция 100 кВт, ГПУ-100, АГП-100, ЭГП-100, ГПЭС-100, ГПА-100, ГЭС-100, ГГУ-100, АП-100, КГУ-100

Основные технические характеристики газопоршневой установки номинальной мощностью 100 кВт на базе двигателя ЯМЗ-238.Г, ГПУ-100, АГП-100, ЭГП-100, ГПЭС-100, ГПА-100, ГЭС-100, ГГУ-100, АП-100, КГУ-100: Тип охлаждения Радиаторный Номинальная мощность (длительная) 100 кВт / 125 кВА Максимальная часовая мощность 110 кВт / 137,5 кВА Род тока переменный трехфазный Номинальное напряжение 400 В Номинальная частота 50 Гц Номинальный коэффициент мощности 0,8 Номинальный ток 180 А Частота вращения вала двигателя 1500 об/мин. Давление газа 0.2-6 кг/см² (0.019-0.58 МПа) Удельный расход топлива при номинальной мощности (0,3 м3/ч х 1 кВт) 30 м3/ч Удельный расход масла (% от расхода топлива) 0,5% Система охлаждения 36 л Система смазки 34 Габаритные размеры в открытом исполнении (ДхШхВ) 2600×1200×1650 мм Масса сухого агрегата 2100 кг Ресурс до капитального ремонта 50000 м/ч Первичный двигатель ЯМЗ-238.Г Генератор синхронный «Leroy Somer» (Франция), Stamford «Cummins Inc» (Англия), «Linz Electric» (Италия) Щит управления ШУГГ-100 на базе контроллера «Huegli Tech» HT-GC-600 Швейцария, InteliLite NT «ComAp» Чехия, «Lovato» Италия, «Motortech» Германия Одиночная работа в параллель с сетью, групповая параллельная работа, групповая параллельная работа в параллель с сетью, системы когенерации тепла, доставка и пусконаладочные работы выполняются по желанию Заказчика. Системы удаленного мониторинга • Система удаленного мониторинга и управления ГПУ — Интерфейсный модуль RS-485/232: Интерфейсный модуль 485 предназначен для преобразования электрических сигналов ведущего устройства с интерфейсом RS232, в сигналы интерфейса RS485 предназначенных для удалённых устройств (ведомые устройства) в режиме полудуплекса. Преобразователь позволяет организовывать связь между персональным компьютером, используя стандартный COM-порт, и устройствами, оборудованными интерфейсом RS485. Преобразователь интерфейса 485 используется для построения сетей, предназначенных для контроля и управления различными...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 14 июня · Россия · Ярославская обл
Газопоршневая электростанция 100 кВт, ГПУ-100, АГП-100, ЭГП-100, ГПЭС-100, ГПА-100, ГЭС-100, ГГУ-100, АП-100, КГУ-100

ПРОДАМ: ДГУ ДИЗЕЛЬНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ АД (ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД 16-400 кВт)

ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД: ДГУ СТАЦИОНАРНЫЕ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД В КОНТЕЙНЕРЕ НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД В КОНТЕЙНЕРЕ НА...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 14 июня · Россия · Ярославская обл
ДГУ ДИЗЕЛЬНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ АД (ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД 16-400 кВт)

ПРОДАМ: ДЭС Контейнерные электростанции ЯМЗ - 60 кВт, 100 кВт, 150 кВт, 200 кВт, 250 кВт, 300 кВт, 315 кВт

ДЭС КОНТЕЙНЕРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ЯМЗ: ДЭС СТАЦИОНАРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДЭС ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДЭС ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДЭС ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДЭС КОНТЕЙНЕРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДЭС КОНТЕЙНЕРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ НА ШАССИ: Представляет из себя шасси...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 14 июня · Россия · Ярославская обл
ДЭС Контейнерные электростанции ЯМЗ - 60 кВт, 100 кВт, 150 кВт, 200 кВт, 250 кВт, 300 кВт, 315 кВт

ПРОДАМ: Электростанция 100 кВт

Электростанция 100 кВт «Звезда Сибири» реализует электростанции (дизельные генераторы) мощностью от 10 до 500 кВт. Электростанция (дизель-генератор) ЭСДА-100-Т/400, стационарная или передвижная в кунге П-6 (прицеп двухосный), с хранения. Обслужена и проверена под нагрузкой. Гарантия. Характеристики: 1-я степень автоматизации, номинальная мощность — 100 кВт (125кВА), номинальное напряжение — 400В, частота — 50 Гц, род тока — переменный, трехфазный, двигатель — 1Д6 КС (ЯМЗ-238), генератор — ГСФ-100М, система охлаждения — радиаторная, расход топлива ~ 28.2 л/ч при номинальной мощности, удельный расход масла — 0,5% от расхода топлива, емкость масляного бака полная/рабочая -86/52 л. Масса электростанции — 2,75 т, с кунгом — 5,5 т. Габаритные размеры (длина х ширина х высота, мм): 2860×1180×1600. Габариты кунга П-6 (мм): 5500×2500×1950 (с шасси -3м). Мы работаем с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:30. Пожалуйста, при звонке учитывайте разницу в часовых поясах (+ 4ч МСК).
Бурындин Александр · ООО "Звезда " · 22 мая · Россия · Новосибирская обл
Электростанция 100 кВт
ЗАО «ЗЭТО» — является одним из ведущих российских производителей электротехнического оборудования высокого, среднего и низкого напряжения, хорошо известным как в России, так и за рубежом.