Электрическая генерация

К 100-летию плана ГОЭЛРО. Орловская энергосистема на пути к СВЕТлому будущему

20 ноября 2020 г. в 08:46

Филиал «Россети Центр Орелэнерго» продолжает цикл публикаций, в которых расскажет вам историю развития орловской энергосистемы в контексте процессов, проходивших в нашей стране со времени принятия в 1920 году плана ГОЭЛРО. На основании документов, хранящихся в Центральном орловском архиве и музее энергетики, мы расскажем, как Орловщина прошла путь от самых истоков развития энергетики до современного периода, не скрывая ни успехов, ни ошибок, ни трудностей этого перехода.

Об электрификации в России всерьёз заговорили в конце XIX века. Передовые умы строили, как многим тогда казалось, нереальные планы, которые стали явью в начале ХХ века. В разных уголках страны электрификация продвигалась разными темпами, проходила со своими особенностями, но главное было одно: страна думала о будущем. Как величайший замысел воплощался на Орловщине — об этом рассказывают газетные статьи того времени и материалы орловского архива.

Фото из архива

Первая городская электростанция в городе была построена акционерным бельгийским обществом, вслед за этим открылось трамвайное движение, началось освещение улиц вдоль трамвайных линий — было установлено 50 электрических фонарей.

К моменту, когда в молодом советском государстве началась реализация плана ГОЭЛРО, орловская электростанция имела крайне изношенное состояние и не работала месяцами.

В газете «Орловская правда» появляются гневные комментарии горожан: «С каждым днём подача энергии для квартир рабочих и служащих принимает характер, выражаясь мягко, какого-то издевательства. Для рабочих, занятых физическим трудом, и для служащих, сплошь и рядом кончающих работу на дому (переписка, составление срочных отчётов, докладов и т. п.), с наступлением сумерек начинается буквально какая-то пытка. Света не дают... зажигаешь лампу, и около коптящей лампы начинаешь работу. Прошло сорок минут... дают освещение, гасишь лампу и, прервав на две отри минуты работу, располагаешься её продолжать... Проходит не более двадцати минут и свет опять гаснет! Зажигаешь вновь коптилку и т. д. Что же это такое? Ведь такая, с позволения сказать, "чехарда" идёт изо дня в день. Ведь гораздо проще было бы объяснить всем потребителям электроэнергии, что, допустим, с 1-го февраля 1923 г. подача световой энергии в квартиры рабочих и служащих совершенно прекращается. Когда будет сделано такое объявление о прекращении подачи электроэнергии?»
Поступали и жалобы на оплату электричества: «Электростанция установила такой порядок, что потребитель обязан оплатить счёт в течение трёх суток с момента его подачи. Неуплата в срок ведёт за собой пеню и довольно чувствительную для кармана трудящихся: просрочка за три дня за два патрона — 5169 р., а через шесть дней уже 9149 р. Когда и в какой форме электростанция будет компенсировать систематическую неподачу электроэнергии потребителю? Нельзя же, в самом деле, становиться на такую точку зрения, что потребитель существует только для электростанции, что потребителя за неаккуратную выплату следуемых с него денег можно "стегать" штрафом, а вот производителя (электростанцию) за систематическую неподачу энергии и издевательство над потребителем и рукой не достанешь?», — писали в газету возмущённые граждане.

В 1926 году в связи с экономией электроэнергии запрещалось «...освещать город в лунные ночи. Перронщику электростанции вменялось в обязанность наблюдать за движением луны и облачностью неба и делать соответствующие выключения и включения электроэнергии». Жители города подвергались штрафу за пользование электрическими лампочками свыше 25 вт. Видно, паровые машины действительно отжили свой век. Эти молчаливые великаны содержатся в порядке, периодически осматриваются и готовы работать в любой момент, но развивающемуся городу всё равно мало. Главная сила станции — дизели. Их три. В зимнее время с 5 часов вечера все работают одновременно и едва успевают обслуживать трамвайное движение и освещение города. В случае неотложного ремонта какого-либо из дизелей приходится выключать из освещения часть города, что вызывает постоянные нарекания. Мало того, ремонт приходится делать наспех, что сопряжено с большими неудобствами.

Вот ещё одна цитата о достаточно непростом положении энергосистемы Орловской области того времени:

«Летом из трёх дизелей поочерёдно работают два, а один находится в капитальном ремонте. Станции необходим, по крайней мере, ещё один дизель, новые моторные вагоны и счётчики электроэнергии для абонентов. Помимо всего этого необходимо заменить сгнившие опоры по линии трамвая и электроосветительной сети. Если эти вопросы решатся, то орловская электростанция сможет удовлетворить потребность Орла в энергии по приемлемой цене...».

Только в 1932-33 году Орёл будет иметь новую электростанцию. Электрическое освещение станет более доступным для рабочих масс, значительно увеличит число абонентов станции, лампочка Ильича вытеснит смрадную, тускло коптящую керосинку, и у орловской электростанции появится будущее. Будущее хорошее, а главное — близкое. Это будущее — переменный ток, дешёвая энергия, широкий рабочий потребитель.

Источник: Филиал «Россети Центр Орелэнерго»

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Ветрова Ксения
Все новости и публикации пользователя Ветрова Ксения в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Дизельные электростанции (ДЭС) ДГУ-30, ДГУ-50, ДГУ-60, ДГУ-100, ДГУ-150, ДГУ-200, ДГУ-250, ДГУ-300, ДГУ-315, ДГУ-350

ДИЗЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ДГУ (ДЭС): СТАЦИОНАРНЫЕ ДГУ (ДЭС) Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДГУ (ДЭС) В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДГУ (ДЭС) НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДГУ (ДЭС) НА ШАССИ: Представляет из себя шасси – платформу, специально доработанную для крепления и перевозки генераторной...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
Дизельные электростанции (ДЭС) ДГУ-30, ДГУ-50, ДГУ-60, ДГУ-100, ДГУ-150, ДГУ-200, ДГУ-250, ДГУ-300, ДГУ-315, ДГУ-350

ПРОДАМ: ДГУ (ДЭС) ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ПЕРЕДВИЖНЫЕ - ПРИЦЕПНЫЕ, ДИЗЕЛЬ ГЕНЕРАТОРЫ ПЕРЕДВИЖНЫЕ - ПРИЦЕПНЫЕ

ДГУ (ДЭС) СТАЦИОНАРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ: Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДГУ (ДЭС) В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДГУ (ДЭС) ИСПОЛНЕНИЕ НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДГУ (ДЭС) ИСПОЛНЕНИЕ НА ШАССИ: Представляет из себя шасси – платформу, специально доработанную для крепления и перевозки генераторной...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
ДГУ (ДЭС) ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ПЕРЕДВИЖНЫЕ - ПРИЦЕПНЫЕ, ДИЗЕЛЬ ГЕНЕРАТОРЫ ПЕРЕДВИЖНЫЕ - ПРИЦЕПНЫЕ

ПРОДАМ: ДГУ ДИЗЕЛЬНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ АД (ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД 16-400 кВт)

ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД: ДГУ СТАЦИОНАРНЫЕ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД В КОНТЕЙНЕРЕ НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД В КОНТЕЙНЕРЕ НА...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
ДГУ ДИЗЕЛЬНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ АД (ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД 16-400 кВт)

ПРОДАМ: ДГУ (ДЭС) ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРНЫЕ УСТАНОВКИ АД-30, АД-50, АД-60, АД-75, АД-100, АД-160, АД-200, АД-250, АД-300, АД-400

ДГУ (ДЭС) СТАЦИОНАРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ: Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДГУ (ДЭС) В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДГУ (ДЭС) НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДГУ (ДЭС) НА ШАССИ: Представляет из себя шасси – платформу, специально доработанную для крепления и перевозки генераторной установки (контейнерной...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
ДГУ (ДЭС) ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРНЫЕ УСТАНОВКИ АД-30, АД-50, АД-60, АД-75, АД-100, АД-160, АД-200, АД-250, АД-300, АД-400

ПРОДАМ: Электростанция 200 кВт

Электростанция 200 кВт «Звезда Сибири» реализует электростанции (дизельные генераторы) мощностью от 10 до 500 кВт. Электростанция (дизель-генератор) ДГА-200Т/400, стационарная или передвижная в утеплённом кузове-фургоне на двухосном прицепе КП-10, с хранения. Обслужена и проверена под нагрузкой. Гарантия. Характеристики: 2-я степень автоматизации, номинальная мощность — 200кВт (250кВА), номинальное напряжение — 400В, частота — 50Гц, номинальный ток — 360 А, род тока — переменный, трехфазный, двигатель 1Д12КС, генератор — ГСФ-200-02, система охлаждения — радиаторная, ёмкость топливного бака — 250л, расход топлива — 50л/ч при номинальной мощности, удельный расход масла — 0,5% от расхода топлива. Масса электростанции — 3775 кг, с кунгом — 8 тонн. Габаритные размеры (длина х ширина х высота, мм) — 3275×1465×1640. Габариты кунга КП-10 (мм) — 7500×2750×2000. Мы работаем с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:30. Пожалуйста, при звонке учитывайте разницу в часовых поясах (+ 4ч МСК).
Бурындин Александр · ООО "Звезда " · 5 апреля · Россия · Новосибирская обл
Электростанция 200 кВт
Компания «ФАТО Электрик» является производителем и прямым поставщиком низковольтной электротехнической продукции торговой марки HLT. На сегодняшний день ассортимент продукции бренда HLT уже включает в себя более 4000 наименований продукции. Офис и склад общей площадью свыше 1000 м2 находятся в Москве для удобства развития региональной сети дистрибьюции бренда. Фато Электрик осуществляет поставки не только по всей территории Российской Федерации, но и тесно сотрудничает с Республикой Беларусь.