К середине лета в большинстве стран мира стали частично снимать ограничения, обусловленные коронавирусом, в том числе касающиеся использования общественного транспорта. Тем не менее, ехать в маске и перчатках в жару в переполненном автобусе — то еще удовольствие. Да и беспокойство людей за свое здоровье никто не отменял. При этом политика ограничения личного автотранспорта в крупнейших городах мира продолжает действовать. Выходом стали электросамокаты, на которые по всему миру сейчас наблюдается ажиотажный спрос.
В июле 2020 года группа компаний «М.Видео-Эльдорадо» опубликовала данные о динамике спроса на малый электротранспорт, согласно которым в июне 2020 г. таких средств передвижения в магазинах группы было продано, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 25 % больше в штуках и на 70 % больше в денежном исчислении. Увеличение среднего чека, по мнению автора обзора, связано не только с колебаниями курса рубля, но и с тем, что пользователи чаше выбирают более дорогие модели. т. к. покупают самокат не для забавы, а для передвижения на большие расстояния, в том числе и с деловыми целями.
Именно формат самоката оказался наиболее подходящим для индивидуальных средств передвижения на электрической тяге. Всевозможные сегвеи и моноколеса требуют определенных навыков вождения и подходят далеко не всем. Электрические велосипеды слишком тяжелые и громоздкие: к деталям, характерным для обычного велосипеда, прибавляются тяжелые мотор и батарея аккумуляторов. Электросамокат в сложенном виде не займет много места в доме; он легкий, что позволяет, при необходимости, переносить его в тех местах, где невозможна езда на колесах.
Другим фактором, который привел к увеличению спроса на электросамокаты, стало развитие служб доставки. Электросамокат — очень удобное средство передвижения для курьеров, по крайней мере, если температура на улице не ниже −5 ºС.
Не только литий
Подавляющее большинство современных электросамокатов работают от Li-Ion аккумуляторов. Главным преимуществом таких АКБ применительно к электротранспорту является большая удельная емкость на единицу массы. Но есть и проблемы, связанные с безопасностью. Если батарея или же встроенное в электросамокат зарядное устройство изготовлены с нарушением технологии, аккумуляторы могут загореться или даже взорваться при зарядке. В Интернете можно найти немало видеороликов, показывающих последствия возгорания и взрыва Li-Ion аккумуляторов. Страх перед данным явлением удерживает некоторых людей от покупки электросамоката.
Компания Razor решила удовлетворить потребности данной группы потребителей и анонсировала выпуск в будущем году модификации своего электросамоката C25 со свинцово-кислотными аккумуляторами. Он будет весить 18,1 кг (против 13,6 кг у Li-Ion версии) и обеспечивать дальность поездки от одной зарядки 18 км (против 26 км у Li-Ion версии). Внешне новый вариант мало чем будет отличаться от Li-Ion предшественника, разве что аккумулятор, размещающийся у обоих модификаций под платформой, несколько толще.
Наследник былой славы
15 июля компания Segway прекратила выпуск знаменитых сегвеев. Вместо них компания теперь сосредотачивает свои усилия на производстве электросамокатов под брендом Ninebot. Ставка делается, в частности, на увеличение времени автономного хода.
Новый Segway Ninebot G30, обладая аккумуляторной батареей емкостью 550 Вт·ч, способен проехать на одной зарядке до 65 км. Предыдущий рекорд для серийно выпускаемого электросамоката составлял 50 км (при этом емкость аккумуляторной батареи была 500 Вт·ч). По утверждению производителя, добиться такого показателя удалось за счет применения интеллектуальной системы управления зарядом и разрядом батареи.
К недостаткам новинки можно отнести большую массу — 19,5 кг. Для сравнения, одна из наиболее популярных моделей электросамокатов Xiaomi весит всего 12,5 кг. Правда и проезжает он от одной зарядки не более 30 км.
Из перспективных разработок Segway, представленных уже в августе, следует отметить Ninebot KickScooter T60 — трехколесный электрический самокат, оснащенный искусственным интеллектом. Он предназначается в основном для пунктов проката. Его главная особенность — самокат самостоятельно, без участия человека (для чего ему и нужно три колеса вместо двух) способен доехать до ближайшей стоянки прокатной компании.
Аккумуляторы из Сколково
Для электросамокатов не существует пока станций ускоренной зарядки. Встроенное в электросамокат зарядное устройство ограничено по массе, размерам и, соответственно, по мощности. В результате, на полную зарядку аккумулятора электросамоката тратится не менее 5 ч. Вот почему практически невозможно планировать поездку на электросамокате по принципу «доеду до ближайшего кафе, посижу там полчаса и заодно заряжу транспортное средство».
В принципе, ничего не мешает увеличить дальность поездки от одной зарядки до 100 км, и даже более. Но при этом электросамокат станет в прямом смысле неподъемным, что сразу лишает его преимуществ по сравнению с другими транспортными средствами. Проблема решается, если на зарядной станции происходит замена разряженного аккумулятора на заряженный. Но это только на первый взгляд все так просто, в реальности же нужно обеспечить совместимость различных типов аккумуляторов для разных моделей электросамокатов при отсутствии на данный момент единого международного стандарта.
Проблема была недавно решена стартапом Raido, являющимся резидентом инновационного центра «Сколково». Этот стартап разработал аккумуляторные батареи, которые можно установить на большинство моделей электросамокатов.
Созданная Raido аккумуляторная батарея устанавливается на руль транспортного средства с помощью специального крепления, обеспечивающего быструю замену (менее 10 мин). Батарея дает напряжение 36 В, имеет емкость 360 Вт·ч, что соответствует примерно 30 км езды от одной зарядки. В батарею встроено зарядное устройство, позволяющее подключать ее для зарядки напрямую к сети 230 В (для зарядных станций предлагается модульная система шкафов, в ячейки которых вставляются аккумуляторы). Также присутствуют системы мониторинга состояния батареи и NFC-идентификации пользователя, а также защита от кражи АКБ. К сожалению, разработчики не сообщают о массе энергоэлемента.
На сайте Raido заявлено, что разработанная ими аккумуляторная батарея может быть установлена почти на любой электросамокат в мире. По мнению автора обзора, здесь есть некоторое преувеличение, так как значительную долю рынка занимают электросамокаты с аккумуляторными батареями на 48 и 60 В, для которых данное решение не подходит. Тем не менее, аккумуляторы напряжением 36 В действительно, наиболее часто используются в электросамокатах. В частности, батареи на такое напряжение используются в средствах передвижения от таких известных фирм как Xiaomi и Segway.
Законодательное регулирование
Июль 2020 г. ознаменовался началом изменениями в законодательном регулировании использования самокатов в ряде стран. В Великобритании на электросамокатах, находящихся в частном владении, до сих пор можно разъезжать по своему участку, по двору дома или другой закрытой территории, но нельзя ездить ни по тротуарам, ни, тем более, по дорогам общего пользования. Но с 4 июля власти сделали исключение для этого правила для арендуемых электросамокатов. Теперь на них можно ездить по дорогам общего пользования. Правда, такое разрешение дано сроком на год и не относится к Северной Ирландии.
Во Франции с 1 июля введены новые правила использования электросамокатов. Эти транспортные средства теперь должны быть оснащены механической тормозной системой, звуковым сигналом, фарами и отражателями спереди и сзади.
В Индии подлежат регистрации электросамокаты с максимальной скоростью больше 25 км/ч. Причем регистрировать надо самокат в полном комплекте, вместе с аккумуляторной батареей. В июле, с целью дальнейшего развития малого электротранспорта, было сделано послабление — теперь приобрести и поставить на учет можно электросамокат без аккумуляторной батареи, а уже потом приобрести её, найдя наиболее выгодное по цене предложение.
В России использование электросамокатов пока никак не регулируется. В июле 2020 г. в нашей стране наконец начата разработка федерального законодательства, касающегося малого электротранспорта.
Выводы
Всплеск интереса к электросамокатам поставил перед электротехнической отраслью множество новых задач. Когда-то этот вид транспортных средств считался всего лишь развлечением для молодежи, можно было мириться с медленным зарядом батарей, отсутствием единых стандартов и правил. Главным критерием была низкая цена. Но когда электросамокат обрел более серьезный статус и потребители готовы платить за него больше, можно ожидать новых технологических прорывов именно в этой области.
Автор: Алексей Васильев