Электротранспорт

Автомобильная промышленность уходит от скважины к розетке

16 марта 2021 г. в 12:08

Глобальный энергопереход и климатическая политика ведущих европейских держав не только заставляют ведущих автопроизводителей налаживать массовое производство электрокаров, но и разрушают основы современной поп-культуры. К 2025 году агент 007 Джеймс Бонд, скорее всего, будет искать зарядку для своего Aston Martin, а во время гонки «Формулы-1» вместо победных выхлопов бензина будет раздаваться запах переработанных апельсинов и кукурузы, а машину можно будет купить только в интернет-магазине.

Зарядить и не смешивать

Компания Aston Martin объявила о выпуске с 2025 года двух «зеленых» электрических моделей — спорткара и кроссовера. Об этом в интервью газете Financial Times сообщил главный акционер британской марки, канадский миллиардер Лоуренс Стролл. Гоночный электрокар будет по дизайну повторять модели компании с двигателем внутреннего сгорания, в частности, DB11. Автомобиль получит переднее расположение мотора и, вероятно, привод на задние колеса.

Одновременно со спорткаром появится еще одна новинка Aston Martin — полноприводный кроссовер с электрической силовой установкой. Дизайн обоих автомобилей пока окончательно не утвердили.

Выпуск электрокаров для Aston Martin — вынужденная мера. Великобритания собирается к 2030 году полностью прекратить продажи автомобилей с негибридными бензиновыми и дизельными моторами. Компания уже расширяет линейку автомобилей с гибридными и электрическими силовыми агрегатами. Гибридный вариант первого SUV модели DBX ожидается уже в 2021 году, другие гибридные модели — в 2023 году. Однако в угоду настоящим ценителям классических моделей Aston Martin продолжит выпускать автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

Государственно-климатическая классика

Другой патриарх европейского автомобильного рынка — компания Volvo на днях заявила, что уже к 2030 году полностью перейдет на выпуск электромобилей, убрав из своей модельной линейки машины с двигателями внутреннего сгорания. Автоконцерн откажется в том числе и от гибридных моделей.

Как считает Volvo, у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания просто нет долгосрочного будущего. Компания уверена, что росту числа электромобилей в мире будет способствовать законодательство и развитие необходимой инфраструктуры, а также аккумуляторов.

Конечно, на Volvo подействовало и давление со стороны правительств, многие из которых намерены запретить двигатели внутреннего сгорания в будущем, а также планы ряда муниципалитетов Европы прекратить движение автомобильных машин в центрах городов. Как заявила компания, решение основано на ожидании того, что законодательство, а также быстрое расширение доступной высококачественной инфраструктуры зарядки ускорит принятие потребителями полностью электрических автомобилей.

Но и это еще не все, Volvo решила пойти дальше всех в маркетинге электрокаров и объявила, что будет продавать их только через интернет. Возможность тест-драйвов и доставка заказов сохранятся, однако сделать покупку можно будет только онлайн по фиксированной цене. Прощайте, семейные походы в автосалоны и зимняя резина в подарок!

С учетом того, что Volvo принадлежит китайскому Geely Holding, заявление об отказе от «традиционных автомобилей» отражает и китайские тенденции к электрификации транспорта. Geely Holding рассчитывает с помощью Volvo догнать своих китайских конкурентов-производителей.

Между тем, Volvo уже сейчас продает в Европе только гибридные или электромашины. Но гибридные автомобили не могут работать только от батарей, так как их электродвигатель лишь «помогает» бензиновому. И ввиду такой конструкции они вряд ли сильно экологичнее обычных машин.

В прошлом году Volvo представила свой первый полностью электрический автомобиль XC40 Recharge, а на днях — второй. им стал кроссовер C40 — первый автомобиль компании, который изначально спроектирован для работы от АКБ.

Компания рассчитывает, что к 2050 году половина мировых продаж будет приходится именно на электромобили, остальное — на гибридные машины.

Американская электрика

Американский GM (General Motors) заявил в январе, что к 2035 году полностью перейдет на выпуск автомобилей с нулевыми выбросами, отказавшись от производства машин на дизельном и бензиновом топливе в рамках своего плана по снижению выбросов углерода к 2040 году. Переход на электричество в США для GM произойдет на пять лет раньше — в 2030 году. При этом компания уверена, что это бизнес-направление будет для нее прибыльным.

Сейчас на машины с двигателями внутреннего сгорания приходится 98 % продаж GM, а основную прибыль приносят популярные в Америке пикапы и внедорожники — самые энергонеэффективные модели. Они тоже должны стать электрическими. В ближайшие пять лет GM намерена выпустить 30 новых моделей электрокаров по всему миру и собирается вложить в их производство 27 млрд долларов. Компания даже поменяла логотип, пытаясь таким образом подчеркнуть свою переориентацию на электричество. К сожалению, название General Electric уже занято — оно прекрасно подошло бы обновленному автоконцерну.

Ну а Ford пообещал к 2030 году продавать в Европе машины только с аккумулятором, отказавшись от машин с ДВС. Компания инвестирует 1 млрд долларов в строительство в Германии нового завода, который займется выпуском «электричек». Первая машина сойдёт с конвейера в 2023 году.

И остальной автомобильный мир

Nissan также полностью перейдет на электромобили и гибридные авто до 2025 года, но уже на рынке Китая, а KIA, хоть и не отказывается от двигателей внутреннего сгорания, но прогнозирует долю электромобилей в 40 % от продаж через десять лет. Холдинг PSA, владеющий Peugeot, Citroën и Opel, заявил, что больше не инвестирует в двигатели внутреннего сгорания, Renault отказалась от разработки дизельных моторов.

О планах переходить на электромобили заявляет и люкс. Audi планирует в ближайшие 10-15 лет также перейти на выпуск только электромобилей. Jaguar Land Rover намерен сделать это примерно к 40-м годам, при этом компания намерена через пять лет представить как электрокары Jaguar, так и Land Rover. Через десять лет под маркой Jaguar будут продаваться только машины с батареями. Компания также разрабатывает и водородный автомобиль. Делает ставку на батареи и Mercedes-Benz, и Porsche. При этом концерн Porsche планирует, что к 2025 году электромобили будут составлять половину их продаж, а к 2030 году — 80 %. В производство электрокаров компания инвестирует 15 млрд евро.

«Формула-1» на гибридах

На фоне тотального давления климатической повестки, автопроизводители вынуждены настаивать на необходимости запуска гонок с использованием экологически чистого топлива. Porsche и Volkswagen Group уже заявили, что рассмотрят возможность участия в автогонках «Формула-1», если новые правила для двигателей болидов, которые должны быть введены в 2025 году, будут способствовать использованию экологически безопасных видов топлива.

«Если организаторы "Формулы-1″ учтут этот аспект, они могут рассчитывать на встречные шаги», — заявил телеканалу ВВС вице-президент Porsche Motorsport Фриц Энцингер.

FIA, руководящий орган «Формулы-1», в прошлом году предоставил для тестирования производителям двигателей первые образцы экологически чистого топлива, сделанного из биологических отходов. Уже к 2030 году «Формула-1» рассчитывает достичь нулевых выбросов углерода.

В конце 2020 года Росс Браун, исполнительный директор по автоспорту в Formula One Group (в прошлом знаменитый конструктор, работавший в команде Михаэля Шумахера), сообщил, что главным приоритетом «Формулы-1» в области устойчивого развития является разработка «дорожной карты» для перехода автогонок на гибридные двигатели. Для более активного взаимодействия с автопроизводителями исполнительным директором Formula One недавно был назначен Стефано Доменикали, бывший глава компании Lamborghini, входящей в структуру концерна Volkswagen.

Рынок не дремлет

Мировой автопром не первый год электрифицируется, но в последние годы тенденция значительно ускорилась. Если раньше концерны старались произвести самые мощные и быстрые машины, потом взялись за бюджетные ходовые модели, то теперь они фокусируются на самых экологичных.

«Если вы хотите участвовать в игре, вы должны быстро трансформироваться», заявляет исполнительный директор Volvo Хакан Самуэльссон.

Schmidt Automotive Research отмечает, что автомобили с двигателями внутреннего сгорания по-прежнему лидируют в продажах в мире, однако в прошлом году в Европе продажи аккумуляторных машин подскочили вдвое — до 730 тысяч, а обычных наоборот — снизились. Всего в мире было продано более 3 млн электромашин.

Лидером по объемам покупок электромобилей остается Китай, однако по итогам прошлого года второе место заняла Германия, обогнав США. По данным Центра исследований солнечной и водородной энергии федеральной земли Баден-Вюртемберг (ZSW), в 2020 году в Германии было продано 395 тысяч электромобилей и гибридных машин, что означает более чем 200-процентный рост по сравнению с предыдущим годом. В США показатель составил 322 тысячи, в Китае — 1,25 млн. Однако на фоне пандемии рынок электромобилей в Китае вырос лишь на 3 %, хоть и обеспечил треть всех мировых продаж электрокаров. А в целом в мире количество новых машин на батареях выросло на 38 %.

В прошедшем году в ФРГ на них пришлось около 395 тысяч регистраций новых транспортных средств, что на 264 процента больше, чем годом ранее. В Соединенных Штатах в 2020-м было зарегистрировано 322 тысячи таких автомобилей. Ни одна из остальных стран не преодолела двухсоттысячный порог. Так, во Франции этот показатель составил 195 тысяч, в Соединенном Королевстве — 175 тысяч, в Норвегии — 108 тысяч.

Крупнейшим рынком остается Китай с 1,25 млн регистраций новых электромобилей в 2020 году. Это более трети от мирового уровня (3,18 миллиона). Однако рынок КНР за год вырос лишь на 3 процента, в то время как мировой — на 38 процентов.

В топ-5 производителей электрокаров вошли сразу две германские компании — Volkswagen и BMW, продавшие 422 тысячи и 193 тысячи автомашин, а также два китайских производителя. Лидером является Tesla с показателем в почти 500 тысяч экземпляров, однако, очевидно, VW догоняет американцев.

Всего в мире сейчас около 11 млн электромобилей и гибридов, которые могут подзаряжаться от электросети. Больше всего их в Китае (около 5 млн), 1,8 млн — в США.

За первые два месяца этого года рост не только продолжился, но и ускорился. Эксперты не исключают, что в этом году в мире будет продано уже 3,9 млн электромобилей (по сравнению с примерно 3 млн в 2020 году). Согласно рейтингу TrendForce, доля Tesla на рынке электромобилей составляет 24,5 % рынка, Volkswagen — 6,6 %, китайских BYD и Wuling Hongguang- 6,4 и 6,2 % соответственно. При этом стоит отметить, что именно китайские машины являются наиболее бюджетными, а значит, потенциально, могут продемонстрировать гораздо более быстрый рост. На пятом месте этого рейтинга Renault с долей в 5,6 %. В сегменте подключаемых к сети гибридных машин лидером являются Mercedes-Benz и BMW с долей по 13 %, Volvo (12 %), Volkswagen (10 %) и Audi (6 %).

Долгий путь

По мнению экспертов UBS, Volkswagen уже в следующем году сможет догнать Tesla по объемам выпуска электромашин, и к середине 20-х годов компании будут лидерами рынка. Ожидается, что Tesla к концу 2022 года нарастит производство до 2 млн машин в год, а Volkswagen — до 1,2 млн в год. В прошлом году на Volkswagen уже пришлась четверть европейского рынка, при этом эксперты UBS уверены, что к 2025 году норма прибыли компании на электромобиль вырастет до 7 % от его стоимости с нынешних 1 %.

Уже через пять лет затраты на выпуск бюджетного электромобиля могут снизиться до уровня затрат на производство машин с двигателем внутреннего сгорания, считают они. Пока же себестоимость Volkswagen Golf с двигателем внутреннего сгорания ниже на 5 тысяч долларов, чем у сопоставимого электромобиля. При этом здесь у Tesla есть преимущества — батареи обходятся ей на 2 тысячи долларов дешевле, чем конкурентам, поскольку компания сама производит и закупает их в больших объемах. Некоторые же аналитики и вовсе считают, что уже к 2025 году производство электромобилей будет обходиться дешевле, чем бензиновых машин.

Впрочем, даже при таком резком росте продаж электромобилей понадобятся годы и годы, чтобы тенденция повлияла на объемы выбросов парниковых газов: уже имеющиеся автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут служить еще долго. По данным IHS Markit, даже в США средний возраст используемых легковых машин составляет 12 лет, и он постоянно растет.

Автор: обозреватель сайта «Глобальная энергия» Алена Журавлева

Источник: Ассоциация «Глобальная энергия»

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Б/у электростанция 300 (кВт) Mitsudiesel.

Дизельная электростанция Mitsudiesel АД-300С-Т400-2РМ11. Мощность 300 кВт. Исполнение: открытая на раме. Комплектность: Бак, глушитель, пжд, автоматика, аккумулятор. Тестовый запуск в вашем присутстви. На гарантии 6 месяцев. Двигатель WD145TAD33L. Год выпуска — декабрь 2012 г. Установка в отличном состоянии. Общее число наработки 425 мт/ч. Цена: 900 (т.р.) Возможен хороший торг, новые аккумуляторы в подарок. Возможен безналичный расчет. Звоните, пишите (9-20ч) Также есть другие электростанции. Обращайтесь.
Иванов Константин · Генератор-БУ · 25 марта · Россия · г Москва
Б/у электростанция 300 (кВт) Mitsudiesel.

ПРОДАМ: Дизельные генераторы GENBOX на базе двигателей FPT (Iveco) (Италия)

Дизельные электростанции производства Genbox — это супертихие, всепогодные, компактные одно- и трехфазные ДГУ мощностью от 6 до 1000 кВт на двигателях крупнейших мировых производителей Kubota, John Deere, FPT (Iveco), JCB, Volvo Penta и надежных оригинальных синхронных альтернаторах переменного тока Mecc Alte. Особенности дизельных генераторов GENBOX на базе двигателей FPT (Iveco) Повышенная нагрузочная способность. Промышленные двигатели FPT (Iveco) — это гарантированная высокая производительность при любых условиях работы. Среднесуточный коэффициент нагрузки всей линейки электростанций — 80% от основной мощности, в то время как коэффициент конкурентов не превышает 70%. Долговечность Ресурс промышленных двигателей данного производителя может достигать 30 000 моточасов до капитального ремонта, что обеспечивает надежную работу дизельной электростанции в течение длительного периода. Экономичность Имея один из лучших показателей топливной эффективности, достигнутых благодаря электронной системе впрыска Сommon Rail двигатели FPT (Iveco) позволяют существенно экономить на горючем. Также эти итальянские двигатели имеют абсолютно лучшие показатели интервала замены масла - каждые 500-2000 моточасов, что позволяет сэкономить на ТО, закупке расходных материалов и оплате услуг сервиса. Топливная система Двигатели надежны в работе даже на низкокачественном топливе, так как имеют очень простую конструкцию, изначально неприхотливую к его качеству, а 2-х ступенчатая фильтрация топлива гарантирует продолжительную безотказную работу, в том числе и в российских условиях.
Николаев Леонид · ЭНЕРГОПУСК · 22 марта · Россия · г Москва
Дизельные генераторы GENBOX на базе двигателей FPT (Iveco) (Италия)

УСЛУГИ: Аренда бензогенератора 10.4 кВт в Киеве

Бензиновый однофазный генератор производителя Best Power 10000 сдаеться в аренду компанией AC/DC Generators на длительный или короткий срок. Генератор на 10.4 кВт Best Power можно использовать для бытовых нужд, при кратковременных отключениях света. Кроме того, к нему можно подключать строительный инструмент для интенсивного использования. Одним из преимуществ данной электростанции будет то, что ее можно использовать как при сильном морозе, так и в жаркое время года. Поэтому, если у вас идёт стройка и постоянное отключение света – это не редкость, данный генератор будет лучшим решением ситуации.
Дзюбенко Андрей · ACDC Generators · 15 марта · Россия · г Москва
Аренда бензогенератора 10.4 кВт в Киеве

ПРОДАМ: Реши проблему сейчас: электростанции для электроснабжения

Дизельные Генераторы, электростанции АД-12, АД-16, АД-20, АД-30, АД-60, АД-100, АД-150, АД-200, АД-250, АД-315, другие дизель генераторные установки до 3000 кВт, CUMMINS, SDMO, DENYO, FG Wilson, дизель и бензо генераторы , ММЗ, ЯМЗ. ТМЗ, VOLVO, DOOSAN, MTU и др., 1,2,3 степень автоматизации, стационарные и передвижные, кунг, шасси, контейнер Север, в наличии и под заказ. Новые, б/у, консервация Доставка авто и ж/д транспортом. Поставки в Атырау, Актобе, Костанай, Рудный, Петропавловск, Кокшетау, Павлодар , Астана, Караганда и др.
Насонова Виктория · ООО ПК НАВИГАТОР · 25 марта · Россия · Челябинская обл
Реши проблему сейчас: электростанции для электроснабжения

ПРОДАМ: АВТОМАТИКА, МОНТАЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ЭЛЕКТРИКА

ООО «Лайт Креатив» поставляет: -Электрику и автоматику: ABB, Legrand, Schneider Electric, Merten, Gira, Gewiss, Fede, Fontini, Bticino, Jung, Berker, T&J; , Moller, Wessen, AVE, LLinas,. — Монтажное оборудование: электрические шкафы, щиты, кабель-каналы, лотки (лестничные, перфорированные), напольные лючки, плинтус-каналы. Труба гофрированная, монтажные коробки, клеммники WAGO и др. Минимальные сроки поставки, хорошие цены. Техническая поддержка.
Кисель Ольга · Лайт Креатив · 27 марта · Россия · г Москва
АВТОМАТИКА, МОНТАЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ЭЛЕКТРИКА
Российский производитель и бренд низковольтной аппаратуры: электрооборудования для ввода, распределения и учета электричества, локальной автоматизации технологических процессов, а также комплексных энергоэффективных решений для любой отрасли индустрии.