Электротранспорт

Водный транспорт: электричество против дизеля

6 июня 2025 г. в 12:36

Судоходство — это одна из старейших отраслей экономики, которая нуждается в поэтапном развитии с применением новых технологий. Поэтому перевод судов на электрическую тягу станет настоящим драйвером для развития других отраслей, например, отечественного туризма. В современном мире для туризма открываются просто огромные перспективы, но есть и другие возможности. Разберем все подробно.

Электрические суда уже здесь

В нашей стране исторически сложилось так, что множество населенных пунктов расположено по берегам крупных рек, при этом большинство из них уже оборудовано причалами и другой инфраструктурой для пассажирского флота. В каждом из таких населенных пунктов обязательно найдется что посмотреть, поэтому речное путешествие может подарить яркие ощущения.

При этом для крупных городов с плотным трафиком переход на электрические суда даже более актуален. Ведь, кроме развлекательных целей, такой транспорт может успешно решать задачи перевозки пассажиров и грузов, существенно снижая нагрузку на другие «транспортные артерии» мегаполисов.

Круизный речной теплоход «Александр Грин» на фоне исторического центра Рыбинска
Круизный речной теплоход «Александр Грин» на фоне исторического центра Рыбинска

Москва уже стала пионером в области круглогодичного использования электрических пассажирских судов. В 2023 году в честь 100-летия речного транспорта Москвы запущены электрические речные трамвайчики. Сначала было два маршрута: № 1 (Киевский — Сердце столицы) и № 2 (ЗИЛ — Печатники). К 2024 году маршруты были расширены, добавлены причалы в Краснопресненском парке, Нагатинском затоне и других районах. К 2030 году планируется увеличить число судов до 60, а количество маршрутов — до 7.

Проект «Москва 2.0», запущенный компанией Emperium (входит в Sitronics Group) в 2023 году, включает 26 судов длиной 30–35 метров, способных перевозить до 130 пассажиров. Спуск на воду ожидается в 2025 году, при этом суда будут интегрированы в городскую транспортную систему.

Предполагается, что они будут работать на маршрутах от Киевского вокзала до Фили и от ЗИЛа до Печатников, сокращая время в пути в 5 раз по сравнению с автобусами.

За пределами России Китай, Нидерланды и Норвегия активно развивают электрические грузовые перевозки. Например, крупнейшая в США паромная система штата Вашингтон (WSF) к 2050 г. планирует полностью электрифицировать флот, инвестировав $4 млрд. Уже ведутся работы по переоборудованию дизельных судов в гибридно-электрические, а к 2028 г. ожидается ввод новых моделей.

Аналогичные проекты развиваются в Сан-Франциско (США), где паром SEA CHANGE использует водородные топливные элементы.

Уникальный российский электрический катамаран «Белояр» на Волге в Ярославле
Уникальный российский электрический катамаран «Белояр» на Волге в Ярославле

Технологии и доступность: плюсы электротяги

С появлением судов на электрической тяге стало возможным решение проблем, которые мешали развитию судоходства. Рассмотрим несомненные преимущества, которые выгодно отличают этот вид транспорта.

  • Во-первых, это экологичность. Электрические суда не производят выхлопных газов и шума, что критично для городских водоемов. Также нет и утечек топлива!
  • Во-вторых, электросуда более экономичны, чем существующие суда, оснащенные двигателями внутреннего сгорания. Эксплуатация обходится в 4 раза дешевле дизельных аналогов благодаря снижению затрат на топливо и обслуживание.
  • В-третьих, это импортозамещение, а значит, и развитие отечественного производства. В России до 90% компонентов для электрических судов могут производиться локально, включая двигатели, системы накопления энергии и зарядные станции. Подвесные электромоторы для маломерных судов так-же доступны в рознице, что стимулирует частных владельцев переходить на «чистые» технологии.
  • В-четвертых, это развитие инфраструктурных решений. Так, в Москве созданы «мини-вокзалы» с зарядными станциями. Причем при эксплуатации внедряются отечественные цифровые системы управления для беспилотного движения судов. Также разрабатываются и внедряются спутниковые системы для мониторинга и идентификации, что позволит отследить местонахождение и текущую задачу каждого судна.

Экологичность и экономичность — новый девиз судов на электротяге!

Ограничения: почему электрические суда пока не доминируют?

Хотя развитие судов на электротяге служит драйвером развития для многих областей экономики, все же есть некоторые ограничения, которые существенно мешают широкому внедрению. Рассмотрим эти ограничения более внимательно.

С 2023 года на Енисее электрокатамаран «Экоход» уже выполняет рейсы по маршруту Красноярск–Дивногорск
С 2023 года на Енисее электрокатамаран «Экоход» уже выполняет рейсы по маршруту Красноярск–Дивногорск
  • Во-первых, невысокая автономность и мощность, по сравнению с судами на дизельной тяге. Грузовые суда требуют высокой мощности и дальности хода. Например, российский электрокатамаран EcoVolt имеет автономность до 140 км, что не-применимо для трансконтинентальных перевозок.
  • Во-вторых, аккумуляторы по-прежнему оста-ются дорогими: стоимость батарей для крупного судна может достигать 40% от общей цены.
  • В-третьих, это, так сказать, инфраструктурные пробелы. Для зарядки судов необходимы мощные станции, особенно в портах.

Наконец, есть и нормативные барьеры. Например, новый закон РФ «О безопасности людей на водных объектах» (№ 4-ФЗ от 03.02.2025), который вступает в силу с 1 сентября 2025 года, усложняет регистрацию маломерных судов, включая электрические, из-за требований к мощности двигателей (от 8 кВт) и массе (от 200 кг).

Где электрические суда уже превосходят дизельные?

Несмотря на сложности, в городском пассажирском транспорте таких крупных городов, как Москва, Санкт-Петербург и Красноярск, уже используются электрические трамваи и катамараны для прогулок и перевозок.

Их преимущества — интеграция с цифровыми системами (e-Навигация) и комфорт для пассажиров. Электрокатамараны заменяют устаревшие «Метеоры» в Санкт-Петербурге, предлагая бесшумные экскурсии.

Кроме того, в мире еще широко востребованы и паромные переправы. В Норвегии и США применяются гибридные паромы (например, CAPT. ALMER DINSMORE в штате Мэн), которые сокращают выбросы CO2 на 90%.

Перспективы до 2030 года

Электрический флот быстро развивается, что требует дальнейших разработок. Например, в сфере грузовых перевозок японская компания e5 Lab разрабатывает грузовые электросуда тоннажем до 749 тонн с автономностью, сопоставимой с дизельными аналогами.

Для создания судов требуется взаимо-действие с различными предприятиями, что позволяет создавать дополнительные рабочие места.

В сфере беспилотных технологий Sitronics Group тестирует автономные электросуда с системой е-Навигации, планируя запуск к 2026 году. При этом поправки к конвенциям SOLAS и MARPOL, вступающие в силу с 2025 года, ужесточают экологические требования, стимулируя переход на электротягу.

Заключение

Электрические суда не заменят дизельные в ближайшее десятилетие, но займут устойчивые ниши: городской транспорт, туризм, короткие грузоперевозки. Их успех зависит от прорывов в технологиях аккумулирования энергии и государственной поддержки. Уже сегодня ясно: за электрическими судами будущее там, где экология и экономика идут рука об руку.

Источник: Александр Ярошенко, опубликовано в журнале «Электротехнический рынок» №3 (123) 2025 год

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Ярошенко Александр Александрович
Все новости и публикации пользователя Ярошенко Александр в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
АвалонЭлектроТех — российское научно-производственное объединение с 20-летней экспертизой в области электротехники и промышленной автоматизации, лидирующий на рынках РФ и ЕАЭС. Сегодня АвалонЭлектроТех является структурой инвестиционного холдинга «Авалон Групп» со 100% Российским капиталом.
Продолжая просмотр этого сайта, Вы соглашаетесь на обработку файлов cookie в соответствии с пользовательским соглашение и политикой конфиденциальности