От специалистов, работающих на электротехническом рынке, нередко можно услышать: «наш рынок отстающий», «инертный», «это не FMCG» (товары повседневного спроса). Такие комментарии не беспочвенны. Описанная ситуация оказывает крайне серьезное влияние на развитие и рынка в целом, и каждого игрока. Но это одна сторона медали.
С другой стороны, можно отметить резонирующее представление рынка в СМИ или на выставочных мероприятиях: энергосбережение, энергоэффективность, светодиодные технологии. Эти термины, появившиеся в обиходе даже тех, кто никоим образом не связан с электротехникой, говорят нам о серьезных изменениях. В чем же причина таких полярных точек зрения? Важно понять, почему так неоднозначны оценки.
Электротехнический рынок действительно имеет огромный потенциал для развития, причем в самых различных продуктовых сегментах и целых направлениях. Причины тому — образовавшийся разрыв между Европой и Россией, а также общемировая тенденция к сокращению издержек и дороговизне энергоресурсов, имеющая непосредственное отношение к электроэнергии. Среди ключевых направлений: автоматизация процессов управления, контроля, распределения; энергоэффективность и энергосбережение; безопасность. В эти три аспекта вписываются более 90% всех разработок, появившихся на рынке, в течение последнего десятилетия. И с этой точки зрения все, вроде бы, неплохо. Но если взглянуть на рынок под другим углом, картина получается не такой уж и радужной. В России практически нет собственных принципиальных, именно с «нуля», разработок — их львиная доля приходит из Европы.
Большинство компаний занимает позицию «все уже придумано» или «не надо изобретать велосипед». Весь механизм «новаторства и развития» выглядит следующим образом: берется существующий продукт, в который вносятся незначительные изменения-усовершенствования, отвечающие парадигмам, представленным ранее. «Новый» продукт приходит на рынок, скорее всего под европейским брендом, и копируется с незначительными доработками в Азии. Далее «новинка» появляется в ассортименте множества производителей, переходя из премиального в средний и низкий ценовые сегменты. Доля таких «новинок» доходит до 80%.
Это картина «изнутри», с точки зрения производителя. А что мы видим со стороны потребления? Здесь имеет место абсолютно верная позиция государства в отношении поддержки мировых парадигм, обозначенных ранее. Некоторые эксперты обвиняют Россию в том, что в стране, которая является одним из крупнейших мировых производителей и экспортеров энергии в самом различном ее виде, вопросы энергосбережения и энергоэффективности становятся номинальными. Я не согласен с этой позицией. Да, возможно, определенный налет отсутствия жизненной необходимости имеется, однако это незначительно тормозит процесс в сравнении с энергозависимой Европой. Но, что в России точно умеют, так это считать деньги. Возможность заплатить меньше за ту же услугу, если таковая представится, упущена не будет.
К сожалению, в реальности мы видим отсутствие системного подхода, точечность принимаемых мер и незавершенность. Современные технологии соседствуют с устаревшими приборами и устройствами, и более того, даже их замена и реконструкция порой ведутся с использованием стандартов, которые не обновлялись десятки лет. И вот он, главный парадокс — безумная инертность электротехнического рынка. Инертность, отражающаяся в запросах потребителей. Да, они слышат о новом. Да, они немного знают о современном оборудовании, но при выборе привычка решает все. В этой ситуации даже те производители, которые выбрали инновационный путь развития, вынуждены поддерживать в своем ассортименте «привычные» устройства, а запуская новые продукты и технологии, записывать их в «изыски». В результате чего, они составляют всего 5–10% от общего объема продаж. Подкреплением «привычек» является нормативная документация. Да, нормативы меняются, но меняются намного медленнее, чем рынок. А раз номинально разрешено «попроще», зачем прилагать усилия и поступать по-другому?
Увы, такая судьба ждет огромное количество проектов в области электротехники. Используя ширму энергоэффективности и соответствия ей, потребители ставят, к примеру, светодиодные светильники. Вот только выбирают они самые доступные устройства с малым световым потоком, что через короткое время приводит к установке классических галогеновых устройств. Затраты увеличились, эффективность отрицательная, восприятие новых технологий потребителем отвратительное. Или, к примеру, потребители решают поставить средства автоматизации, но делают все руками дилетантов. Примеров, к сожалению, сотни.
Мне не хочется выглядеть обвинителем, все не так плохо, как может показаться. И, кстати, не думаю, что мы работаем на исключительном рынке — такая «специфика» свойственна многим отраслям. Более того, несмотря на значительную пробуксовку, новое все же входит в жизнь, закрепляется, становится «новой привычкой». Рынок живет, развивается и двигается в верном направлении.
На мой взгляд, наступление «завтра» рынка помогут приблизить следующие моменты.
Документация и регламентирующие документы должны соответствовать современному уровню развития отрасли. Нужна поддержка конструкторской мысли и инженерной идеи, качественная и продуманная адаптация иностранных разработок к особенностям нашей страны. Необходимы поддержка комплексной модернизации отрасли, а не точечного внедрения «новых технологий», ориентация на современных производителей, имеющих возможности и желание развивать рынок. Нужен ответственный подход к изменениям — не все новое по умолчанию хорошее.
Александр ТЕЗЯЕВ,
директор по маркетингу
и развитию международного
электротехнического холдинга
EKF Electrotechnicа
Статья опубликована в журнале «Электротехнический рынок», № 3 (51), 2013