Реформирование энергосистем РФ, принятие федеральных законодательных актов об энергосбережении и энергоэффективности, разработка и реализация ряда пилотных проектов и федеральных программ по энергосбережению и т.д. пока не изменили очевидности факта, что вопросы оптимизации энергопотребления и повышения качества покупаемой электроэнергии по-прежнему остаются в компетенции самих потребителей и практически вне реальной поддержки государства в виде преференций или налоговых льгот на модернизацию локальных электросетей предприятий.
Наиболее наглядным примером тому остается проблема коррекции коэффициента мощности, по факту выгодная не только потребителям, но и всей ветки поставки электроэнергии от генерирующих структур до передачи мощностей, установленных двусторонними договорами между потребителем и сетевой организацией.
Менеджменты производственных и производственно-коммерческих структур оплачивают проведение энергоаудита (своим подразделениям или сторонним организациям), разработку проектов оптимизации энергопотребления путем коррекции коэффициента мощности, изыскивают финансовые резервы на приобретение и монтаж установок компенсации реактивной мощности (см. более детально об установках компенсации реактивной мощности), счетчиков потребления реактивной энергии и т.д. — и все это без каких-либо механизмов финансовой поддержки со стороны государства и/или поставщиков электроэнергии. В то же время производители устройств/установок компенсации реактивной мощности и продающие компании в качестве основного аргумента необходимости коррекции коэффициента мощности непосредственно в потребительских сетях приводят типовые формулы «усредненных» расчетов, правомерность применения которых вызывает сомнение, особенно с учетом изменений в правовой базе последних лет.
История стимулирования коррекции коэффициента мощности в Российской Федерации
Стимулирование коррекции коэффициента мощности потребителями началось в России с 1991 года посредством введения надбавок за услуги по поставке реактивной мощности, однако активное противодействие крупных потребителей электроэнергии при поддержке Антимонопольной службы РФ и Минюста РФ в связи с явными рисками необоснованных доходов электросетевых организаций привели к отмене Минэнерго России в начале 2000 года «Правил пользования электрической и тепловой энергией», а в 2001 всего пакета правовых документов, регулирующих механизм воздействия на значения критериальных функций путем повышения тарифа за электроэнергию. Свои негативы в увеличение периода правового вакуума 2001 года внесло принятие Федерального Закона N 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002, нивелировавшего обязательность исполнения не только пакета государственных стандартов в области электроэнергетики, но и стандартов организаций, ориентированных на помощь потребителям электроэнергии по коррекции коэффициента мощности(СО 153-34.20.185-94 «Инструкция по проектированию городских электрических сетей», СО 153-34.20.118-2003 «Методические указания по проектированию развития энергосистем», СО 153-34.20.112 «Указания по выбору средств регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности при проектировании электроснабжения сельскохозяйственных объектов и электрических сетей сельскохозяйственного назначения» и пр.).
Следующий шаг в восстановлении контроля за перетоками реактивной мощности был сделан в 2004 году введением «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, от 21.03.2007 N 168, от 26.07.2007 N 484), затем в 2006 году были приняты «Правила розничного рынка электроэнергии и мощности, и порядка ограничения потребителей» (Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530), в 2007 — «Порядок расчета значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, применяемых для определения обязательств сторон в договорах об оказании услуг по передаче электрической энергии (договорах электроснабжения)» (Приказ министра промышленности и энергетики Российской Федерации № 49 от 22 февраля 2007 года) и изменения в постановление Правительства РФ № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период функционирования электроэнергетики», в 2011 году — изменения к «Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденным Постановлением N 861 Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. (Постановление Правительства РФ от 1 марта 2011 г. N 129).
Вместе с тем, накопленная нормативно-правовая база в целом:
- была ориентирована на потребителей сетей низкого напряжения, а в сегменте сетей среднего и высокого напряжения в аспекту коррекции коэффициента мощности продолжал оставаться информационный вакуум;
- формализовала заключения договоров, но не демонстрировала четких алгоритмов контроля соотношения потребления активной и реактивной мощностей;
- не решала проблемы экономической обоснованности доходов электросетевых организацийпри введении стимулирующих добавок к оплате за электроэнергию и т.д.
Справка: Согласно изменений в постановление Правительства РФ № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период функционирования электроэнергетики» сверхнормативное потребление реактивной мощности должно оплачиваться потребителями с применением повышающих коэффициентов к тарифам.
Важно: На текущий момент в России в качестве маркера потребления реактивной энергии по-прежнему используется коэффициент (cos φ), численно определяемый отношением активной мощности к полной мощности, но не коэффициент реактивной мощности (tg φ), равный отношению величины реактивной мощности к активной мощности. Однако точность коэффициента мощности в определении реального потребления реактивной энергии значительно ниже точности коэффициента реактивной мощности, используемого в качестве маркера в странах ЕС и США (см. таблицу ниже). |
---|
Таблица. Значение реактивной мощности (РМ) в процентах от активной мощности при разных значениях коэффициентов мощности и реактивной мощности.
cos φ | 1.0 | 0.99 | 0.97 | 0.95 | 0.94 | 0.92 | 0.9 | 0.87 | 0.85 | 0.8 | 0.7 | 0.5 | 0.316 |
tg φ | 0.0 | 0.14 | 0.25 | 0.33 | 0.36 | 0.43 | 0.484 | 0.55 | 0.60 | 0.75 | 1.02 | 1.73 | 3.016 |
РМ,% | 0.0 | 14 | 25 | 33 | 36 | 43 | 48.4 | 55 | 60 | 75 | 102 | 173 | 301.6 |
Новые экономические стимулы коррекции коэффициента мощности в России
Новый этап контроля над потреблением реактивной энергии начался с принятием Правительства Российской Федерации 04.05.2012 Постановления № 442«О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и«Основные положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», хотя на текущий момент реальные изменения в оплате за потребляемые объемы мощностей касаются только потребителей с максимальной мощностью энергопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств)в границах балансовой принадлежностине менее 670 кВт, а также потребителей (покупателей), «к которым применялись положения постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», установленные для потребителей, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности превышает 750 кВА, в том числе к потребителям (покупателям) на розничных рынках, функционирующих на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка» (разд. 2 п. в Постановления «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»).
Ключевыми моментами нововведений можно считать:
- введение терминов максимальная мощность (определенная сетевыми организациями или гарантирующими поставщиками к одномоментному использованию в соответствии с документами о технологическом присоединении) и резервируемая максимальная мощность (разность между максимальной мощностью энергопринимающего устройства/совокупности энергопринимающих устройств потребителя и фактически использованной в соответствующем расчетном периоде мощностью по данным учитывающих устройств);
- включение в договоры электроснабжения потребителей величины максимальной мощности энергопринимающих устройств, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг соответственно сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками (в 2-месячный срок с момента принятия постановления);
Справка: В проекте Постановления Правительства РФ от 17 января 2014 года «Об определении стоимости услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности», утверждающего «Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности» резервируемая максимальная мощность определяется, как «разность между максимальной мощностью энергопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств) потребителя (для энергопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств) потребителя первой или второй категории надежности) – максимальной мощности, умноженной на 1,5) и суммарного по всем уровням напряжения объема услуг по передаче электрической энергии…». Причем «В случае отсутствия данных о почасовых объемах потребления электрической энергии резервируемая максимальная мощность полагается равной максимальной мощности».
- введение оплаты резервируемой максимальной мощности не позднее 1 июля 2014 года.
Т.е. по факту со средины текущего года потребитель с электрическими нагрузками от 750 кВА должен будет оплачивать резервируемую максимальную мощность по установленным тарифам, или же:
отказываться от резерва мощности, перезаключая договор и определяя возможность перспективного расширения производства только за счет изыскивания внутренних резервов мощности, в том числе за счет компенсации реактивной мощности, что можно считать достаточным стимулом к внедрению установок компенсации реактивной мощности; максимально использовать объемы резервной мощности для расширения производства без каких-либо мероприятий по коррекции коэффициента мощности, поскольку вполне вероятно, что стоимость покупки, интеграции и обслуживания, в том числе реновации установок коррекции мощности может оказаться больше затрат на оплату резервируемой максимальной мощности.
Подготовлено компанией «Нюкон»