Вспомним, чем запомнился 2014 год. Успех российской сборной на XXII Зимних Олимпийских играх в Сочи, кадровые перестановки в высших эшелонах власти в мире, кризис на Украине, повлекший политические, демографические и географические перемены. Новости становятся все интереснее, но вместе с этим у многих существует страх перед завтрашним днем и ожидание...
Сложные политические взаимоотношения с европейскими партнерами, экономическая обстановка в стране заставляет работать в режиме максимальной экономии.
Снова появляется тонкая грань в выборе между ценой и качеством. И тут самое главное просчитать на перспективу. Как говорил Ротшильд: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». Это правило распространяется на все, в том числе и на электротехническую отрасль.
Рассмотрим электротехнический медный прокат — начало технологических процессов отрасли. Из-за своего низкого удельного электрического сопротивления, медь широко применяется в электротехнической промышленности.
Металл должен быть определенной чистоты, любые примеси резко снижают электрическую проводимость и существенно снижают теплопроводность. Поэтому в электротехнике медь должна использоваться с ограниченным количеством примесей, которые регламентируются государственным стандартом. В производстве кабельных изделий, изолированных и неизолированных шинопроводах, в электрогенераторах и других электротехнических и электронных изделиях. Из меди так же изготавливают теплообменники, вакуум-аппараты, трубопроводы.
Так, например, медная шина в соответствии с ГОСТ 434-78 должна изготавливаться из медной катанки, прессованной заготовки или слитков меди марки не ниже M1 по ГОСТ 859–2001. На поверхности шин не допускаются дефекты, превышающие по своим размерам при контрольной зачистке удвоенных предельных отклонении размеров по геометрии. Допускаются местные цвета побежалости и поверхностное потемнение на проволоке и шинах в результате окисления, и наличие следов технологической смазки на твердых проволоке и шинах.
Но многие потребители хотят иметь абсолютно чистую поверхность, так как не хотят проводить дополнительные операции по очистке места контакта соединения шины с другим элементом (болтовое соединение, соединение с другой шиной и т.п.), дополнительная зачистка места соединения приводит к увеличению трудоемкости и соответственно к удорожанию продукции.
Компания МетроМет давно известна на рынке металлопроката как поставщик высококачественного продукта — специалисты логистического центра компании всегда в первую очередь старались делать акцент на качестве продукции, напоминали своим клиентам правило — «скупой платит дважды».
Качество европейских производителей традиционно выше российского производства. Это объясняется рядом факторов, например, таким как культура производства. Наши производители, в нарушение ГОСТ 434-78, производят шину марки М1 не из катодной меди, а с добавлением лома, что в итоге приводит к снижению цены готовой продукции, но может существенно ухудшить качество. Это происходит, в первую очередь, вследствие попадания примесей из лома в готовую продукцию, что приводит к уменьшению электропроводности и теплопроводности. И вот наступают времена, когда аспект снижения цены, а также политические и экономические условия выводят на первые места российских производителей.
Необходимо отметить, что при получении продукции с внешними признаками брака, отклонениями от требований ГОСТ 434-78, отечественные заводы изготовители заменяют поставленную продукцию, однако, дефект образования (внутренних) трещин при гибке шины может проявиться у конечного потребителя существенно позже, уже в процессе эксплуатации.
Надо заметить, что в процессе эксплуатации в момент включения-выключения шина подвергается максимальным пиковым токовым нагрузкам, что приводит к нагреву и кратковременной деформации. Чистая медь пластична, и такие периодические сжатия растяжения ей не страшны. Металл, содержащий примеси в превышающем допуске ГОСТа (особенно примеси, которые не регламентируются ГОСТ 859-2001, такие как бериллий, железо, алюминий и другие, которых не может быть в продукции, изготавливаемой из катодной меди, но вполне могут быть в изделиях, изготавливаемых с добавлением медных ломов) становятся более твердыми. Решетка меди искажается внедренными примесными атомами. Это приводит к накоплению дислокаций и как следствие к усталостному разрушению шины (появляются внутренние и, что самое страшное, внешние трещины в металле). Трещины в шине приводят к уменьшению поперечного сечения, т.е. к уменьшению максимального тока, который может пропускать через себя шинопровод.
В итоге как предупреждают сотрудники «МетроМет», экономия первоначальной стоимости на 10–15% на приобретение качественной шины может привести к значительным убыткам впоследствии при эксплуатации дорогого электротехнического изделия. Поэтому рекомендуем не экономить на качестве комплектующих.
Производители некачественной меди за счет улучшенного внешнего качества и более приемлемыми ценовыми предложениями стараются вытеснить импортную продукцию с рынка.
Несмотря на сложившиеся тенденции, специалисты компании МетроМет продолжают делать ставку на качество, пополняя собственные складские запасы исключительно качественной продукцией. В надежде, что такая политика приучит отечественную отрасль энергетического машиностроения к высоким стандартам качества. И это научит отечественную металлургическую отрасль просчитывать наперед и максимально четко соблюдать технологические процессы.
ООО «МетроМет»
Тел./факс: +7 (495) 926-52-72
+7 (495) 662-40-25
www.metromet.ru
Статья размещена в журнале «Электротехнический рынок», №5-6 (59-60), 2014