Импортозамещение — далеко не новая и, по сути, правильная концепция в экономической политике разных стран мира, ориентированная на сохранение и развитие национальных технологий, продуктов, рынка труда и пр., хотя печальный опыт перегибов стран Латинской Америки второй половины прошлого века (и не только) демонстрирует и возможный негативный итог этого долговременного и затратного процесса. Вместе с тем (и вне зависимости от реального повода к старту импортозамещения в России) следует признать, что необходимость ограничения импорта в пользу российских продуктов/технологий и услуг назрела уже давно, а наличие политической воли законодательной и исполнительной властей РФ, во всяком случае, гарантирует развитие процесса не по сценарию «бостонского чаепития» в декабре 1773 года в Северной Америке.
Однако российская нация уже прошла с сомнительными по эффективности результатами этапы либерализации в 90-е годы прошлого тысячелетия, модернизации 2008 и последующих годов, довольно неутешительно (не так, как хотелось бы и не так, как декларируется) двигается по пути энергосбережения и энергоэффективности, а потому вполне закономерно возникает вопрос — не станет ли российское импортозамещение 2014 очередным национальным трендом, раскручиваемым с помпой через правовые, нормативные акты, декларации и в СМИ, а затем «по-тихому канувшим в лету», как уже было с рядом стратегий без четко прописанной тактики.
История российского импортозамещения de facto
Сегодня следует признать, что в первый раз попытка обеспечения безопасности российского национального продукта (продукции, технологий, услуг) была формализована в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года», принятой распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р), где в разд. «Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития» было регламентировано импортозамещение на внутреннем рынке продукции животноводства, в разд. «Повышение национальной конкурентоспособности» — роль импортозамещения в пищевой промышленности, высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики (электроники, гражданского авиастроения, автомобилестроения автомобилестроение, транспортное машиностроение и станкостроение и др.), разд. «Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов» — эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и в растениеводстве, в разд. «Формирование спроса и предложения» - дан прогноз замедления роста импорта за счет процессов импортозамещения в пищевой промышленности, производстве бытовой техники и автомобилестроении.
Интерес к импортозамещению в принятой Правительством РФ Концепции стратегии развития до 2020 года был обусловлен мировым финансово-экономическим кризисом начала 2007-2008 года (в России кризис 2008—2010 годов) и это направление получило некоторое развитие в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, где: было регламентировано взаимодействие предприятий топливно-энергетического комплекса и промышленности на базе совместных программы научно-технического сотрудничества и импортозамещения;
- импортозамещению (производство импортозамещающей продукции и запчастей для импортной техники) присвоен статус одной из важнейших задач стратегии;
- определены этапы реализации Стратегии, в том числе по выполнению задачи импортозамещения (доля импортных машин в объеме закупаемого оборудования составит на конец первого этапа должна быть не более 12 процентов, второго этапа — не более 8 процентов, к 2030 году — не более 3-5 процентов).
После завершения (условного) российского кризиса 2008—2010 годов на начало 2011 года было отмечено падение импорта более, чем на 45%, что вряд ли можно объективно объяснить действием Стратегий Правительства РФ, а скорее — посткризисными явлениями, и вплоть до конца 2014 года ситуация с импортозамещением буквально «вернулась восвояси» — на октябрь прошлого года доля импорта в РФ составляла порядка 90% от значений 2011 г.
Импортозамещение в отечественной электроэнергетике в 2013-2015 годах
Новый этап реализации импортозамещения de facto начался после негативов украинского кризиса ноября-декабря 2013 года, что эксперты (и не только) связывают с двусторонними санкциями между Россией и рядом развитых стран мира, и одними из первых шагов процесса стали Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» от 29.05.2013 № 867-р и Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства». Вслед за Постановлением № 1224 только в аспекте сферы энергетики:
- вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса» на период до 2018 года от 03.07.2014 № 1217-р;
- была принята Долгосрочная программа развития ОАО «ФСК ЕЭС» на период 2015-2019 гг. и прогноз до 2030 г. (одобрена Правлением ОАО «ФСК ЕЭС», протокол от 30.07.2014 № 1250);
- вышел Приказ ОАО «ФСК ЕЭС» «Об организации разработки Программы импортозамещения оборудования, технологий, материалов и систем в ОАО «ФСК ЕЭС» на период 2015-2019 гг.» от 08.08.2014 № 344 и т.д.
Долго ожидаемый Федеральный закон РФ от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 16 декабря 2014 года, введен в действие с 01.01.2015) не дал четкого алгоритма проведения импортозамещения и принес больше вопросов, чем дал конструктивных ответов. Так, основной акцент решения проблемы импортозамещения в № 488-ФЗ был перенесен на индустриальные (промышленные) парки и промышленные кластеры, хотя сам № 488-ФЗ в разрез с формализованной терминологией действующего Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ (в редакции от 31.12.2014) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» почему-то к промышленным кластерам отнес «совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности», хотя № 116-ФЗ и сопутствующая ему нормативно-правовая база формализует промышленные кластеры, как «совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов».
Дополнительную сумятицу внесли «Программа импортозамещения оборудования, технологий, материалов и систем» и «Методика оценки уровня локализации производства электротехнической продукции на территории Российской Федерации» ОАО «ФСК ЕЭС», где наряду с малопонятными и владельцам предприятий, и самим законодателям особым зонам, техпаркам и промышленным кластерам формализовали термины/обозначения «локализация компетенций», «локализация производства», «локализованное изделие», «локализованная работа» и т.д., но весь спектр планируемых мер по импортозамещению ориентирован на оборудование, технологии, материалы и системы в сетях напряжением 110-750 кВ, хотя основная доля бизнеса различной собственности продолжает обеспечивать транспорт и потребление электроэнергии в сетях 6-10 кВ и ниже.
Компания «Нюкон»