Несмотря на усилия правительства и программы профориентации, в России по-прежнему наблюдается серьезный дефицит квалифицированных инженерных кадров. С каждым годом эта проблема становится все острее. Особенно остро дефицит специалистов наблюдается в новых для отечественной экономики областях, например, в энергосбережении. Преодолеть негативную тенденцию можно только совместными усилиями образовательных учреждений и бизнеса. Одним из примеров успешного решения кадровой проблемы является новый совместный проект Казанского Государственного Энергетического Университета (КГЭУ) и компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.
Инвестиции в будущее
1 апреля 2015 года состоялось торжественное открытие первого в России многопрофильного научно-технического центра (НТЦ) для подготовки и повышения квалификации специалистов в области энергосбережения. НТЦ — плод совместных усилий компании «Данфосс» и Казанского Государственного Энергетического Университета.
«Это стало возможным благодаря поддержке правительства Татарстана — по сути,первого российского региона, где энергосбережение рассматривается как ключевой фактор экономического развития. Наше стратегическое сотрудничество началось не вчера, позади опыт многолетней совместной работы с руководством республики, профильными министерствами и ведомствами, а также бизнесом по реализации модернизационных энергосберегающих проектов в ЖКХ, энергетике и строительном секторе. Очередной вехой на этом пути стало соглашение о сотрудничестве в сфере энергосбережения, подписанное между «Данфосс» и Республикой Татарстан 28 мая 2014 года. В рамках этого соглашения президент республики Рустам Минниханов подготовил перечень поручений, в числе которых была проработка вопроса о применении опыта и оборудования «Данфосс» в учебном процессе профильных вузов Татарстана», — рассказывает Леонид Павлов, руководитель регионального Приволжского учебного центра компании «Данфосс».
По словам специалиста, который и сам является выпускником КГЭУ, компания и раньше сотрудничала с университетом. В течение ряда лет ее ведущие специалисты читали для студентов спецкурсы по отдельным дисциплинам и направлениям, проводили практические занятия, участвовали в работе дипломных комиссий. Поэтому за новый проект стороны взялись с энтузиазмом.
Университет предоставил и обустроил помещения, необходимые для размещения НТЦ, а компания «Данфосс» изготовила уникальные лабораторные стенды и дидактические материалы. Кроме того, специалисты компании, совместно с преподавателями КГЭУ, будут на постоянной основе читать в НТЦ лекционные курсы, проводить семинары и практические занятия. В работе НТЦ примут участие не менее 12 кафедр университета, которые сейчас вносят соответствующие изменения в свои учебные программы. Через аудитории центра будет ежегодно проходить порядка 1,5-2 тысяч студентов. И это, не считая курсов повышения квалификации для отраслевых специалистов. В настоящий момент программы их переподготовки прорабатываются специалистами «Данфосс» и преподавателями КГЭУ, после чего они будут согласованы с министерствами промышленности, энергетики, строительства и ЖКХ республики.
«Вопрос подготовки профессиональных кадров в области энергосбережения особенно важен в ключе четкого курса на импор- тозамещение, который взяла сегодня российская экономика. Чтобы выпускать высокотехнологичную продукцию, стране нужны не только производственные мощности, но и квалифицированный инженерный персонал», — отметил в своем выступлении на церемонии открытия НТЦ ректор КГЭУ Эдвард Абдуллазянов.
По мнению Леонида Павлова, российским техническим вузам необходима полноценная образовательная программа в области энергосбережения. Студентам это позволит изучать комплексные решения для различных отраслей экономики и знакомиться с передовым мировым опытом в этой области, а бизнесу — решить столь острую сегодня кадровую проблему. «Для нас это не издержки, а один из основных факторов развития, долговременные инвестиции в будущее», — говорит региональный директор «Данфосс».
Уникальная учебная база
В состав НТЦ «Данфосс» входят две аудитории и несколько лабораторий. Здесь, на действующих стендах, студенты вуза будут проводить практические занятия и лабораторные работы.
Все лабораторное оборудование было специально разработано и изготовлено на базе наиболее современных инженерных решений компании, которые используются в традиционной и альтернативной энергетике, теплоснабжении, нефтехимическом производстве, на транспорте, в пищевой промышленности и индустрии холода, управлении производственными процессами и других отраслях.
«В прошлом каждый студент технического вуза нашей страны получал не только теоретическую базу, но также и необходимый практический опыт. Это помогало, начиная со студенческой скамьи, осваивать будущую профессию, учило думать нестандартно и часто приводило к неожиданным находкам. Поэтому профессия инженера была почетной и уважаемой. Но даже тогда ощущался дефицит специалистов. В 1990-е годы, когда отечественное производство начало сокращаться, серьезно пострадала и учебная база, потерявшая доступ к последним достижениям практической науки и инженерной мысли. Сегодня, по мере ускорения научно-технического прогресса, технологии претерпевают изменения буквально на ходу, а оборудование постоянно модернизируется. Поэтому практика необходима студентам буквально с первых дней обучения», — считает Леонид Павлов.
Для реализации этой задачи, как уже было сказано ранее, в компании «Данфосс» разработали и изготовили ряд уникальных лабораторных стендов. Например, это настоящий рабочий блочный тепловой пункт, аналогичный тем, которые сегодня устанавливают в новостройках Казани и других городов Татарстана, которые широко применяются в региональных программах модернизации систем теплоснабжения (Рисунок 1).

Стенд позволяет на практике изучать процессы регулируемой передачи тепловой энергии из теплосети во внутренние системы отопления,ГВС, и вентиляции зданий. Задавая различные режимы работы теплового пункта, можно моделировать управление температурными режимами, погодное регулирование, процессы обратной связи в системах теплоснабжения, а также различные нештатные ситуации.
Это позволяет изучать работу теплообменного оборудования, насосов, запорно-регулирующих клапанов и арматуры, приборов управления и автоматизации при различных тепловых режимах. Примечательно, что в ходе выполнения лабораторных работ возможно устанавливать требуемое давление теплоносителя в трубопроводах системы отопления независимо от давления в трубопроводах теплосети.
Кроме того, в НТЦ студенты получат возможность изучать работу систем теплоснабжения в большем и меньшем масштабе. Например, стенд «Централизованное теплоснабжение» (Рисунок 2), оснащенный регулирующим клапаном с регулятором перепада давления, позволяет изучать процессы балансировки тепловых сетей в автоматическом и ручном режимах, моделировать различные режимы работы теплосети, исследовать взаимовлияние тепловых узлов, производить оценку технико-экономических показателей различных энергосберегающих решений.

Стенд «Внутренняя система отопления» (Рисунок 3) позволяет изучать работу однотрубной и двухтрубной систем отопления с тремя видами балансировки: ручной, автоматической с регуляторами перепада давления и автоматической с комбинированными регуляторами расхода теплоносителя. Последний метод является уникальной разработкой Danfoss для зданий с вертикальной стояковой разводкой системы отопления, которая долгие годы преобладала в российской и советской жилищной застройке. Эта технология особенно актуальна для программ капитального ремонта зданий прошлых лет постройки.

В ходе выполнения лабораторных работ возможно осуществлять настройку балансировочных клапанов и распределение потоков теплоносителя при различных комбинациях оборудования.
Кроме того, для нужд лабораторного комплекса НТЦ были созданы стенды «Автоматизация и диспетчеризация теплового пункта», «Система поквартирного учета тепла» (здесь также речь идет об уникальной разработке «Данфосс» для зданий с вертикальной стояковой разводкой отопления, которая сегодня активно внедряется в новом строительстве), «Насосы с частотным приводом», «Регулирование параметров работы вентиляционной установки», «Холодильная машина».
«В данный момент учебные программы НТЦ и профильных кафедр университета находятся в стадии разработки, которую специалисты «Данфосс» осуществляют совместно с КГЭУ. Начиная с нового учебного 2015/2016 года центр включится в учебный процесс и заработает на полную мощность. Тем не менее, уже сейчас для студентов и отраслевых специалистов проводятся практические занятия на стендах по трем основным направлениям: тепловая автоматика, холодильное оборудование и частотное регулирование электродвигателей», — рассказывает Леонид Павлов.
Созданный в Татарстане учебный центр является наглядным примером сотрудничества образования и бизнеса в деле создания кадрового резерва страны. Распространение и тиражирование этого опыта может решить одну из наиболее актуальных для отечественной экономики проблем и стать началом возрождения престижа инженерной профессии в России.
Пресс-служба компании «Данфосс»