
Ведущие светотехнические компании в ближайшем будущем откажутся от продукции, маркировка которой противоречит этике ведения бизнеса.
Для борьбы с некачественной и контрафактной продукцией, а также с завышением параметров крупнейшие игроки электротехнического рынка России создали ассоциацию «Честная позиция». Наш журнал уже публиковал интервью с исполнительным директором ассоциации Сергеем Гвоздевым-Карелиным. Наиболее остро проблема завышения технических параметров стоит применительно к светотехническому оборудованию. Для её решения 29 июня 2016 года в Москве прошла конференции производителей и дистрибуторов световых приборов «Соответствие в светотехнике», в работе которой приняли участие 97 человек из 66 компаний, занимающих 80% рынка светотехники в нашей стране.

Сергей Гвоздев-Карелин
Помимо ассоциации «Честная позиция», в проведении конференции активное участие приняла Ассоциация производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС, бывшее НП ПСС), а также компания «Лайтинг бизнес консалтинг» — технический оператор проекта «Честная позиция» по масштабному тестированию светотехнического оборудования на предмет соответствия заявленным характеристикам.
Этот проект — одно из первых крупномасштабных мероприятий, проводимых недавно созданной ассоциацией «Честная позиция». Технический оператор закупает образцы светотехнического оборудования у официальных дистрибьюторов и дилеров производителя. Конкретную торговую точку выбирает независимый от ассоциации менеджер проекта. Испытания проводятся в ведущих лабораториях, на все образцы оформляются протоколы испытаний. Результаты испытаний публикуются на сайте «Честной позиции», рассылаются по e-mail членам ассоциации и непосредственно в светотехнические компании-производители тестируемых образцов. В ближайшем будущем планируется знакомить с результатами испытаний и федеральные органы исполнительной власти. Заинтересованность правительства в очистке рынка светотехнической продукции от недобросовестных игроков подтвердил в своем выступлении помощник заместителя министра энергетики РФ Дмитрий Мельников. По его словам, выпуск оборудования, не соответствующего заявленным требованиям, тормозит внедрение светодиодных технологий, так как подрывает доверие потребителей, а иногда даже и специалистов к светодиодному освещению.
Также Дмитрий Мельников попросил особое внимание при тестировании уделять измерению спектра излучения светодиодов, так как от этого зависит здоровье людей. Елена Гаврилова, возглавляющая орган по сертификации «Александровский испытательный центр» сообщила, что, к сожалению, после длившейся несколько лет тенденции по улучшению качества светотехнической продукции наметилась тенденция на ее снижение. Если в 2014 году установленным нормам соответствовало 70% испытываемой центром светотехнической продукции, то в 2015 году — только 50%. Большой проблемой являются гармонические составляющие, которые светильники добавляют в сеть электропитания. 30% испытанных образцов не соответствуют нормам по данному показателю. А это, и помехи всевозможным средствам связи, и даже ухудшение работы сети электропитания. Руководитель АПСС Евгений Долин считает, что крупнейшие и наиболее ответственные участники рынка больше не могут мириться с существующим положением дел, когда недобросовестные производители завышают параметры светотехнической продукции. Выход видится в создании системы контроля, базирующейся на утвержденных государством стандартах и действующей на принципах открытости, прозрачности и ответственности участников рынка.

Евгений Долин
С необходимостью наведения порядка на светотехническом рынке согласились 49 компаний, которые в итоге подписали по итогам конференции совместное заявление «Об этике работы на светотехническом рынке РФ» (44 представителя компаний подписали документ непосредственно на мероприятии, еще 5 сделали это заочно).
В заявлении, в частности, указано, что дистрибьюторы берут на себя обязательство не распространять продукцию, если она не соответствует действующим техническим регламентам, параметры расходятся с заявленными характеристиками, а также при отсутствии надлежащей маркировки. В этих случаях производители берут на себя обязательство незамедлительно принять меры к устранению несоответствий.
После подписания прошел «круглый стол», на котором обсуждались конкретные действия по внедрению положений совместного заявления в жизнь. По его итогам назначена дата 1 декабря 2016 года, до которой производители должны устранить недочеты, а дистрибьюторы — очистить склады от продукции, не соответствующей положениям совместного заявления. Однако были и противники таких решительных мер.
Представители ряда дистрибьюторских компаний не скрывают, что на их складах есть немало некачественной продукции. И дело даже не в том, что в нынешних экономических условиях быстро распродать товар не удастся, нет. Все дело в сроках. Для того, чтобы разместить заказы с новыми спецификациями в Китае, а потом доставить их в Россию, потребуется несколько месяцев. Заявки, выполненные по старым спецификациям, будут поступать на склады минимум до конца октября, т.е. к 1 декабря не успеют распродаться.
В качестве альтернативного выхода предлагается отодвинуть дату очистки складов от продукции с завышенными параметрами на более позднее время, вплоть до конца 2017 года. Другой вариант — наклеивать на упаковку светильников этикетку с реальными техническими характеристиками, чтобы выбор делал уже потребитель, исходя из цены. А потребитель должен обладать достоверной информацией об их истинном предназначении и возможностях.
В то же время, участники дискуссии были единодушны в том, что несоответствующая действующему законодательству продукция (скажем, есть опасность для жизни людей) должна быть без каких-либо промедлений удалена со склада. Возможно, найти приемлемый вариант удастся рабочей группе по реализации решений, принятых на конференции.
